Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
статья по окружающему миру (младшая группа)
В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание | 44.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».
Organization of co-operating with parents within the framework of realization of project
"Ecological education of children of junior preschool age by means of acquaintance with nature of native edge".
Аннотация: В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспитанию.
Abstract: In this article described as far as ecological education is important in early preschool age, the necessity of purposeful work is grounded with families of pupils on ecological education.
Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, природа родного края, работа с родителями.
Keywords: children of junior preschool age, nature of native edge, work with parents.
Проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в раннем дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине. Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Все это обусловило направление инновационной деятельности в нашей группе.
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Чтобы наше общество стало экологически грамотным, необходимо начинать воспитание по данному направлению детей с раннего детства.
Актуальность нашего проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края», заключается в необходимости воспитания любви к природе с раннего возраста, посредством демонстрации личного положительного примера отношения к природе. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, ведь ребёнок по своей натуре любознателен - исследователь по своей природе. Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Мы осуществляем экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр с игрушками, изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре наши воспитанники усваивают новую информацию о природе, развивают память и восприятие, развивают мышление и речь. Заметное влияние на воспитание воспитанников оказывает уклад жизни их семей. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. В виду этого у нас ведется плодотворная работа с семьями воспитанников.
Цель нашего проекта: формирование представлений у детей о животном и растительном мире Кузбасса.
Основные задачи проекта:
- формировать представление детей о многообразии животного и растительного мира Кемеровской области;
- формировать бережное отношение к окружающему миру;
- организовать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Одной из главных задач нашего инновационного проекта - адаптировать сложную, обширную, в то же время очень интересную тему «экология», под младший дошкольный возраст, где мы учитываем возрастные особенности, возможности и интересы детей. Методика работы с детьми раннего дошкольного возраста в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Начали свою работу мы с изучения литературы по данной теме и создания плана работы с детьми. Нами была апробирована и проведена диагностика воспитанников, в ходе которой мы выявили у детей недостаточный уровень знаний в данной области. В рамках деятельности по программе «Семь чудес Кузбасса» творческим коллективом нашего ДОУ были разработаны критерии, которые легли в основу нашей диагностики: знания названий птиц, диких животных, обитающих в Кемеровской обл. (не менее 3 представителей), некоторых растений и деревьев, растущих в родном крае (не менее 3); знания представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Кузбасса (не менее 2 представителей); умение различать времена года, и признаки.
Установить «обратную связь» с родителями, учесть их пожелания нам помогло анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников», которое показало важность экологического воспитания дошкольников в ДОУ. В младшем дошкольном возрасте без слаженной работы воспитателя с родителями не добиться хороших результатов. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании”), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Поэтому в своей работе мы используем форму совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Так же федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Нами был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с педагогами и родителями, где мы уделили большое значение работе с родителями.
В планировании определили несколько разделов, таких как: «Осенняя природа», где была запланирована беседа «Осень золотая»; наблюдение за листопадом, за кустарниками; рассматривание осенних деревьев, листьев; чтение художественной литературы; была оформлена выставка детско-родительских поделок: «Осенняя фантазия» и папка «Гербарий для малышей». Итогом стала увлекательная прогулка в Сосновом бору с семьями воспитанников. Ребята исследовали каждый уголок тайного леса. Совместно с родителями играли в подвижные игры, кормили белочек, собирали в свои корзинки дары осеннего леса, вспоминали признаки осени, поговорили о многообразии родного сибирского края. Благодаря прогулке дети узнали много нового о природе Кузбасса, его обитателях и растительном мире. Одной из главных задач прогулки было эмоциональное сближение детей и родителей через совместную деятельность, помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребенком.
Следующий раздел был посвящен птицам нашего края, в этот раздел входят: беседы с детьми на данную тему; наблюдение за птицами и кормление на прогулке; дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы», «Составь птицу»; изобразительная деятельность с детьми. Итогом работы стала экологическая акция «Поможем птицам вместе», где дети и родители приносили корм для птиц и изготавливали кормушки своими руками из разного материала. Все семьи, которые приняли участие в акции, получили грамоты.
После раздела «Птицы», мы перешли к разделу «Дикие животные нашего края», где были также проведены беседы на данную тему, дидактические игры «Сезонные превращения», «Чей хвост?», «Чьи следы?», коллективные поделки из природного материала.
Следующий раздел посвятили таким темам, как «Заповедник Томская писаница», «Животный мир заповедника Томской писаницы». В ходе этого у нас запланирована совместно родителями экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница».
Завершающим разделом нашего инновационного проекта является – изучение растительного мира нашего края. Сюда входят беседы с детьми «Деревья нашего края», «Природа родного края»; рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири; растениях занесенных в Красную книгу Кемеровской обл., «Первоцветы Кузбасса». В дальнейшем у нас запланирована экологическая экскурсия в областную детскую эколого-биологическую станцию «Юннаты Кузбасса», где ребята узнают для себя много нового и интересного о жизни животных и птиц, смогут поближе познакомиться с разными животными данной биологической станцией.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научит бережно к ней относиться. Организация взаимодействия с родителями позволяет полноценно организовать образовательный процесс в области экологического воспитания. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богднец Т. И. Экология для самых маленьких. Книга для родителей и детей 4-5 лет. – М. : Дрофа, 2008. – 16 с.
2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М. : «Мозаика-Синтез», 2007. – 52 с.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80 с.
4. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.
5. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценко С. С., 2008. – 202 с.
7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...
«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».
Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...
Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...
Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".
Краткое описание работы по созданию педагогических условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....