Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.
рабочая программа (старшая группа) по теме
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. При её организации соблюдены требования ФГОС ДО и принципы:
-содержательности и развития
-трансформируемости
-полифункциональности
-вариативности
-доступности
-безопасности
-здоровье- сбережения
-эстетичности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения,
-реализацию различных образовательных программ,
- учет возрастных особенностей детей,
-организацию специальных условий в группах компенсирующей направленности,
-возможность осуществления специалистами квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ,
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами,
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях,
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,
-возможность самовыражения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Старшая группа ОВЗ. | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
3.6 Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы
В группе создана содержательная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная предметно-пространственная среда, представленная в таблице:
Центр развития | Оборудование и материалы, которые должны быть в группе |
Спортивный центр | -коврик, дорожки массажные; -мячи массажные малые, -корзина для метания мячей; -кольцо для забрасывания мяча, -обручи; скакалка; гантели, кегли; -кольцеброс; -маски для подвижных игр; -ленты, флажки, султанчики; |
Центр познавательного развития | -песочные часы, термометры; -пластмассовые тазики; -воронки, сито, ложки, лопатки; -природный материал; -математические наборы; -набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины); -набор цифр, числовые карточки; -набор плоскостных геометрических фигур ; -мозаика (разных форм и цвета, мелкая) с графическими образцами; -набор кубиков с цифрами и знаками; -математическое лото; -набор карточек с изображением количества; -развивающие дидактические игры; Материал по познавательному развитию: -наборы картинок для группировки и обобщения; -наглядно-дидактические пособия по темам; -набор парных картинок на соотнесение; -наборы предметных картинок для сравнения по разным признакам последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина); -серии картинок (по 4 - 6) для установления последовательности событий (сказки); -серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей); -предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого формата; -разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6 - 8 -12 частей) -календарь природы; -модель частей суток; -макет хоз. двора и жарких стран, перекрёстка и улицы; -схемы для моделирования; -разрезные сюжетные картинки (6-8частей). Краеведческие материалы: фотографии родного края, гербарии. |
Центр речевого развития | -Дидактические наглядные материалы; -иллюстрации к художественным произведениям; -стеллаж для книг, стол и стул; -предметные и сюжетные картинки ; -книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; -различные виды театра; -костюмы и маски, атрибуты для разыгрывания сказок; -«Чудесный мешочек» с различными предметами. |
Центр творчества | Материалы для конструирования: -строительные наборы с деталями разных форм и размеров; -коробки большие и маленькие; -бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; -природные материалы (шишки, скорлупа орехов, др.); -мольберт ; -наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п. индивидуальные палитры для смешения красок; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски, ватные палочки и зубочистки, поролоновые тычки, акварельные мелки, различные штампы для нетрадиционной техники рисования; -бумага для рисования разного формата; -цветной картон разного формата, -бумага для айрис-фолдинга, квиллинга, -салфетки бумажные, -салфетки влажные, (хорошо впитывающей воду, для осушения кисти) салфетки для рук; -губки из поролона; -пластилин, моделин; -мелки восковые; -доски для лепки; -стеки разной формы; -гуашь, акварель, пальчиковые краски. |
Центр живой природы | -комнатные растения; -аквариум, -ящики для посадки, вазы; -леечки, инструменты для ухаживания за комнатными растениями; -изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой. -календарь природы |
Центр сюжетно-ролевых и др. игр | Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и др. -кукольная мебель; -кроватки игрушечные; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.); -куклы; -фигурки средней величины: дикие и домашние животные; морские обитатели, -наборы кухонной и чайной посуды; -набор овощей и фруктов; -набор хлебобулочных и кондитерских изделий ; -набор "бакалея" -машины крупные и средние; грузовые и легковые; -набор строительных инструментов, -телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, -утюг, гладильная доска, и др. -кукольные коляски; -тематические наборы «Ферма», «Парикмахерская», «Строитель» и т.д; -настольные игры. |
Музыкальный центр | -Музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, ложки и др); -Дидактические игры. |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. При её организации соблюдены требования ФГОС ДО и принципы:
-содержательности и развития
-трансформируемости
-полифункциональности
-вариативности
-доступности
-безопасности
-здоровье- сбережения
-эстетичности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения,
-реализацию различных образовательных программ,
- учет возрастных особенностей детей,
-организацию специальных условий в группах компенсирующей направленности,
-возможность осуществления специалистами квалифицированной коррекционной помощи детям с ОВЗ,
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами,
-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях,
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,
-возможность самовыражения детей.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, ТСО, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей предметно-пространственная среда в группе трансформируется.
С помощью использования различных составляющих предметной среды: детской мебели; легко передвигаемых предметов, природных материалов, предметов-заместителей достигается многоуровневая функциональность среды.
В группе оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.
Дети имеют свободный доступ ко всем объектам предметно- пространственной среды, которые безопасны и надёжны в их использовании.
В группе создана уютная естественная обстановка, гармоничная по цветовому и пространственному решению. Использованы светлые пастельные тона для оформления стен, подобрана мебель естественных оттенков. Предметы мебели гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле.
Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала.
В группе детей старшеговозраста соблюдается зонирование различных видов детской деятельности по уголкам: познавательной, математической, экологической, речевой, исследовательской, двигательной, конструкторской, музыкальной.
Игровые уголки соответствуют требованиям педагогики, психологии и санитарным нормам. Оснащение уголков меняется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса с учётом регионального компонента и традициями ДОУ. Достаточно атрибутов для сюжетных и ролевых игр девочек и мальчиков.
В группе оборудован уголок народного искусства ( глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта), материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности ( цветные и простые карандаши, краски акварельные, гуашь, фломастеры, пластилин, кисти и др.). Для нетрадиционных видов изобразительной деятельности имеются: тычки, палочки, тампоны, свечи, поролон и т.д..
Двигательная среда в группах насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию двигательных умений, навыков.
Физкультурный уголок: представлен разнообразными пособиями: различными видами дорожек, наборами мячей, кегли, мякиши, дидактические игры по спорту, шашки, шахматы, много различных видов нетрадиционного игрового оборудования..
Педагогами разработаны дидактические игры и нетрадиционные пособия; оформлены тематические альбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, конструктивным играм.
Уголок по социально – нравственному воспитанию представлен символикой России, предметами быта, альбомами из жизни народов России, росписями, пособиями и оборудованием для сюжетно – ролевых игр, фотоальбомами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, форми...
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе ДОУ.
Младший возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспе...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС ДО
Презентационный материал...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для детей старшего дошкольного возраста
В данной статье расматривается создание предпосылок к проявлению самостоятельного познавательного интереса,через создание безопасной,насыщенной,функциональной и доступной предметно-развивающей с...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....