Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое

направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной

проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к

главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети

дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,

сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,

участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,

овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится

актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда

закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный

возраст является самым продуктивным в плане заложения таких

индивидуально-психологических особенностей личности, как

ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в

дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_fin_gram.docx256 КБ

Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДО «Детский сад № 189»

Консультация для воспитателей

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

D:\работа. сад\фото Готовцова Е.А\IMG-20220906-WA0004.jpg

Готовцова Е. А.

2024

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое

направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной

проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к

главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети

дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,

сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,

участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,

овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится

актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда

закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный

возраст является самым продуктивным в плане заложения таких

индивидуально-психологических особенностей личности, как

ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в

дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников

обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе

и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в

экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с

экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским

садом и школой.

Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной

из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность

активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не

объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и

экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После

четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению

к семейным финансам.

Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной,

семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные

финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере

взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также

заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении

всей жизни.

Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся

слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного

ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть

преподнесены детям в форме элементарных сведений:

 научить их правильному отношению к деньгам, способам их

зарабатывания и разумному использованию;

 с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов,

вещей, человеческих взаимоотношений;  объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими

категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и

нравственными – «бережливость, честность, экономность,

достоинство, щедрость» – с другой;

 научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

 вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать

разумные потребности.

Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на

основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного

повторения и закрепления, направленного на практическое применение

знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы

культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей

жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие

налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой

грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных

ступенях образовательной системы.

С помощью игр можно донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок

зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё

положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее

тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько

сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в

магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди

как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги –

это посредник.

4. Деньги любят счёт.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в

краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к

кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не всё покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу.

Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку в руки ножницы и

попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и

если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать

заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе

оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто

из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому

банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Услуги и товары»

Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что

они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать

уважение к любой работе.

Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда -

изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная

Шапочка несёт корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины,

Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом

рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит

письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил

печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу

товар или предоставляю услугу?». Воспитатель и дети уточняют, что такое

товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это

помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких

профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник,

шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи

работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы

«Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие

рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки -

это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки

бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов ДОУ по основам финансовой грамотности....

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Задачи семинара-практикума:Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игро...

консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Aормирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....

Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Детидошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношени...