Перспективное планирование по познавательному развитию, раздел - сенсорное развитие.
методическая разработка (младшая группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Перспективное планирование  адресовано: воспитателям второй младшей группы для формирования сенсорного развития. Для развития восприятие цвета, формы и величины предметов у детей своей группы я использовала  дидактические игры и упражнения, с учетом возрастных особенностей воспитанников. В разработке перспективного планирования мною были использованы учебно - методические пособия следующих авторов: Е.А. Янушко "Сенсорное развитие детей раннего возраста",  Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет", Л.А. Венгер "Дидактические игры и упражнения  по сенсорному воспитанию дошкольников".

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается  живительный поток представлений , понятий.Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_2022.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по познавательному развитию (Сенсорное развитие).

вторая младшая группа №3

Месяц,

неделя

Тема,

литература

Программное

содержание

Материалы и

оборудование

Методы и

приёмы

Совместная

деятельность

с детьми

Совместная

деятельность

 с родителями

Сентябрь

1 неделя

«Здравствуй,

детский сад!»

Занятие 1

«Наша группа»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития.

Игровой материал

Игры в сенсорном уголке (центре). Д/игра «Какого цвета»?

Разные игрушки, в которые мы любим играть.

Беседа «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка»

Сентябрь

2 неделя

«Азбука

безопасности»

Занятие 2

«Воздушные шары»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами.                                          

Воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров, картонная полоска

 Знакомство с цветами.

 Д/и «Воздушные шары».

Работа с воспитателем.

Дидактическая игра «Разбери мебель по цвету», «Разложи машинки по цвету»

Консультация для родителей "Что такое сенсорика, и почему ее необходимо развивать?"

Октябрь

1 неделя

«Осень в мире

растений»

Занятие 3

«Урожай осени»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Познакомить детей с формами: круг и овал. Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени.

Мешочек, иллюстрации и муляжи овощей, дидактический материал.

Рассматривание Наблюдение на прогулке.

 Игровой момент.

Игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра « Собери овощи»

Октябрь

2 неделя

«В мире

животных»

Занятие 4

«Будка для

собачки»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

Вызывать у детей эмоциональное отношение к животным. Учить заботиться о них, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем готовых бумажных заготовок и приклеивания. продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, их цветом, методами обследования. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме).

Геометрические

фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Чтение стихов и рассказов о животных, рассматривание и обыгрывание.

Составление композиции из игрушек народных промыслов и скульптуры малых форм «Наши домашние питомцы», Дидактические игры «Что за зверь?», «Кто что ест?» и т.п.

Ноябрь

1 неделя

«Игрушки»

Занятие 5

«Подбери по цвету»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

У каждого ребенка карточка (30х20 см), разделенная на шесть клеток разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек - по одному каждого цвета

Игровой ситуация, самостоятельная работа детей.

Дидактические игры «Подбери чашки к блюдцам», «У кого какое платье», «Собери бусы»

Ноябрь

2 неделя

«Расту

здоровым»

Занятие 6

«Оденем кукол на прогулку»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Развивать умение сравнивать, выделять отдельные признаки, классифицировать по 1-2 признакам (по цвету, форме).

Геометрические фигуры                                                  

Подбор кукольной одежды (по сезону) в игровом уголке; игры с куклами «Собираемся на прогулку»

Дидактическая игра «Что нужно куколке красавице?».                                                

Ноябрь

5 неделя

« Волшебные слова и поступки»

Занятие 7

«Соберем

пирамидку»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

Пирамидка- образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка (желательно одноцветная).

Игра с воспитателем. Самостоятельная работа детей.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Декабрь

1 неделя

«В гостях у сказки»

Занятие 8

 «Спрячь мышку»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

 Плоскостные домики-норки красного, синего, желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов

Игровой момент. Игра с воспитателем.

Самостоятельная работа детей.

Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога

«двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

Консультация «Сенсорные игры в детском саду»

Декабрь

4 неделя

«Новый год

у ворот»

Занятие 9

 «Украсим елочку»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами.                                            

Планшет (30х 50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цв.бумаги.

 Игровой момент. Игра с воспитателем.

Дидактическая игра «Поставь машины в гараж»

Индивидуальные беседы и рекомендации

Январь

2 неделя

«Зимние

забавы»

Занятие 10

«Цветные льдинки»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Закрепление основных цветов спектра, учить ориентироваться в пространстве, формирование умений слушать команду взрослого и выполнять правила  игры группе.

Обручи шесть цветов спектра

Подвижная игра.

«Цветные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дин-дон, дин-дон!» По команде взрослого «Ветер» разбегаются, «Мороз» найти обруч в котором стояли. (обручи меняются местами)

Ориентировка на цвет и ориентировка в пространстве.

