Доклад на тему: "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
материал
В докладе отражены цель, задачи, принципы, основные вокально-хоровые навыки, последовательность обучения детей пению и т.д., а также предоставлен практический материал в виде упражнений на дыхание, "мягкую" атаку звука, для развития силы голоса, вокально-артикуляционные упражнения и т.п. Наиболее интересны в качестве рекомендованного материала для практической деятельности музыкальных руководителей методические приемы в работе над чистым интонированием мелодии, а также методические приемы для развития слуха и голоса детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткина
муниципального образования Кавказский район
Организация вокально-хоровой работы
с детьми дошкольного возраста
в условиях соблюдения принципов
индивидуализации и возрастной адекватности.
Подготовила
музыкальный руководитель
МБДОУ д/с-к/в № 15
Онзуль Е.П.
Кропоткин, 2020
Тема моего доклада – «Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности».
Педагогическая идея моей музыкально-педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка петь интонационно чисто, ритмически четко, внятно произнося слова песни, а главное – с настроением, с большой самоотдачей и любовью, передавая характер песни, что я и пытаюсь реализовать в процессе ОД.
Чтобы достичь высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкально-педагогическая работа по развитию вокально-хоровых навыков у певцов. Поэтому лучше всего начинать воспитывать вокалистов в раннем возрасте.
Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов-музыкантов, мною была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста с учетом соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности. Для этого я систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М.Картушиной, Н.А.Метлова, Д.Б.Кабалевского, а также упражнения на развитие голосового аппарата В.Емельянова, упражнения на развитие напевности Д.Огороднова, упражнения на развитие дыхания А.Н. Стрельниковой.
Целью моей вокально-хоровой работы является формирование детского голосового аппарата и вокально-хоровых умений и навыков у детей дошкольного возраста, развитие эстетической культуры дошкольников.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1) развивать умение петь естественным голосом без напряжения, постепенно расширяя певческий диапазон детей;
2) развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
3) развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию;
4) развивать умение петь выразительно, передавая характер песни;
5) исполнять несложные детские песни в ансамбле с фортепиано, под фонограмму, сольно и группой;
6) развивать детское песенное творчество;
7) развивать эмоциональную отзывчивость у детей.
Принципами моей работы являются:
Во-первых: целенаправленность, систематичность, плановость.
Этот принцип заключается в четком планировании занятий с детьми, их систематичности и целенаправленности.
Во-вторых: принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учета их индивидуальных особенностей.
В-третьих: принцип доброжелательности и открытости.
Общая последовательность обучения детей пению представляет собой:
- формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;
- формирование и развитие певческого дыхания;
- формирование и развитие навыков ясной дикции;
- формирование и развитие навыков певческой интонации;
- работа над разучиванием песни.
К основным вокально-хоровым навыкам относятся:
- Певческая установка.
- Дыхание.
- Звукообразование (мягкая атака).
- Дикция и артикуляция.
- Строй, ансамбль.
Итак, певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большей степени зависит качество звука и дыхание.
Певческая установка предполагает:
- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать;
- голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения;
- дыхание брать свободно (не брать в середине слова!);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
На музыкальных занятиях я использую следующие игровые упражнения - установки:
- «Спинка - тростинка».
Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку.
Вот она какая-
Спиночка прямая!
- «Сидит дед».
Сидит дед, ему сто лет.
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Детей необходимо научить овладеть техникой дыхания – бесшумный короткий вздох, опора дыхания и постепенное его расходование.
Дыхание воспитывается постепенно. Поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами, разделенными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо разъяснять детям, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков.
Для формирования и развития певческого дыхания я рекомендую упражнения из гимнастики А.Н.Стрельниковой: «Ладошки», «Кошечка», «Ушки», «Малый маятник», «Большой маятник», «Погончики», «Насос». Также на занятиях использую такие игровые упражнения, как: «Протяни звук», «Не задуй свечу», «Надуй шарик», «Душистый цветок», «Кто дольше», «Музыка дышит».
Для работы над развитием дыхания также очень хорошо подходят русские народные песни.
Сила звука детского голоса ограничена и как бы сама требует мягкой атаки звука.
Мягкая атака наиболее характерна для физиологически верного формирования звука, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков.
Чтобы понять, как звучит мягкая атака звука, произнесите с радостным приятным ощущением: «Ах, как хорошо!», «Ах, как чудесно!».
Более подробно мы остановимся на упражнениях на мягкую атаку звука в моем мастер-классе.
В работе над развитием силы голоса дошкольников я использую игровые упражнения, такие, как: «Тихо-громко», «Пароход», «Дождик», «Гром».
Результатом моей работы над звукообразованием является выработка у детей единой манеры пения.
Дикция представляет собой формирование навыка ясного и четкого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
Чтобы добиться легкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией полезно пение народных прибауток, мелодически простых, построенных, в основном, на одном или двух звуках: «Андрей-воробей», «Барашеньки», «Дин-дон» и т.д.
Также в качестве работы над дикцией и артикуляцией я рекомендую следующие упражнения: «Эхо», «Снежки», «Теремок», разного рода вокально-артикуляционные упражнения, распевки-скороговорки и чистоговорки.
Очень важным аспектом в развитии вокально-хоровых навыков у детей является работа над чистым и точным интонированием мелодии. Чистота и точность интонирования в пении – это одно из важнейших условий сохранения строя.
Приемы, которые позволяют добиться чистого интонирования мелодии, это:
- Пение a capella. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.
- Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти музыкальные инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.
- Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «У». Звук «У» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как «иголочкой», «уколоть» ее.
- Пение с солистами. Такое пение, когда солист поет запев или партию персонажа, а припев подхватывают все дети, способствует более сосредоточенному вслушиванию каждого ребенка в хоре в интонационную составляющую песни.
Чистоте интонации способствует четкое осознание чувства лада. Воспитывать ладовое восприятие у дошкольников можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a capella.
Важную роль в развитии ладового восприятия дошкольников играют дидактические игры, такие, как: «Облачки настроения», «Снеговики настроения». «Ромашки настроения», «Эмоциональные грибочки», «Разноцветная гусеница».
В хоровом пении понятие «ансамбль» - это единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике. Поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
Сейчас мне хотелось бы подробнее остановиться на методических приемах, направленных на развитие слуха и голоса детей, которые я активно использую на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с дошкольниками.
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ с целью последующего анализа услышанного (т. е. я настраиваю детей внимательно, сосредоточенно прослушать музыкальное произведение, чтобы поговорить о его характере и средствах музыкальной выразительности);
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего (данный прием способствует формированию слуховой культуры дошкольников, умения выделить «лучшее» исполнение);
- пение по «цепочке» (способствует лучшему запоминанию текста и чистоте интонирования мелодии);
- моделирование высоты звука движениями руки (способствует осознанию направления движения мелодии, ее поступенности или скачкообразности, что содействует развитию мелодического слуха детей и способствует чистому интонированию мелодии);
- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются нами в разных тональностях со словами и вокализацией;
- настройка на тональность перед началом пения;
- в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
- пение после вступления.
Приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
- произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
- проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса;
- вокализация певческого материала легким звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук;
- вокализация песен на слог «ЛЮ» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки.
Песни для детей должны отвечать следующим дидактическим требованиям:
- Доступность
- Систематичность
- Последовательность
- Сознательность
- Активность
А именно: постепенное усложнение песен должно идти от более легких к более трудным по мелодии, гармонии, структуре. Дети должны осмыслить содержания текста и требования к исполнению песни, уметь исполнить ее самостоятельно – соло и хором.
В работе с воспитателями я использую открытые просмотры («Песенка-чудесенка», «Песенный марафон»), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей», «Пение полезно для здоровья» и т.д.), выпускаю буклеты, провожу беседы, семинары, где педагоги нашего детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приемами обучения детей пению.
С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.
Для музыкального и эстетического развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в теплое время года, во время трудовых процессов и так далее. Поэтому работа с воспитателями по ознакомлению с детским песенным репертуаром, а также с методами и приемами обучения детей пению очень важна.
В обучении детей пению важную роль играет работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах я рассказываю родителям о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и т.д. В «Уголке для родителей» выставляю папки-передвижки с консультациями о музыкальном воспитании в семье, о развитии певческих навыков у дошкольников. Регулярно скидываю в WhatsApp в группы родителей песенный материал к тематическим, календарным праздникам. Также регулярно выставляю свои консультации и фотоотчеты на сайт детского сада.
Подводя итоги работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей, можно сказать, что поставленная мною цель достигнута:
- дети любят петь;
- научились владеть голосом;
- понимают вокальные термины, дирижерские жесты;
- научились слышать и передавать в пении скачкообразное и поступенное движение мелодии;
- научились петь самостоятельно после музыкального вступления и проигрыша;
- научились оценивать правильное и неправильное пение.
Воспитательные и образовательные возможности вокально-хоровой работы с детьми огромны. Знакомство с народными, классическими и современными песнями, их исполнение, способствует становлению музыкального вкуса детей, развитию эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками, обогащает их духовный мир, побуждает к добрым чувствам. Дети учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, развивается музыкальный слух, чувство ритма, память, дикция, культура речи дошкольников. Пение в хоре дает возможность узнать «чувство локтя», испытать единение с товарищами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...
Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви
Все игры, входящие в игровую технологию, разработанную В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...
Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви
Все игры, входящие в игровую технологию, разработанную В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...
Презентация на тему "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
В презентации отражены актуальность, цель, задачи, виды вокальных упражнений, упражнений на дикцию, дыхание, "мягкую" атаку звука и методические приемы для развития слуха и голоса дошк...
Сценарий регионального научно – практического семинара «Реализация регионального краеведческого компонента в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Сценарий регионального семинара по краеведению...
Сообщение из опыта работы на тему: «Организация спортивных игр и упражнений с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении»
Для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста особое значение имеет использование спортивных игр и спортивных упражнений в воспитательно- образовательном процессе....