Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
проект (подготовительная группа) по теме
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 24.01 КБ |
proekt_1_diagnostika.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №17 «Малютка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан ПРОЕКТ на тему: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» Подготовила: воспитатель Людмила Витальевна Масленникова г.Октябрьский, РБ 2017г. |
Актуальность. Экологическое состояние нашей планеты требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в природе, осознание того, что человек ни властелин природы, а её часть и выходец.
Психологи и педагоги утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Прежде всего, ребенок должен понять, как нужно вести себя, чтобы сохранить природу, и почему не имеет право нарушать закономерности природы.
В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
«Организм и среда» — взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
«Человек и среда» — взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Цель и задачи экологического образования дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
— создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;
— систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
— осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
— выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры, по моему глубокому убеждению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
В связи с вышеизложенным была выбрана тема проекта: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
Тип проекта:
Практико-ориентированный
Цель проекта: формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Задачи проекта:
1) формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
Экологические знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
-Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
-Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
-Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
-Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
2) развитие познавательного интереса к миру природы;
3) формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
4) воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
5) формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Участники проекта: проект разработан для детей 6-7 лет.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев
Ожидаемые результаты:
1) Расширены, углублены знания о природе родного края.
2)Сформировано осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Этапы осуществления проекта:
1) Подготовительный этап:
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
2) Практический этап - реализация проекта: ООД, беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность, экскурсии, природоохранные акции.
3)Итоговый:
Диагностика.
Презентация проекта.
План реализации проекта:
№ | Вид деятельности | Название |
1. | ООД Познавательное развитие | «Мой край Башкортостан» «Красная книга Башкортостана» «Что мы знаем о пчелах» «Поющий родник» (с использованием методов наглядного моделирования и экспериментирования) |
2. | ООД Речевое развитие | «Природа Башкортостана» (с использованием мнемотехники – алгоритм рассказывания) |
3. | ООД Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Уральские горы» Аппликация: «Пчела» Лепка (техника барельеф): «Башкирский лес» |
4. | беседы | «Человек и природа» «Лес – наше богатство» «Животные Башкортостана» «Птицы Башкортостана» «Башкирская пчела» «Растения Башкортостана» «Лекарственные растения Башкортостана» «Поход в лес» «Как сохранить природу» |
5. | Виртуальные экскурсии (с использованием ИКТ) | «Мурадымовское ущелье» «Пещера Шульган – таш» «Иремель горы», «Озеро Кандры – куль» «Озеро Аслы – куль» |
6. | экскурсии | «Парк Нефтяников» «Озеро Комсомольское (Банное)» |
7. | КВН | «Дикие животные нашего края» |
8. | Акции | «Кормушка» «Скворечник» «Елочка» «Посади дерево» «Берегите воду» |
9. | Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов | «Природа Башкортостана» «Животные Башкортостана» «Растения Башкортостана» «Озеро Кандры-куль» «Горы Башкортостана» «Реки Башкортостана» |
10. | Дидактические игры | «Собери картинку» Лото «Кто больше назовет?» «Узнай по описанию» |
11. | Сюжетно-дидактическая игра | «Поход в лес» |
12. | Чтение художественной литературы | Сказка «О курае» Легенды о происхождении шиханов Легенды о реках Башкортостана Сказка «Медведь и пчелы» |
13. | Продуктивная деятельность | Создание моделей экосистем |
14. | Итоговое мероприятие | «Цвети, мой край родной, Башкортостан!» |
Предварительный просмотр:
Карта мониторинга
по проекту «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края»
№ | Критерии | Фамилия, имя ребенка | Итого баллы | Итого уровень | ||||||||||||||
1 | Умеет различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы | |||||||||||||||||
2 | Имеет представление о экологических системах, взаимосвязи растений и животных в них | |||||||||||||||||
3 | Знает и называет животных, обитающих на территории Башкортостана (не менее 10) | |||||||||||||||||
4 | Знает и называет птиц, обитающих на территории Башкортостана (не менее 10) | |||||||||||||||||
5 | Знает и называет растения Башкортостана | |||||||||||||||||
6 | Знает и называет животные и растения из Красной книги Башкортостана, объясняет, почему они занесены в книгу | |||||||||||||||||
7 | Знает и называет реки Башкортостана | |||||||||||||||||
8 | Знает и называет озера Башкортостана | |||||||||||||||||
9 |
| |||||||||||||||||
10 | Имеет представление о значении
| |||||||||||||||||
11 | Проявляет активный интерес к миру природы | |||||||||||||||||
12 | Стремится принять участие в элементарной природоохранной деятельности | |||||||||||||||||
Итого баллы | ||||||||||||||||||
Итого уровень | ||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
Краткое описание работы по созданию педагогических условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
Актуальность.Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого...
План по самообразованию "Воспитание экологической культуры у детей старшего возраста через ознакомление с природой родного края"
Ознакомление детей старшей группы с растениями : лиственные деревья , хвойные деревья , травы ; с дикими животными средней полосы , их особенности в свяи с сезонными изменениями , среда обитания ; пти...
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...
- Мне нравится (3)