Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников.»
консультация

Елена Григорьевна Ючко

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_kosultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников.»

Цель: ознакомить с одним из средств формирования финансовой

грамотности детей старшего дошкольного возраста.

  Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

  В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

  Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

  В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением. Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.

  Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

  Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся

слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного

ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть

преподнесены детям в форме элементарных сведений:

-научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания

и разумному использованию;

-с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов, вещей,

человеческих взаимоотношений;

-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями:

труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными –

«бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

-научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

-вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать

-разумные потребности.

  Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на

основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного

повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.    Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

  Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей

определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников

образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник -

родители.

 Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие

методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность,

сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных

экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и

занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают

фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач

повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за

названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся

экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.

 Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.

Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения

художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и

поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие

пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической

целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

  Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности разделена на четыре  блока.

1 блок: Труд и продукт труда (товар).

 Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.

Педагогические задачи:

• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых

новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной

группы детского сада;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной

деятельностью, помогать взрослым;

• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и

Изобретательности

2 блок: Деньги и цена.

 Понятие «деньги» Что такое деньги и зачем они нужны: • Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.). •   Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры). • Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка). • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии. Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.

• Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые). • Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку.

Педагогические задачи:

- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с

деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного

финансового поведения);

- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей,

деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в

жизни людей.

3 блок: Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

 Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку -

воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

  Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни

зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные

потребности от навязанных.
Педагогические задачи:

- дать представление о рекламе, ее назначении;

- учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем

купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

4 блок: Полезные экономические навыки и привычки в быту

 Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для

формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не

жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями,

материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением.

Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений.

Воспитание у детей следующих привычек:

- бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим -

взрослым, сверстникам;

- разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски,

карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

- экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто

не пользуется);

- нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок

«Труд и продукт (товар)»

• Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка»,

народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки

К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький

цветочек», народная сказка «Репка».

• Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера

боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без

труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не

зарься на чужое, свое береги».

«Деньги и цена (стоимость)»

• Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой

ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена

«Дюймовочка».

• Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без

хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка

дороже дальнего рубля».

«Реклама»

• Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье

короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».

В качестве средства формирования основ экономической культуры очень важно

 Использование дидактических игр. Главной особенностью дидактических

игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они

играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и

навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры

включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что

позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших

дошкольников основ экономических знаний.

 В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации:

операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно

для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам

дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные,

словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки,

игры-беседы, игры-предположения и т.д.

Мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным

средством формирования основ экономической культуры у детей старшего

дошкольного возраста.

С помощью игр можно донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди

зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки

можно взять только то, что в неё положили», – соответственно, чем больше

зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько

сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо

отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит

денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке

деньги – это посредник.

4. Деньги любят счёт. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно

считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в

краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых

правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в

экстренных случаях.

7. Не всё покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки

эффективного управления личными деньгами; интерес к получению

и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться

успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту,

когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам

необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и

продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих

полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета:

зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры

дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает

дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление,

позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему

считать деньги.

Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа

по формированию финансовой грамотности должна проводиться по

разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия

родителей.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт

позволяет определить некоторые направления совместной деятельности

педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

Используемая литература:

 1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения.

2. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире.

4. Черкай.С. «Обучаем детей финансовой грамотности»

5. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»...

Консультация для воспитателей "Формирование финансовой грамотности"

Консультация для воспитателей "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Задачи семинара-практикума:Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игро...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Aормирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Детидошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношени...

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новоенаправление в дошкольной педагогике, является глобальной социальнойпроблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни....