Консультация для воспитателей "Формирование финансовой грамотности"
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Первушкина Елена Михайловна

Консультация для воспитателей "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_fingr.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности в детском саду

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансамисформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение 3 в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу по формированию финансовой грамотности выстраивала в игровой форме. Работу с детьми проводила поэтапно, формируя у дошкольников систему экономических понятий.

1 этап – «Потребности»

2 этап – «Рынок. Деньги. Обмен»

3 этап – «Учимся планировать»

4 этап – «Полезные навыки и привычки в быту - это тоже экономика»

Начинать работу по формированию финансовой грамотности дошкольников необходимо с понятия «Потребности». С этой целью в ходе организованной образовательной деятельности я познакомила детей с понятием «потребности», выяснили какие потребности испытывает человек и в чем он нуждается. Подвела детей к выводу о том, что без некоторых потребностей (тепло, свет, вода, пища) человек не может существовать долгое время. В ходе ООД дети узнали о том, что человек удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики и хозяйства. Рассказала детям о том, что экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Через использование проблемной ситуации «Выбираем самое важное» дошкольники познакомились с понятием «потребность» и «желание», упражнялись в умении различать эти понятия. На данном этапе работы дети так же познакомились с тем, что потребности человека могут заключаться не только в товарах (одежда, обувь, продукты питания, игрушки, но и в услугах (медицинское обслуживание, парикмахерские услуги, ремонт одежды и обуви, а так же выяснили, где человек может приобрести необходимые товары и услуги. С этой целью была организована игровая ситуация «Где что купить?», в ходе которой выяснили, что можно купить на ярмарке, магазине и торговом центре. На данном этапе работы я использовала метод «технологического моделирования», в ходе которого детям было предложено нарисовать, слепить или изготовить из бумаги товар, который можно продать на ярмарке. После этапа изготовления товара была организована ярмарка – «Город мастеров», в ходе которой дошкольникам было предложено рассказать о своем товаре и его назначении так, чтобы его купили. В ходе использования данного метода у детей развивались не только творческие способности, но и связная речь (умение рассказывать о предмете, формировалось понятие «Рынок. Деньги. Обмен»

На втором этапе работы я подвела детей к понятию о том, что человек в современном мире не может самостоятельно производить то, что ему нужно, поэтому он обращается на рынок, где приобретает необходимые товары и услуги, за которые платит деньги. Так происходит обмен деньгами и товарами. На данном этапе дошкольники узнают, что каждый товар имеет определенную цену, у каждого товара она разная. Включение детей в игровую деятельность «В магазине»«Выбираем подарок»«Делаем покупки», позволило поупражнять детей в умении выбирать необходимый товар, расплачиваться за него, соотносить наличие денег с ценой выбранного товара. Через использование данного метода формировала у детей понятие «стоимость товара». Использование в работе с детьми ситуации «Веселая копилка» позволило сформировать у дошкольников понятие о том, зачем надо копить деньги, как можно копить, подвела к пониманию того, что копить непросто, но полезно и важно. Включение детей в мини – спектакль «Лисенок – рыжик», в ходе которого детям было предложено помочь лисенку потратить деньги и купить необходимые товары позволило закрепить понятие о том, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, бессмысленно. Так у детей формировала навык грамотного расходования денежных средств. Особое внимание на данном этапе работы было уделено формированию представления о том, как человек зарабатывает деньги. С этой целью была проведена беседа «Как деньги попадают к нам в дом?», в ходе которой закрепили представление о труде взрослых, выяснили, что будет, если люди перестанут работать и трудиться, а так же подвела детей к пониманию того, что продукты труда используются человеком для себя или для продажи, как товар, который купят другие люди. В ходе просмотра презентации «Какие бывают деньги?», дошкольники узнали о том, как выглядят деньги, как их изготавливают, рассмотрели разные виды денежных средств, а так же узнали, что в каждой стране деньги выглядят по – разному. Оформили альбом «Деньги для нашей группы», в котором разместили придуманные детьми купюры. В рамках данного направления работы формировала у детей понятие «семейный бюджет» и «личный бюджет», уточняла представления детей о том, на что могут быть потрачены «личные деньги».

На следующем этапе работы познакомила детей с понятием «план», учились планировать свою деятельность на предстоящий день. Постепенно перешли к умению планировать имеющийся бюджет, распределять его на «потребности» и «желания»На данном этапе работы целесообразно использовать метод решения экономических задач: выясняли, какой товар стоит дешевле, а какой дороже; сколько предстоит затратить на предстоящую покупку и сколько денег останется, на что их можно будет потратить. Детям предлагала игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. Таким образом, дошкольник познакомились с понятием «выгода» и «польза». Включение детей в интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки» позволило раскрыть детям понятие «бережливость», бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

С целью формирования представления дошкольников о том, что значит экономить, для чего человеку необходимо экономить, проводила беседы о том, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Так же в ходе беседы формировала представление о том, что ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что потратить денежные средства, т. е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Поэтому человеку всегда приходится делать выбор. С целью формирования умения у дошкольников делать правильный выбор проводила игру “Что мы выбираем?”, в которой учились делать свой выбор, аргументировали свой выбор и рассказывали от том, от чего пришлось отказаться. На данном этапе работы особое внимание уделила использованию в работе с дошкольниками художественного слова: просмотр и обсуждение мультфильма «Цветик – семицветик» - формировать у детей понятия «хочу»«надо»; воспитывать чувство сострадания, желание помочь; А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; воспитывать отрицательное отношение к трусости, жадности; «Как коза избушку построила» (русская народная сказка) - познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели. В сказках экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно - познавательные навыки.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста, значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой. Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Данные формы работы направлены на обучение азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей"

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в современном мире становится все более актуальной. Дети с малых лет включаются в экономическую жизнь семьи. Роль родителей, их личный пример обращен...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они выраста...

Консультация для педагогов "Финансовая грамотность детей дошкольного возраста"

Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста с экономикой, с ее сложными понятиями и явлениями? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам?. Экономическое воспитание способ...

Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников»

Консультация расчитана для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей"

Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах"....

Консультация для родителей: «Финансовая грамотность»

Финансовая грамотность в воспитании детей - новое направление в дошкольной педагогике. Малыши уже в раннем возрасте сталкиваются с финансовой жизнью семьи: ходят с родителями в магазин, видят рекламу,...

Консультация для родителей "Финансовая грамотность"

Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели....