Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Дети
дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,
овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится
актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда
закладываются азы будущего финансового «здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_fin_gram.docx | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад, филиал МБДО «Детский сад № 189»
Консультация для воспитателей
«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Готовцова Е. А.
2024
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое
направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной
проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к
главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети
дошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,
сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,
участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,
овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Поэтому проблема формирования финансовой грамотности становится
актуальной уже в дошкольном возрасте, так как это время, когда
закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный
возраст является самым продуктивным в плане заложения таких
индивидуально-психологических особенностей личности, как
ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы в
дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.
Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников
обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе
и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в
экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с
экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским
садом и школой.
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной
из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность
активно включается в систему образования. Если взрослые вовремя не
объяснят ребёнку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и
экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После
четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению
к семейным финансам.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной,
семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные
финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере
взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также
заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении
всей жизни.
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся
слишком далекими друг от друга. Понимаемая как область «разумного
ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть
преподнесены детям в форме элементарных сведений:
∙ научить их правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному использованию;
∙ с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов,
вещей, человеческих взаимоотношений; ∙ объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими
категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и
нравственными – «бережливость, честность, экономность,
достоинство, щедрость» – с другой;
∙ научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
∙ вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать
разумные потребности.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на
основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного
повторения и закрепления, направленного на практическое применение
знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы
культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей
жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие
налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой
грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных
ступенях образовательной системы.
С помощью игр можно донести до детей, что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок
зависит от вида деятельности.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в неё
положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее
тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько
сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в
магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди
как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги –
это посредник.
4. Деньги любят счёт.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в
краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к
кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не всё покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Игра «Груша-яблоко»
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу.
Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа
яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку в руки ножницы и
попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,
объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и
если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать
заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе
оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто
из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому
банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Услуги и товары»
Цель: закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что
они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать
уважение к любой работе.
Материал: предметные, сюжетные картинки с изображением труда -
изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная
Шапочка несёт корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины,
Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом
рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит
письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил
печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу
товар или предоставляю услугу?». Воспитатель и дети уточняют, что такое
товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это
помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких
профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник,
шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: парикмахер, врач, продавец. В сказках персонажи
работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы
«Товары» и «Услуги». Дети прикрепляют к таблицам соответствующие
рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки -
это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки
бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов ДОУ по основам финансовой грамотности....
Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»...
МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Задачи семинара-практикума:Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игро...
консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Aормирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....
Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...
Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новоенаправление в дошкольной педагогике, является глобальной социальнойпроблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни....