Консультация для воспитателей "Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
subektnost.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему:
«Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста»
Составил воспитатель : Панкина Н.А.
Дошкольный возраст – это период многообразного проявления двигательной активности ребенка. Игровая и другие виды деятельности требуют от детей все более совершенных движений, большей точности их координации. Перед ребенком стоит задача по овладению новыми движениями. В свою очередь, обогащение двигательного опыта вызывает существенные изменения в его физическом и психическом развитии.
Основной проблемой в становлении самостоятельности в физкультурно – оздоровительной работе является то, что дошкольник продолжает оставаться пассивным объектом, а инициатором остается взрослый.
Важную роль в решении этой проблемы играет поэтапное воспитание самостоятельности. Оно включает как актуализацию двигательного опыта и интерес детей к вариативному применению физических упражнений, так и освоение общего способа выполнения движений, заданных в виде моделей, схем, образцов. В исследованиях ученых критериями сформированности у детей самостоятельности двигательной деятельности выступают:
- уровень активности и умственного развития,
-уровень развития самооценки и творческого воображения,
-контроль за правильностью выполнения требуемого движения.
Формирование у ребенка самостоятельности физкультурно-оздоровительной деятельности связано с проявлением эмоционально-деятельностного компонента поведения. Эмоции дают ребенку возможность предвидеть, прочувствовать последствия своей деятельности. Поэтому он стремится еще раз пережить такое же состояние, вновь заняться деятельностью, которая вызывает это состояние. Особенно успешные эмоциональные переживания могут формироваться в игре - в момент перевоплощения в игровой образ. Это важнейшее условие перестройки эмоциональной сферы дошкольника.
Действуя в воображаемой ситуации за другого, ребенок присваивает черты другого и испытывает чувства другого. Свои чувства, мешающие ему в жизни, отодвигаются на второй план. Двойное самочувствие в игре обогащает эмоциональную сферу, способствует пониманию скрытого смысла ситуации, приводит к раскрытию новых положительных качеств, новых побуждений и потребностей. В физическом воспитании дошкольников игровой метод может быть реализован через общепринятые подвижные игры и игровые упражнения, составляющие основу игровых физкультурных занятий. Цель таких занятий - раскрыть моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов. В игровом занятии двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки. Характер персонажа передается с помощью средств образной выразительности (мимика, жест, поза, походка). Создание образов с помощью движений формирует субъектное поведение: вызывает эмоциональное отношение к двигательной деятельности, вовлекает в мыслительный процесс такие качества, как сообразительность, гибкость, способность переносить свойства выполняемого движения на новый игровой образ. Основная цель взаимодействия педагога с ребенком - вызвать у последнего соответствующий эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ Я), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.
И еще об одной значимой стороне игрового содержания двигательной деятельности. Оно требует от детей новой модели поведения - самостоятельности, выразительности, содержательности действий. Более того, формирует способность выстраивать свой способ решения двигательной задачи, умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структуру, использовать оригинальные двигательные решения.
Установление самостоятельности детей способствует поисково-исследовательская деятельность детей - решение проблемно-двигательных ситуаций и задач. Примерами таких проблемных задач может выступить:
• показ движений для необычной ситуации. В зависимости от обстановки создаватьразличные фантастические образы
• показ движений на предложенную тему.
• придумывание как можно большего числа аналогов выполняемого движения. Называется какое-либо движение, в ответ дети придумывают движения и показывают как можно больше его аналогов, сходных по различным существенным признакам.
• поиск вариантов демонстрируемого движения. Показывается движение, сложность которого определяется возрастом детей.
Занимательное содержание деятельности, побуждающее ребенка принимать самостоятельные решения, осуществлять самоконтроль своих действий, усиливаетпроявление и самооценки. Для этого используются развивающие игры физкультурной тематики. С их помощью дети учатся правильно называть физические упражнения, сходство и различия в технике их выполнения, выделять элементы двигательного действия, сравнивать их между собой, оценивать собственные движения. При проведении игр инициатива и самостоятельность детей не должна ограничиваться указаниями педагога. Значимым является не прямое, а косвенное обучение, когда взрослый намеренно приглушает свою субъектность в пользу ребенка.Это выступает залогом успешного становления его самостоятельности физкультурно-оздоровительной деятельности.
Список используемой литературы:
1.Воротилкина ИМ. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1998.
2. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 10; 1998. № 12.
3. Волошина Л.Н.Проблемы становления субъектности дошкольника в физкультурно – оздоровительной деятельности //Детский сад от А до Я. 2011.№2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности в художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов по организации самостоятельной деятельности в творческих центрах ДОУ. Упражнения, дидиктические игры, задания на развитие памяти, воображенеия, мышления, цветовосприятия. Ху...
Консультация-«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1. Анализ результатов модели профессиональной деятельности педагога в основном процессе, в условия...
Презентация на тему:«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1.Анализ результатов модели профессиональной деятельности педагога в основном процессе, в условиях, в профессиональной деятельности.2.Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.3...
Презентация "Использование нестандартного оборудования классических здоровье-сберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста"
*В дошкольном возрасте – закладывается фундамент физического и психического здоровья детей.*Для качественной работы по физическому воспитанию детей, одним из первых...
Пособие по развитию самостоятельности в творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Мультимидийная игра.
1.Расширять знания детей в использование мультимидийных средств.2.Продолжать развивать самостоятельность в творческой игре.3.Закреплять знания детей о народной росписи, её элементов....
Развитие самостоятельности в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами....
Конспект занятия по физкультурно-оздоровительной деятельности детей раннего возраста на основе подвижных игр на тему: «Летом в деревне у бабушки»
Программное содержание:- Учить имитировать движения домашних животных- Закрепить умение ходить по кругу- Закрепить умение догонять, убегать- Развивать воображение детей- Развивать двигательную активно...