Февраль

1 неделя

«Неделя

доброты»

Занятие 11

 «Заборчик

для лошадки»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Продолжать знакомить детей с окружающими предметами, материалами из которых они сделаны. Учить строить забор по образцу воспитателя. Закреплять умение детей различать предметы по величине; уметь работать с глиной, скатывать валик большого и маленького размера, любоваться выполненной работой.

Демонстрационный материал. Силуэты лошадок

Игровой момент.

Совместное со взрослым и самостоятельное обследование предметов.

 Дидактическая игра«Сделай картинку»,               

«Длинное -короткое». 

Февраль

2 неделя

«В мире

профессий»

Занятие 12

 «Заштопай

штанишки»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами.                                            

Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Показ геометрических фигур – заплаток,  предложить помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их

Дидактические игры на определение формы

Март

1 неделя

«Мамин день»

Занятие 13

«Бусы для мамы»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Закрепление умения различать цвета. Обучение умению подбирать и чередовать цвета в соответствии с образцом. Закрепление знаний о названиях цветов

Крупные пластмассовые или деревянные бусины разного цвета с большими отверстиями; шнурки; карточки с нарисованными на них образцами сборки бус.

Показ вариантов изготовления украшений, привлечение внимания

Дидактическая игра «Такие разные бусы», «Выложи по образцу»

Вручение

подарков

мамам.  

Март

2 неделя

«Народная

культура»

Занятие 14

«Народная

 игрушка»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Демонстрационный: трехместная матрешка. Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов - по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Игровой момент.

Игра с воспитателем, сюжет для игры

Дидактические игры «Помоги матрешки найти свои игрушки», «Собери пирамидку», «Раскрась фартуки матрешкам»

Консультация «Сенсорное развитие детей»

Март

5 неделя

«Весна»

Занятие 15

«Цветные ряды»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Восприятие цвета с помощью зрения и по названию. Обучение сортировке изображений по цвету. Называние

хорошо знакомых цветов и форм.

Карточки с изображениями предметов определенного цвета (рисунки или фото); цветные квадраты.

Разложить

карточки, ориентируясь на цвет квадратов. предложите каждому собирать и раскладывать в ряд картинки заданного цвета.

Дидактическая игра «Кто едет в вагончиках цветного поезда»

Апрель

1 неделя

«Весна»

Занятие 16

 «Найди цветок для бабочки»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Учить различать цвета.Обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета» «такого же цвета».

 Воспитывать интерес к обследовательским действиям с предметами.                                            

Четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый ); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Игровая ситуация-помочь бабочкам найти свои цветы- посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать

Игра по ознакомлению с цветом

Апрель

4 неделя

«Зеленая

планета»

Занятие 17

 «Собери капельки

 в стакан»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Формировать в речи названия основных цветов и форм предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

Просьба собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: Наберем целый стакан одинаковых капелек».

Май

1 неделя

«Весна–красна»

Занятие 18

«Деревья, кусты, трава»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»

Знакомство с величиной; знакомство со словесным обозначением величины - высокий, средний, низкий; раз-витие внимания.

Подвижная игра

Объяснение-

дерево высокое, куст — средний по высоте, а трава низкая. Показ,  изображения- высокое дерево -встать в полный рости поднять прямые руки вверх,куст - стоять, опустив руки, а низкую траву -присесть на корточки.

Изучение величины

Май

4 неделя

«Встречаем лето»

Занятие 19

«Мир вокруг нас»

Л.А. Венгер

« Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет

Эталоны цвета: красный, зеленый, синий, желтый, белый, черный; выделение цветов в предметах окружающего мира.

Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки. Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и приме ривания.

Конструктор Лего

Составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные, с помощью проб и примеривания.

Панно «Разноцветный мир» — изображение предметов разных цветов (солнце, река, деревья и т.д.).

Список используемой литературы:

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  2. Венгер Л. А. и др.  Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада .
  3. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие;  Под ред. Петровой И.В. –М.:ТЦ Свера,2012
  4. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».- Мозаика-синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование НОД, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Музыка", 2 младшая группа

Перспективное планирование НОД, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел  "Музыка", 2 младшая группа...

Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (величина)

В данном документе прослеживается работа педагога по сенсорному развитию  (раздел "Величина"): формы работы, методы работы , усложнения  в каждой возрастной группе детского сада...

Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (форма)

Данный материал раскрывает методы, формы , усложнения работы по сенсорному развитию : раздет "форма"...

Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (цвет)

Данный материал раскрывает  планирование работы по ознакомлению детей с цветом...

Перспективное планирование работы с дошкольниками по сенсорному развитию (вкус)

Данный материал раскрывает планирование работы по ознакомлению дошкольников с понятием "вкус"...