Консультация для педагогов "Игра - как вид оздоровительной деятельности"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Игра - как вид оздоровительной деятельности»
Размышляя о пользе игр для детей, прежде всего мы имеем в виду подвижные игры. При этом вовсе не склонны умалять достоинство других видов игр - дидактических, интеллектуальных, ролевых и других. Все они важны для формирования многих личностных качеств ребёнка. Однако никакие самые увлекательные мероприятия "сидячего" характера не компенсируют того, чего требует растущий организм, крепнущие мускулы - движений. Это закон детского возраста, и относиться к нему следует как к закону, а не как к прихоти.
"А у меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель. " Это слова из озорной и задорной ребячьей песни. Очень точно подметил поэт: в каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность в движении. Бегать наперегонки, толкаться, скакать на одной ножке для него столь же естественно и необходимо, как дышать.
Ребёнок посидев дома вышел во двор, в маленький городок своего детства. Он устал - долго сидел. Но вряд ли он установит диагноз гиподинамии и станет просто бегать вокруг своего дома. Скорее всего он начнёт искать своих сверстников, чтобы с ними поиграть - утолить свою жажду движения. Но для этого надо, чтобы дети умели играть. В противном случае они вернуться домой к телевизору, планшету, телефону, которые дают сами родители, чтобы дети сидели тихо - им так удобно. Так создаётся почва для мышечного голодания, что не менее опасно, чем недостаток кислорода или витаминов. Если последнее чутко улавливается организмом, вызывает целый комплекс специфических тягостных ощущений, то двигательная недостаточность, как правило, долгое время остаётся незамеченной, более того, нередко сопровождается даже приятным чувством комфорта.
Единственным эффективным средством борьбы с гиподинамией, как известно, являются физические упражнения. Даже ежедневные занятия физической культуры не могут ликвидировать дефицит движений. Вот почему подвижные игры просто необходимы детям.
Подвижные игры, функционально нагружая организм, формируют и совершенствуют его. В отличие от строго регламентированных движений (например гимнастических) игра всегда связана с инициативным началом, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жёсткость правил соответствуют функциональным и психологическим особенностям детского организма.
Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует подчеркнуть, что разнообразные движения и действия играющих во время игры оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. С помощью игр можно содействовать общему развитию и укреплению мышц, а также повышению обмена веществ. Всё это оказывает комплексное воздействие на организм и способствует укреплению здоровья детей.
Естественные движения во время игры, их разнообразие помогают быстрее переключаться с умственной работы на физическую. Удовольствие, доставляемое игрой, не только даёт отдых нервной системе и усталому организму благодаря перемене занятий, но и повышает всю его деятельность, увеличивает способность ко всякой работе.
Подвижные игры с успехом используют в лечебных целях, так как они вызывают положительные эмоции, ускоряющие процесс выздоровления больных детей.
Но и это ещё не всё : подвижные игры по праву называют азбукой спорта. Спортивные и подвижные игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков, с ними могут соперничать разве только книги, телевидение и кино.
Кто не видел, с каким упоением гоняют ребята мяч или шайбу и готовы заниматься этим чуть ли не весь день напролёт? Без устали, дотемна прыгают девочки через верёвочку с таким азартом и такой выносливостью, что им может позавидовать и опытный спортсмен.
Не случайно опытный тренер или учитель физической культуры, стараясь заинтересовать своих маленьких подопечных, прежде всего создаёт на занятиях эмоциональный игровой фон. В этом деле нельзя пренебрегать особенностью детской психики, тем более сегодня, когда мы стремимся привлечь к занятиям спортом мальчиков и девочек самого раннего возраста. И уж совсем недопустимо, когда в детский спорт вторгаются методы и приёмы, присущие большому спорту.
Опыт показывает, что если стимулом деятельности взрослого спортсмена чаще всего служит предстоящая радость победы (она-то и скрашивает, она-то и оправдывает длительный, напряжённый, утомительный процесс тренировки, то ребёнку этого мало. Ему нужна другая радость - сегодняшняя, сиюминутная. Где же он может её найти, как не в игре? Подвижные игры - ступени, ведущие ребёнка в спорт.
В книге В. Сухомлинского "Сердце отдаю детям" сказано: "Детский ум побуждает эмоции. Обращайтесь не к уму, а к чувству - и лишь через чувство к уму". Вот ответ, почему и в спорте нужна игра.
Учёными доказано, что навык, приходящий к юному спортсмену, да и не только к нему, через чувство - самый прочный и долговременный.
Как показывает практика, игровое начало на тренировках позволяет выполнить значительные тренировочные нагрузки без перенапряжения. В чём все же "секрет" игры? Применительно к спортивной тренировке, приобщение детей к спорту: "нагружая - разгружает, разгружая -нагружает". Борюсь за игру в спорте не только потому, что она создаёт желаемый эмоциональный фон на занятиях, развивает и воспитывает физические способности, но и потому, что игра комплексно воздействует и на интеллект, формирует коллективистские отношения.
Подвижная игра - это своего рода соревнование, в котором заложен олимпийский девиз: "Быстрее, выше, сильнее!"
Мы любим наблюдать за играющими детьми. Их лица, одухотворённые игрой, ни с чем не сравнить. Их зрение острее, их выносливость бесконечна, их разум более гибок. И самое главное, подлинная раскованность, предполагающая возможность выложиться до конца.
Это потому, что каждый ребёнок жаждет соревноваться со сверстниками, стремиться одолевать, проявлять и утверждать себя. Каждый, заметьте, каждый, независимо от того, есть ли у него какие - либо особенные способности к спорту. В детском возрасте к спорту, к игре толкает естественная потребность в движении, потребность испытать свои силы, да и просто удовольствие от борьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста
Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности"
Консультация для воспитателей "Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе обрзовательной деятельности"...
Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»
Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»...
Консультация для родителей "Современные тенденции оздоровительной деятельности"
Все родители хотят видеть своих детей счастливыми и жизнерадостными, а значит, здоровыми. Как известно, комплексным показателем состояния здоровья детей является осанка. В дошкольном возрасте она особ...
Консультация для педагогов младших и средних групп "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
Консультация для педагогов младших и средних групп "Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду"...
Консультация для педагогов старших и подготовительных групп "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
Консультация для педагогов старших и подготовительных групп "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"...
Консультация "Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ в летний период"
В материале рассмотрены вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в летний период....