Перспективное планирование по познавательному развитию, раздел - сенсорное развитие.
методическая разработка (младшая группа)
Перспективное планирование адресовано: воспитателям второй младшей группы для формирования сенсорного развития. Для развития восприятие цвета, формы и величины предметов у детей своей группы я использовала дидактические игры и упражнения, с учетом возрастных особенностей воспитанников. В разработке перспективного планирования мною были использованы учебно - методические пособия следующих авторов: Е.А. Янушко "Сенсорное развитие детей раннего возраста", Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет", Л.А. Венгер "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников".
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий.Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_2022.docx | 42.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по познавательному развитию (Сенсорное развитие).
вторая младшая группа №3
Месяц, неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь 1 неделя «Здравствуй, детский сад!» | Занятие 1 «Наша группа» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. | Игровой материал | Игры в сенсорном уголке (центре). Д/игра «Какого цвета»? | Разные игрушки, в которые мы любим играть. | Беседа «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка» |
Сентябрь 2 неделя «Азбука безопасности» | Занятие 2 «Воздушные шары» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов. Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами. | Воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров, картонная полоска | Знакомство с цветами. Д/и «Воздушные шары». Работа с воспитателем. | Дидактическая игра «Разбери мебель по цвету», «Разложи машинки по цвету» | Консультация для родителей "Что такое сенсорика, и почему ее необходимо развивать?" |
Октябрь 1 неделя «Осень в мире растений» | Занятие 3 «Урожай осени» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Познакомить детей с формами: круг и овал. Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени. | Мешочек, иллюстрации и муляжи овощей, дидактический материал. | Рассматривание Наблюдение на прогулке. Игровой момент. Игра «Чудесный мешочек» | Дидактическая игра « Собери овощи» | |
Октябрь 2 неделя «В мире животных» | Занятие 4 «Будка для собачки» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». | Вызывать у детей эмоциональное отношение к животным. Учить заботиться о них, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем готовых бумажных заготовок и приклеивания. продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме). | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | Чтение стихов и рассказов о животных, рассматривание и обыгрывание. | Составление композиции из игрушек народных промыслов и скульптуры малых форм «Наши домашние питомцы», Дидактические игры «Что за зверь?», «Кто что ест?» и т.п. | |
Ноябрь 1 неделя «Игрушки» | Занятие 5 «Подбери по цвету» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). | У каждого ребенка карточка (30х20 см), разделенная на шесть клеток разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета | Игровой ситуация, самостоятельная работа детей. | Дидактические игры «Подбери чашки к блюдцам», «У кого какое платье», «Собери бусы» | |
Ноябрь 2 неделя «Расту здоровым» | Занятие 6 «Оденем кукол на прогулку» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». | Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме). | Геометрические фигуры | Подбор кукольной одежды (по сезону) в игровом уголке; игры с куклами «Собираемся на прогулку» | Дидактическая игра «Что нужно куколке красавице?». | |
Ноябрь 5 неделя « Волшебные слова и поступки» | Занятие 7 «Соберем пирамидку» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. | Пирамидка- образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка (желательно одноцветная). | Игра с воспитателем. Самостоятельная работа детей. | Дидактическая игра «Собери пирамидку» | |
Декабрь 1 неделя «В гостях у сказки» | Занятие 8 «Спрячь мышку» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета. | Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов | Игровой момент. Игра с воспитателем. Самостоятельная работа детей. | Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти. | Консультация «Сенсорные игры в детском саду» |
Декабрь 4 неделя «Новый год у ворот» | Занятие 9 «Украсим елочку» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет. Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами. | Планшет (30х 50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цв.бумаги. | Игровой момент. Игра с воспитателем. | Дидактическая игра «Поставь машины в гараж» | Индивидуальные беседы и рекомендации |
Январь 2 неделя «Зимние забавы» | Занятие 10 «Цветные льдинки» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Закрепление основных цветов спектра, учить ориентироваться в пространстве, формирование умений слушать команду взрослого и выполнять правила игры группе. | Обручи шесть цветов спектра | Подвижная игра. «Цветные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дин-дон, дин-дон!» По команде взрослого «Ветер» разбегаются, «Мороз» найти обруч в котором стояли. (обручи меняются местами) | Ориентировка на цвет и ориентировка в пространстве. | |
Февраль 1 неделя «Неделя доброты» | Занятие 11 «Заборчик для лошадки» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Продолжать знакомить детей с окружающими предметами, материалами из которых они сделаны. Учить строить забор по образцу воспитателя. Закреплять умение детей различать предметы по величине; уметь работать с глиной, скатывать валик большого и маленького размера, любоваться выполненной работой. | Демонстрационный материал. Силуэты лошадок | Игровой момент. Совместное со взрослым и самостоятельное обследование предметов. | Дидактическая игра«Сделай картинку»,«Длинное -короткое». | |
Февраль 2 неделя «В мире профессий» | Занятие 12 «Заштопай штанишки» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами. | Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. | Показ геометрических фигур – заплаток, предложить помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их | Дидактические игры на определение формы | |
Март 1 неделя «Мамин день» | Занятие 13 «Бусы для мамы» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Закрепление умения различать цвета. Обучение умению подбирать и чередовать цвета в соответствии с образцом. Закрепление знаний о названиях цветов | Крупные пластмассовые или деревянные бусины разного цвета с большими отверстиями; шнурки; карточки с нарисованными на них образцами сборки бус. | Показ вариантов изготовления украшений, привлечение внимания | Дидактическая игра «Такие разные бусы», «Выложи по образцу» | Вручение подарков мамам. |
Март 2 неделя «Народная культура» | Занятие 14 «Народная игрушка» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их). | Демонстрационный: трехместная матрешка. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов - по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах). | Игровой момент. Игра с воспитателем, сюжет для игры | Дидактические игры «Помоги матрешки найти свои игрушки», «Собери пирамидку», «Раскрась фартуки матрешкам» | Консультация «Сенсорное развитие детей» |
Март 5 неделя «Весна» | Занятие 15 «Цветные ряды» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Восприятие цвета с помощью зрения и по названию. Обучение сортировке изображений по цвету. Называние хорошо знакомых цветов и форм. | Карточки с изображениями предметов определенного цвета (рисунки или фото); цветные квадраты. | Разложить карточки, ориентируясь на цвет квадратов. предложите каждому собирать и раскладывать в ряд картинки заданного цвета. | Дидактическая игра «Кто едет в вагончиках цветного поезда» | |
Апрель 1 неделя «Весна» | Занятие 16 «Найди цветок для бабочки» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Учить различать цвета.Обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета» «такого же цвета». Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами. | Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы | Игровая ситуация-помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать | Игра по ознакомлению с цветом | |
Апрель 4 неделя «Зеленая планета» | Занятие 17 «Собери капельки в стакан» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Формировать в речи названия основных цветов и форм предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам. | Просьба собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: Наберем целый стакан одинаковых капелек». | ||
Май 1 неделя «Весна–красна» | Занятие 18 «Деревья, кусты, трава» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» | Знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины - высокий, средний, низкий; раз-витие внимания. | Подвижная игра | Объяснение- дерево высокое, куст — средний по высоте, а трава низкая. Показ, изображения- высокое дерево -встать в полный рости поднять прямые руки вверх,куст - стоять, опустив руки, а низкую траву -присесть на корточки. | Изучение величины | |
Май 4 неделя «Встречаем лето» | Занятие 19 «Мир вокруг нас» Л.А. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет | Эталоны цвета: красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный; выделение цветов в предметах окружающего мира. Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки. Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и приме ривания. | Конструктор Лего | Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и примеривания. | Панно «Разноцветный мир» — изображение предметов разных цветов (солнце, река, деревья и т.д.). |
Список используемой литературы:
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
- Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада .
- Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие; Под ред. Петровой И.В. –М.:ТЦ Свера,2012
- Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».- Мозаика-синтез, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование НОД, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Музыка", 2 младшая группа
Перспективное планирование НОД, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Музыка", 2 младшая группа...
Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (величина)
В данном документе прослеживается работа педагога по сенсорному развитию (раздел "Величина"): формы работы, методы работы , усложнения в каждой возрастной группе детского сада...
Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (форма)
Данный материал раскрывает методы, формы , усложнения работы по сенсорному развитию : раздет "форма"...
Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (цвет)
Данный материал раскрывает планирование работы по ознакомлению детей с цветом...
Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (вкус)
Данный материал раскрывает планирование работы по ознакомлению дошкольников с понятием "вкус"...
Перспективное планирование педагогической работы по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет
План составлен в соответсвии пяти направлениям ФГОС и включает в себя различные мероприятия....