Доклад на тему: « Содержание экспериментально-исследовательская деятельности с детьми дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)
Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: « Содержание экспериментально-исследовательская деятельности с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: Харцыз Н.Н
Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»(народная мудрость)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.
Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Дошкольники – прирожденные исследователи.. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.
Экспериментирование-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности: занятия, прогулку, сон. Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность,логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?"
Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
При организации экспериментально-исследовательской деятельностииспользуются следующие методы и приемы:
- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;( Например К нам пришел ежик и плачет. У него случилась беда. Его пригласил на День рождения медвежонок. Ежик купил ему подарок – мыльные пузыри. Шел он по лесу. Устал. Сел на пене и разлил мыльные пузыри. Ежик очень расстроился. Как быть Как помочь ежику (сделать мыльные пузыри). Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри?
Из какого мыла? (твердое, жидкое).
- Работа с таблицами, мнемо- таблицами, схемами;
- опыты;( ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями.)
- наблюдения на прогулках, эксперименты;( Например: посадка семян, одни посадили на солнечной стороне, а другие в тени.)
- чтение художественной литературы (Ум
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Виды занятий по экспериментированию
• Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
• Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов ( (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
• Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка.
С этой целью в каждой группе созданы уголки экспериментирования. В них находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы, коллекции для опытов, которые имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, опытно-экспериментальной деятельности (камни, семена, крупы, ткани,различные виды бумаги разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Это позволяет детям проводить несложные опыты с песком, водой, магнитом и т. д., определять свойства различных материалов. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература. В группах разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование,
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа;
2. Неживая природа;
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.
В заключении хочется процитировать слова К.Е. Тимирязева: «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой такой школы не прошел»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)» «Не играй с огнем!» В средней группе
Тема: "Огонек"Идея: Уторм, вечером и днем осторожен, будь с огдем.Спички не игруша гонь не забава.Аудитория: Средняя группа.форма проведения: Естественное освежение.Техническое оформление: Музыкальный...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
«Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)» «Где – то в джунглях, на лианах» в старшей группе
Автором предложена сценарно-режиссерская разработка физкультурно-оздоровительного (спортивного) мероприятия «Где – то в джунглях, на лианах»....
Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, н...
Доклад на тему: "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
В докладе отражены цель, задачи, принципы, основные вокально-хоровые навыки, последовательность обучения детей пению и т.д., а также предоставлен практический материал в виде упражнений на дыхание, &q...
Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....
Содержание образовательно - игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на основе игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию....