Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
консультация на тему
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Данное приложение составлено с учетом национальных и региональных особенностей Чувашской Республики Республики, который предусматривает следующие направления деятельности:
. Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Чувашию. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
. Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
. Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. . Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Чувашскую Республику, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками ЧР и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrk.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности планирования национально-регионального содержания в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
. создание культурно-развивающей среды ДОУ;
. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Чувашская Республика – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Данное приложение составлено с учетом национальных и региональных особенностей Чувашской Республики Республики, который предусматривает следующие направления деятельности:
. Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Чувашию. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
. Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
. Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. . Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Чувашскую Республику, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками ЧР и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Содержание направлений с учетом НРК
1. Образовательная область «Физическое развитие»
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных чувашских(«Рыбки», «Кузнец», «Тилирам», «Летучая мышь», «Луна или солнце», «Надень тухью», «На пахоте»), татарских(«Продаем горшки», «Тимербай», «Хромая лиса»), русских( «Горелки», «Пятнашки с именем», «Лапта», «Городки», «Вышибалы»;спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры, народные танцы и пляски.
2. Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
Использование национального регионального компонента в направлении, социально-личностного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность ЧР, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых; детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города и села.
- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города.
3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в ЧР.
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, шире использовать возможности народной и музейной педагогики; циклические экологические наблюдения на прогулках; чувашские народные приметы о погоде; приметы на основе наблюдений по неживой природе; краткосрочные и долгосрочные чувашские приметы;
4. Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие детей с учетом национально – регионального компонента включает:
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и чувашскому) в равных объемах.
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям чувашского(И. Яковлев «Петух», «Кошка и собака»; Н.Карай «Утята», «Котенок на рыбалке»; в.Ахун «Дождик», «Варвара», ; М.Юхма «Варит сорока кашу», «Наша девочка не плачет»), русского и других народов, проживающих в ЧР, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам( таким как «Легенда о начале хлебопашества», Отчего ласточка двухвостая», «как собака подружилась с человеком»), пословицам, поговоркам, загадкам.
5. Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами чувашского
русского, татарского, марийского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:
- создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике, родного города и села
Список литературы:
- Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа/ И.В. Махалова. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015. – 79 с.
- Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа/ Т.В. Мурашкина. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015. – 64 с.
- Николаева Е.И Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края»: примерная парциальная образовательная программа/Е.И. Николаева. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015. – 71 с.
- Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.- Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2015. – 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по изучению английского языка с детьми дошкольного возраста.
перспективное планирование....
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....
Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабатыв...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Использование игр с математическим содержанием в работе с детьми дошкольного возраста»
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологии обучения. Разработка и внедрение ...
Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...