Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»
консультация (средняя группа)

Безродных Людмила Иннокентьевна

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_doklad.docx583 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного

возраста посредством ознакомления с природой родного края»

                                                                                                 Подготовила Безродных Л.И.

     Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать её? В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Необходимо формировать у детей осознанно правильное отношение к представителям живой природы. Убеждать, что красота природы родного края – бесценна, поэтому её надо охранять.

     Задача данного доклада

- систематизировать знания детей об окружающем мире;

-формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;

-воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;

-расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире Бурятии;

 -развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихотворений о родной природе;

 -развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности;

-развивать художественное творчество на темы бережного отношения к природе родного края.      

        Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) - развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Критериями сформированного, осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие: - понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; - освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту; - проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе). Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

     Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль, как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

 - понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

 - осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие). В то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания к ней. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить, что прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного, как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, так как чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание, обращая на народные приметы. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. В процессе моей работы по данному направлению стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Соблюдайте чистоту, берегите природу это единственный источник физического здоровья и психологического состояния.

Жили люди на планете,

Мамы, папы и их дети

Бросят люди по бумажке

Планета станет замарашкой.

C:\Users\ivan\Downloads\IMG_20241116_221630.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...

Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".

Краткое описание работы по созданию педагогических  условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.

  Отчёт  по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края»...