Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
консультация (младшая группа)

Бушуева Наталья Владимировна

Консультация для воспитателей

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новое

направление  в  дошкольной  педагогике,  является  глобальной  социальной

проблемой,  неотделимой  от  ребёнка  с  самых  ранних  лет  его  жизни.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к

главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дети

дошкольного  возраста  рано  включаются  в  экономическую  жизнь  семьи,

сталкиваются  с  деньгами,  рекламой,  ходят  с  родителями  в  магазин,

участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях,

овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Поэтому  проблема  формирования  финансовой  грамотности  становится

актуальной  уже  в  дошкольном  возрасте,  так  как  это  время,  когда

закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный

возраст  является  самым  продуктивным  в  плане  заложения  таких

индивидуально-психологических  особенностей  личности,  как

ответственность,  бережливость,  сила  воли,  которые  необходимы  в

дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.

 Актуальность  формирования  финансовой  культуры  дошкольников

обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе

и  к  жизни  в  целом,  формированием  правильной  ориентации  ребёнка  в

экономических  явлениях,  необходимостью  преемственности  в  знакомстве  с

экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским

садом и школой.

 Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной

из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность

активно  включается  в  систему  образования.  Если  взрослые  вовремя  не

объяснят  ребёнку,  что  такое  деньги  и  почему  их  нужно  зарабатывать  и

экономить,  то  у  него  сложится  об  этой  теме  собственное  мнение.  После

четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению

к семейным финансам.

 Практика  показала:  чем  раньше  дети  узнают  о  роли  денег  в  частной,

семейной  и  общественной  жизни,  тем  быстрее  формируются  полезные

финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере

взросления  и  приобретения  финансовой  самостоятельности,  а  также

заложить  основу  финансовой  безопасности  и  благополучия  на  протяжении

всей жизни.

 Финансы,  экономика  и  дошкольник  лишь  на  первый  взгляд  кажутся

слишком  далекими  друг  от  друга.  Понимаемая  как  область  «разумного

ведения  домашнего  хозяйства»,  искусство  его  ведения  они  могут  быть

преподнесены детям в форме элементарных сведений:

  научить их правильному отношению к деньгам, способам их

зарабатывания и разумному использованию;

  с помощью игр, кроссвордов ввести детей в сложный мир предметов,

вещей, человеческих взаимоотношений;   объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими

категориями: труд,  товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и

нравственными  – «бережливость, честность, экономность,

достоинство, щедрость» – с другой;

  научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

  вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать

разумные потребности.

 Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на

основе  принципа  «от  простого  к  сложному»,  в  процессе  многократного

повторения  и  закрепления,  направленного  на  практическое  применение

знаний и навыков. В дошкольном возрасте закладываются не только основы

культуры,  но  и  стимулы  к  познанию  и  образованию  на  протяжении  всей

жизни.  Важно  помнить,  что  сегодняшние  дети  -  это  будущие

налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.

Поэтому  формирование  финансовой  культуры  и  обучение  финансовой

грамотности  целесообразно  начинать  в  дошкольном  возрасте  на  начальных

ступенях образовательной системы.

 С помощью игр можно донести до детей, что:

 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Объясняем,  как  люди  зарабатывают  деньги,  и  каким  образом  заработок

зависит от вида деятельности.

 2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

 Рассказываем,  что  «из  тумбочки  можно  взять  только  то,  что  в  неё

положили»,  –  соответственно,  чем  больше  зарабатываешь  и  разумнее

тратишь, тем больше можешь купить.

 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько

сложно его произвести.

 Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в

магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди

как бы меняют свой труд на труд  других людей, и в этой цепочке деньги –

это посредник.

 4. Деньги любят счёт.

 Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

 5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учёт доходов и расходов в

краткосрочном периоде.

 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к

кому нужно обращаться в экстренных случаях.

 7. Не всё покупается.

 Прививаем  понимание  того,  что  главные  ценности  –  жизнь,  отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

 8. Финансы – это интересно и увлекательно!

 

Игра «Груша-яблоко»

 Цель: научить считать деньги и ресурсы.

 Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

 Ход игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу.

Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

яблоко.  Когда  завершены  оба  рисунка,  дайте  ребёнку  в  руки  ножницы  и

попросите  вырезать  для  вас  и  грушу,  и  яблоко.  Увидев  замешательство,

объясните,  что,  конечно,  это  невозможно.  Потому  что  лист  бумаги  один,  и

если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать  место  на  бумаге.  Так  и  с  деньгами:  их  нужно  планировать

заранее.

 

Игра «Размен»

 Цель: научить считать деньги.

 Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

 Ход игры: Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе

оставьте  несколько  банкнот  разного  номинала.  Это  игра-соревнование.  Кто

из  игроков  быстрее  разменяет  выложенную  вами  банкноту  мелочью,  тому

банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

 

Игра «Услуги и товары»

 Цель: закрепить  сведения  о  том,  что  такое  услуги  и  товары,  показать,  что

они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать

уважение к любой работе.

 Материал: предметные,  сюжетные  картинки  с  изображением  труда  -

изготовление  товаров  или  предоставления  услуг  -  в  сказках:  Красная

Шапочка  несёт  корзину  с  пирожками,  художник  Тюбик  рисует  картины,

Кнопочка  варит  варенье,  доктор  Айболит  лечит,  Дедушка  ловит  неводом

рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит

письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

 Ход игры: Из-за театральной ширмы слышен голос героя: «Ребята, я решил

печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу

товар или предоставляю услугу?». Воспитатель  и дети уточняют, что такое

товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это

помощь, которую можно предоставить другому). Дети говорят, люди каких

профессий  производят  товары:  пекарь,  земледелец,  сапожник,  художник,

шахтер,  ткач.  Потом  вспоминают  профессии,  представители  которых предоставляют  услуги:  парикмахер,  врач,  продавец.  В  сказках  персонажи

работают  так  же,  как  люди  в  реальной  жизни.  Расположите  две  таблицы

«Товары»  и  «Услуги».  Дети  прикрепляют  к  таблицам  соответствующие

рисунки, объясняя свои действия: мама печёт пирожки бабушке. Пирожки -

это  товар,  который  изготовила  мама.  А  вот  внучка  несет  эти  пирожки

бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ-ПРАКТИКУМУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Задачи семинара-практикума:Расширить знания педагогов о значении финансовой грамотности дошкольников;Познакомить с современными подходами и моделями повышения финансовой грамотности дошкольниковв игро...

консультация для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Aормирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Консультация для воспитателей«Формирование предпосылок финансовой грамотностиу дошкольников»Актуальность темы.В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного...

Консультация для педагогов " Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Консультация для педагоговФормирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности...

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Детидошкольного возраста рано включаются в экономическую жизнь семьи,сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин,участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношени...

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новоенаправление в дошкольной педагогике, является глобальной социальнойпроблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни....