Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе «Вишенка» компенсирующей направленности для детей с ТНР МДОБУ «Детский сад № 19»
статья (старшая группа)

Экснер Елена Федоровна

  Развивающая предметно -  пространственная среда в старшей группе «Вишенка» компенсирующей направленности  для детей с ТНР МДОБУ «Детский сад № 19»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpps.doc463 КБ

Предварительный просмотр:

  Развивающая предметно -  пространственная среда

 в старшей группе «Вишенка»

компенсирующей направленности  для детей с ТНР

МДОБУ «Детский сад № 19»

   При создании РППС особое внимание уделяю обеспечению благоприятных условий проживания детьми в группе.

Организовала развивающую предметно – пространственную среду согласно требованиям ФГОС ДО с учетом гендерного подхода, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и дающую возможность развития индивидуальных способностей и коррекции речевых нарушений дошкольников.

 Пространство группы оформила в виде разграниченных центров, оснащение которых меняется согласно комплексно – тематическому планированию и подразумевает одновременную деятельность 3-5 человек, что позволяет избежать эмоционального дискомфорта у дошкольников, но способствует проявлению детской инициативы. Среду трансформирую с учетом интересов детей.

На  основе    интеграции  содержания и видов  деятельности  в  группе  организовала  центры  активности  по  следующим направлениям: социально – коммуникативное, познавательное,  речевое, художественно – эстетическое, физическое. 

Социально-коммуникативное развитие

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Игровая зона группы распределена на два микропространства: центр игры для мальчиков и центр игры для девочек, в которых находятся разработанные схемы – действия, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения. В центр игры  для  девочек  поместила  игровой модуль «Кухня», оснащенный предметами бытовой техники и кухонными принадлежностями, контейнерами с атрибутами к сюжетно – ролевым играм «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Фотосалон», «Маленький кондитер», «Бюро путешествий», «Агентство недвижимости», «Дизайнерская студия».

         

                                   

   В  центр  игры  для мальчиков  поместила  игровой модуль «Мастерская» с наборами инструментов, многофункциональную ширму (АЗС, автомойка, шиномонтаж, с другой стороны ширмы – аптека, «кабинет» окулиста и педиатра),  модель парковки  и  дороги, рули и штурвалы, наборы машин (специальный транспорт, воздушный, военная техника).  Мобильность  данного  центра  позволяет  детям разворачивать сюжет игры за его пределами.  Рядом с игровой  зоной мальчиков, размещены контейнеры  с  атрибутами  для  любимых  сюжетно – ролевых игр: «Служба спасения»,  «Военные»,  «Строители»,  «Станция технического обслуживания», «Зона космоса», «Салон сотовой связи», «Банк».  Такая  расстановка   позволяет  каждому  ребенку  найти  игру  по  душе, комфортно взаимодействовать со сверстниками.

         

     

Создавая развивающую среду в группе, особое внимание  уделяю созданию условий для формирования навыков безопасного поведения детей. В уголке безопасности имеется разнообразный материал по правилам поведения: на дорогах, во время пожара, около водоема, в лесу, на льду, при использовании электроприборов дома. Для этого специально оборудован  макет с разметкой улиц и дорог с набором машин, дорожных знаков; имеются сюжетные иллюстрации, раздаточный и  демонстрационный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, атрибуты для обыгрывания ситуаций, лэпбуки. Материал меняется и пополняется в соответствии с актуальностью темы.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.246\IMG_20241112_093812_edit_937516748909290.jpg

 

   

Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Чтобы  дежурство  сделать  более увлекательным  и  последовательным,    в  группе  оформила яркий  уголок «Мы дежурим».  Здесь находятся стенд с индивидуальными карточками, фартуки и головные уборы  для дежурных,  а  также  алгоритм  для самостоятельного и последовательного  выполнения  действий. 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия, которым является в нашей группе  «Уголок уединения». Здесь ребенок может уединиться и заняться своим любимым делом, или просто отдохнуть, поднять себе настроение, воспользовавшись мешочком грусти или радости, вязаными куклами «Настроение», ковриком «Злости», стаканчиками для крика, рамкой  «Портрет хорошего меня».

                       

Познавательное развитие.

Реализуя право детей на свободу выбора деятельности по интересам, в группе мною созданы центры детской активности: «Почемучка», «Мир математики», «Моя Родина»,  мини – музей «Русская изба», «Нескучные игры».  

Центр «Почемучка»  оснащен материалами и оборудованием для  проблемно – поисковой, исследовательской деятельности и простейшего экспериментирования. Здесь же находятся стол с песком и водой, картотеки экспериментов и экологических прогулок, гербарии, муляжи фруктов и овощей, игрушки животных различных  климатических  зон, макеты экосистем, оборудование (микроскоп, лупы, компас и т.д.) для проведения исследований. В центре дети имеют  возможность ухаживать  и  наблюдать  за  комнатными растениями  в  разных  условиях  в  течение года.

Подобранный материал позволяет формировать представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях объектов окружающего мира и их взаимодействии между собой.

     C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.854\IMG_20241112_114203_edit_938583558736591.jpg

Оснащение центра «Мир математики» способствует  формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Он представлен разнообразными дидактическими играми,  головоломками и лабиринтами на развитие логики, мышления, внимания; счётным, наглядным и раздаточным материалом, пособием «Занимательные дорожки». В центре разместила также игры, формирующие у детей интерес к элементарной математической деятельности,  требующие умственного напряжения и интеллектуального усилия:  логические блоки Дьенеша, «Сложи узор», цветные счетные палочки Кьюизенера.

   В центре «Моя Родина» разместила  государственную и негосударственную  символику:  герб и флаг России, портрет главы государства; символику  Красноярского края и родного  города Минусинск, буклеты, открытки, альбомы. Подобранный материал позволяет детям самостоятельно пополнять свои знания, и направлен на формирование у старших дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, любви к родному краю, к культурному наследию своего народа, воспитание уважения к своим национальным особенностям и толерантного отношения к представителям других национальностей.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.101\IMG_20241112_104041_edit_938065880836684.jpg

Для знакомства детей с культурой, традициями русского народа в группе, совместно с родителями организовала мини – музей «Русская изба», где дети не только знакомятся с утварью и бытом русского народа, рассматривают экспонаты, но и используют их в своих играх.

В уголок  «Нескучные игры» поместила дидактические и настольно – печатные игры, которые повышают интерес детей к образовательной деятельности, развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение программного материала. Это игры – бродилки, пазлы, домино, лото, головоломки, игры на плоскостное моделирование, с цифрами и числами, ориентировку в пространстве и времени.

 

Речевое развитие.

Для коррекции всех сторон речи ребенка организовала в группе центр «Учимся говорить правильно». Для развития фонетико – фонематических процессов разместила дидактическое пособие «Буквоград», дидактические игры «Волшебный лифт» (технология ТРИЗ), «Четвертый лишний», «Мой, моя, мое, мои», ребусы, «Короткие истории» (игра для развития речи, логического мышления и памяти), «Крестики-нолики», «Где живет звук», альбом «Наша азбука», карточки на автоматизацию звуков, игры «Что сначала, что потом», «Аналогии», «Ассоциации», игры для совершенствования навыков звукового анализа: «По дорожке слов», «Слоговое лото», «Говорящие слова», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.

Для коррекции звукопроизношения центр оснащен  настенным зеркалом  для  индивидуальной  работы  с  детьми  с  ТНР, картотекой  артикуляционных гимнастик. Для развития мелкой моторики рук поместила в центр  шнуровки, мячики, волчки, Су – джок, сухой бассейн, игры с пуговицами и палочками, картотеки пальчиковой гимнастики и упражнений на координацию речи и движения.

В центре имеются иллюстрации, серии  сюжетных  картинок, мнемотаблицы, книжки – малышки, созданные детьми, картинный материал по лексическим темам, способствующие развитию лексико-грамматической стороны речи дошкольников.

Для развития речевого дыхания изготовила игры – тренажеры:  «ветродуйчики», «Футбол», «Загони мышку в норку».

Художественно-эстетическое развитие

представлено в группе центрами «Книжный мир», «Мир театра», «Музыкальный мир»,  «Наше творчество», «Конструкторское бюро».

С целью обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества, знакомства детей с книжной культурой, понимания жанров детской литературы и поддержания интереса и любви к книге оборудовала центр «Книжный мир». Он оснащен тематической подборкой книг, журналами,  энциклопедиями, портретами детских писателей и поэтов.

В центре  «Музыкальный мир»  имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, дидактические игры на развитие музыкального слуха, лото, магнитофон, аудио записи музыкальных произведений, соответствующих возрастной группе, портативная колонка. Все это способствует развитию музыкальной памяти, формированию умений узнавать знакомые песни, чувствовать характер музыки, эмоционально на неё реагировать.

Центр «Мир театра» представлен разными видами: настольный, пальчиковый, бибабо, теневой и др., а также масками, ширмой и атрибутами для драматизации сказок, костюмами, с помощью которых дети имеют возможность проявить себя в роли актера, режиссера, сценариста.  Театрализованная деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

В центр «Наше творчество» поместила иллюстрации картин известных художников, схемы для лепки и рисования животных, человека, птиц, природы, традиционные материалы, а также «Волшебный сундучок», наполненный большим количеством разнообразных нетрадиционных материалов, которые дети используют при работе в творческих мастерских. В соответствии с темой недели, в уголке оформляю выставки детских работ и выставки разных видов народного декоративно – прикладного искусства (игрушки, посуда,  панно, вышивки, изделия из бересты и др.).

В центр «Конструкторское бюро» поместила конструкторы разного вида, в том числе Лего, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы и чертежи построек для каждого конструктора, мелкие игрушки, бросовый материал, что позволяет организовать конструктивную деятельность со всей группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство в учебной или игровой зоне и направлено на развитие детского творчества, конструкторских способностей. Для мобильности построек дети используют платформы на колесиках.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.329\IMG_20241112_074759_edit_935880467261112.jpg     C:\Users\Admin\Desktop\IMG_20241119_074650.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\20241118_212138.jpg

Физическое развитие.

Для  развития  двигательной  активности детей создала в группе спортивный центр  «В здоровом теле – здоровый дух».  Создавая условия для реализации задач этой области, делала акцент на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. В  центре  разместила  атрибуты  для  подвижных  игр  и спортивный  инвентарь: кегли, мячи разного размера и цвета,  скакалки, а также  нетрадиционный  инвентарь,  изготовленный  совместно с родителями: флажки, рули, дорожка здоровья,  ежики, ленты, мешочки с крупой, которые  находятся  в  свободном  доступе.

В центре поместила картотеки комплексов утренней гимнастики, гимнастик после сна, физминуток, подвижных игр, пособия, лэпбук и плакаты «Строение человека», «Здоровый образ жизни», «Правильное питание, полезные продукты»,  «Советы Айболита», «Папка Мойдодыра», «Виды спорта»,  атрибуты для   подвижных игр, эстафет, соревнований, изготовленные  совместно с детьми и родителями.

Для  эффективной  работы  с  семьями  воспитанников  в  приемной  группы поместила  информационный  стенд,  который  содержит информацию  о непосредственно-образовательной  деятельности,  режиме  дня,  меню и возрастных особенностях детей.  В приемной группы находятся папки-передвижки по временам года и безопасности, альбомы с консультациями от  воспитателей  и  специалистов, грамоты группы за участие в конкурсах, грамоты и благодарности для родителей за сотрудничество. Здесь же расположены 2 небольших планшета в виде вишенок с рекомендациями для родителей по теме недели и информация по работе над проектом. Родители имеют возможность увидеть  работы детей  в  соответствии  с  темой недели в уголке  «Наше  творчество». Периодически в приемной группы организую персональные выставки детей и родителей, отражающие их увлечения и хобби. Как копилку личных достижений детей в разнообразных видах деятельности, использую технологию «Портфолио дошкольника», расположенное на детских шкафах в пластиковых конвертах.

           

             

Я организовала развивающую предметно-пространственную среду в группе таким образом, чтобы дети с радостью приходили в группу и чувствовали себя уютно и комфортно в течение всего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды старшей группы

Публикация содержит практические советы по организации предметно-развивающей среды для детей старшего возраста. Показаны центры развития, их названия, описание оборудования. Информация сопровождается ...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноцен...

Презентация развивающей предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с ФГОС ДО и ООП детского сада

Презентация развивающей предметно-пространственной среды средней группы, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП детского сада , будет в помощь педагогам, планирующим выход на аттестацию...

"Развивающая предметно - пространственная среда старшей группы "МБДОУ "Детский сад "Алёнушка"

Данная презентация наглядно демонстрирует развивающую предметно - пространственную среду в старшей группе....

План развития развивающей предметно-пространственной среды старшей группы для организации работы по ознакомлению детей с профессиями

План  представляет собой перечень материалов оснащения профориентационной развивающей предметно-пространственной среды группы....

Рекомендации по внесению изменений в развивающую предметно-пространственную среду старшей группы детского сада.

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасной и комфортной обстановке. Важнейшая сост...