Программа по профориентации для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)

Харламова Мария Сергеевна

    Метод профессионального ориентирования детей старшего дошкольного возраста дает дошкольникам первоначальные представления о тех профессиях, которые они встречают в социуме. А в дальнейшем и соориентирует их в выборе будующей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proforientatsii.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

         Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

        Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

        Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

      Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «В мире профессий».

       Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.


     
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий

       Формы и методы работы с дошкольниками:

-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;

-рассказы воспитателей и родителей;

-непосредственно образовательная деятельность;

-игры, праздники и развлечения;

-самостоятельная художественно

– творческая деятельность.

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал и оборудование

Сентябрь

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях работников детских учреждений.

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям.

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на кухне, в парикмахер-ской

октябрь

«Врач» «Медицинская сестра»

Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры. Задачи: познакомить с обязанностями и трудовыми действиями представителей этих профессий, сформировать понимание значимости данной профессии для общества

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет медсестры, встреча с врачами узкими специалистами. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной,

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»

пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. Игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Атрибуты для сюжетноролевой игры «Аптека»

ноябрь

«Бухгалтер»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности бухгалтера.

Форма проведения: экскурсия в кабинет бухгалтера Основные понятия: программа 1 С, калькулятор

Рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.

декабрь

«Повар»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности повара

Форма проведения: экскурсия на кухню. Основные понятия: варит, печет, жарит. Кухонная техника и посуда.

Атрибуты для сюжетнороле-вой игры «Кухня»

январь

«Дворник»

Цель: Знакомство с професси-ональной деятельностью дворника.

Форма проведения: беседа, наблюдения. Основные понятия: дворник, метла, грабли, тележка,

Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры. Лопатки, метла, совок, корзина.

февраль

Учитель-логопед

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Форма проведения: беседа, экскурсия Основные понятия: учитель, логопед, кабинет, логопедические занятия, звуки, буквы, слова, предложения, скороговорки, логоритмика, консультация

Предметные картинки.

март

«Инструктор по физической культуре»

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности инструктора по физической культуре

Форма проведения: экскурсии, беседы. основные понятия: физкультура, выносливый, спортивные игры, бассейн, общеразвивающие упражнения, самокат, жизнерадостный

Мультиме-дийное оборудование, презентация.

апрель

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма проведения: игровая программа

Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультиме-дийное оборудование, презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский; 2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;

3) Ноты, обои, кукла, отвёртка, руль.

май

«В мире профессий»

Цель: формирование уважительного отношения к труду Задачи: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности.

Форма проведения: НОД. Основные понятия: названия профессий, труд

Операционные карты с последова-тельностью деятельности, атрибуты для деятельности маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование.



Дидактические игры


«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий. Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель. Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер. Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка. Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец. Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.


ВОСПИТАТЕЛЬ

– это человек, который воспитывает и обучает детей в детском саду. Профессия воспитателя важна и необходима. Он должен любить и понимать детей. В детском саду воспитатель организует игры с детьми, учит их рисовать, лепить, вырезать из бумаги, конструировать, мастерить. Воспитатель читает детям книги, рассказывает сказки, учит с ними стихи, загадки и считалки, знакомит их с окружающим миром, учит любить природу, уважать старших.

Словарная работа: воспитатель, столовые приборы, этикет, отзывчивый, дурные качества. Названия действий: воспитывает, учит, рассказывает, помогает, играет, жалеет, читает, показывает, объясняет, знакомит, занимается…

Названия качеств личности: добрый, ласковый, веселый, справедливый, внимательный, заботливый, строгий, терпеливый…

Загадка

Кто с детьми всегда играет,

Книжки умные читает,

Водит деток погулять

И укладывает спать? (Воспитатель)


МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Медицинская сестра – это помощник врача, который ухаживает за больными людьми, помогает их лечить. Медсестра должна обладать необходимыми знаниями и умениями в различных областях медицины: уметь правильно обработать рану, наложить повязку, сделать укол, провести другие лечебные процедуры. Медицинская сестра должна чётко выполнять указания врача.

Словарная работа: медсестра, ростомер, весы, меню, шприцы, прививки, процедуры, медицина, витамины.

Названия действий: лечит, ставит, взвешивает, измеряет, проверяет, осматривает…

Названия качеств личности: добрая, внимательная, терпеливая, заботливая, наблюдательная, ласковая, дисциплинированная…

Загадка

После болезни встретит

И ласково приветит.

Измерит всем и рост, и вес,

И знает, кто как спит и ест.

А если у ребенка заболит вдруг голова,

Сразу поспешит на помощь.

Кто же это? … (Медсестра)


ПОВАР

Повар – это человек, который готовит еду. Он умеет вкусно приготовить и аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт. В детском саду повар готовит на кухне разные блюда. Он варит супы, каши, компоты, жарит котлеты, блины, мясо. Повар умеет испечь вкусные пироги и булочки. Когда повар готовит на кухне еду, вокруг распространяются аппетитные запахи.

Словарная работа: мясорубка, хлеборезка, картофелечистка, плита, блюда, выпечка, аппетит, гарнир, стерильные условия, обоняние, вкусовые ощущения, фантазия.

Названия действий: варит, жарит, режет, солит, чистит, печёт, готовит…

Названия качеств личности: трудолюбивый, добрый, заботливый, аккуратный, терпеливый…

Загадка

Кто же мастер щей, борщей

И рагу из овощей?

Вкусный сварит нам бульон,

Торт испечь сумеет он

И нажарит нам котлетки. Кто ж он?

Отгадайте, детки! (Повар)

ДВОРНИК

Дворник – это человек, который следит за чистотой на улице и во дворе. Труд дворника необходим и требует уважения. В детском саду дворник подметает детские площадки, собирает мусор, поливает песок и участки, подстригает траву.

Словарная работа: дворник, метла, грабли, тележка, снегоуборочная машина.

Названия действий: подметает, чистит, сгребает, поливает, подстригает, собирает, убирает… Названия качеств личности: трудолюбивый, аккуратный, заботливый, добрый, сильный, дисциплинированный, ответственный, терпеливый…

Загадка

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались вы, ребята,

Кто следит за чистотой? (Дворник)

ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Инструктор по физической культуре – это педагог, который проводит с детьми физкультурные занятия. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими, выносливыми. По утрам в спортивном зале воспитатель физической культуры проводит с детьми под веселую бодрую музыку утреннюю гимнастику.

Словарная работа: физкультура, выносливый, спортивные игры, бассейн, общеразвивающие упражнения, самокат, жизнерадостный.

Названия действий: учит, объясняет, обучает, играет, организует, показывает, знакомит, рассказывает, проводит, тренирует, упражняет, развивает, занимается, придумывает, бегает, прыгает, бросает, ловит …

Названия качеств личности: бодрый, ловкий, веселый, жизнерадостный, грамотный, терпеливый, внимательный, добрый, строгий, заботливый, ответственный, настойчивый, дисциплинированный

Загадка

Педагог веселый, добрый,

Всегда подтянутый и бодрый

Учит бегать и играть,

Прыгать, лазать, мяч бросать,

Любовь к спорту прививает,

Крепить здоровье помогает.

Отгадайте-ка, ребята,

Кто же этот воспитатель?

(Воспитатель физической культуры)

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Учитель-логопед – это педагог, который учит детей правильно говорить, развивает речь. Учитель-логопед занимается с детьми в специальном кабинете, где много разных картинок, игр,

Словарная работа: учитель, логопед, кабинет, логопедические занятия, звуки, буквы, слова, предложения, скороговорки, логоритмика, консультация.

Названия действий: учит, объясняет, обучает, играет, показывает, знакомит, рассказывает, проводит, тренирует, упражняет, развивает, занимается …

Названия качеств личности: грамотный, терпеливый, внимательный, добрый, ласковый, строгий, заботливый, ответственный, настойчивый, дисциплинированный …

Загадка

Кто учит чисто говорить

И звуки все произносить,

Речь детишкам развивает,

В игры разные играет?

Догадались?

Не зевайте!

Кто же это?

Отвечайте!

(Учитель-логопед)


Консультации для родителей.

«Профориентация детей в дошкольном образовании»

       Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с 31 различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.



Список литературы.

1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация инновационной программы по теме: «Организация детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации».

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, согласно ФГОС ДО....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ АПЕВАЛИНОЙ И.В.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Профориентация у детей старшего дошкольного возраста

Профориентация у детей старшего дошкольного возраста (отчет о проделанной работе)...

Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Ранняя профориентация у детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста.Клубный час «Я в мире профессий»

laquo;Я в мире профессий» - материал по итогам работы творческой группы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»В методической разработке &la...

Проект «Создание условий в дошкольной образовательной организации по формированию основ ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста» («Профессии нашей страны»)

    Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы дошкольников представленной в виде целевых ориентиров ...