Консультация для педагогов старших и подготовительных групп "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
материал (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов старших и подготовительных групп "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель физического воспитания : воспитание здорового , жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Задачи физического воспитания: оздоровительные - направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. образовательные - направлены на формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений); накопление двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь ; воспитательные задачи – направлены на потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации, пластичности, выразительности движений ; самостоятельность, творчество, инициативность; самоорганизация , взаимопомощь.
Формы физкультурных занятий Формы Задачи Особенности построения Традиционное Ознакомление с новым программным материалом Обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой различных видов движений. Сюжетно-игровое Направленно на формирование двигательного опыта ребенка Занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка. Состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений обще развивающего воздействия («Цирк», «Зоопарк», «Рыбаки»). Игровое Направленно на формирование двигательного воображения . Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
Тематическое Направленно на освоение хорошего качества выполнения одного вида физкультурного упражнения. Посвящено одному виду физкультурного упражнения: лыжам, элементам игры в теннис, в баскетбол и др. Отрабатывается физическое упражнение, умение пользоваться оборудованием. Занятия ритмической гимнастикой Направленно на развитие и совершенствование музыкально-эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы ребенка. Проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений на этих занятиях не проводится. Материал должен быть знаком детям. Контрольно-проверочное Направленно на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств Составляются «Протоколы оценки физических качеств и двигательной подготовленности детей» с учетом коэффициента двигательного развития каждого ребенка. Занятие «Забочусь о своем здоровье» Направленно на приобщение к ценностям здорового образа жизни, получение представления о своем теле и своих физических возможностях. Обучение приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию медицинской помощи.
Способы организации детей Фронтальный При фронтальном способе организации все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие воспитателя и детей . Групповой При групповом способе группу делят на (2-4) и каждая получает отдельное задание. После того как дети выполнят задание несколько раз, подгруппы меняются местами . Индивидуальный При индивидуальном способе, каждый ребенок делает упражнение по очереди, а воспитатель проверяет качество выполнения и дает соответствующие указания. На одном занятии можно чередовать способы организации детей.
СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ
В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть: Цель: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к деятельности, создать бодрое настроение, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия . Основная часть: Цель: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. Общеразвивающие упражнения. Цель: тренировка всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам.
Основные виды движений. Цель : способствует развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду. Подвижная игра. Цель : обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, дает максимальную двигательную разрядку. Заключительная часть: Цель: снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, подведение итога занятия.
Старшая и подготовительная группа (физкультурная деятельность проводиться 2 раза в неделю в зале и 1 на свежем воздухе) Возрастная группа Продолжительность всего занятия Длительность структурных частей вводной основной Заключи- тельной ОРУ ОВД Подвижные игры старшая 25 мин 3 мин 20 мин 2 мин подготовительная 30 мин 4 мин 22 мин 4 мин
Организация детей для проведения вводной части занятия. Содержание: Строевые упражнения (построение в шеренгу, в колонну по росту); Создание игровой мотивации («Мы - космонавты»; «Олимпийские звезды» и т.д ); сообщение задач занятия (традиционное занятие, занятие - соревнование и т.д ); Повороты на месте ( напра -во; нале-во; кру -гом.) Различные виды ходьбы (на носках; на пятках; на внешней стороне стопы ; п рыжки т.д ) и бега (с высоким подниманием колен; с захлестыванием голени; приставным шагом правым, левым боком; со сменой направления движения по сигналу ; подскоки и т.д ); Дыхательные упражнения; П ерестроения для выполнения ОРУ.
В старшей группе - построения по звеньям в начале года по ориентирам, в конце – без ориентиров. ОРУ состоят из 6-8 упражнений, повторяющихся 5-8 раз. В подготовительной группе – построения разнообразные, в том числе и дроблением на 2 – 3 – 4 колонны. ОРУ состоят из 8-10 упражнений, повторяющихся 6 -8 раз . Раздача и сбор пособий Старшие группы после разминки могут самостоятельно разбирать пособия во время ходьбы, не останавливаясь, соблюдая очередность, при этом воспитатель дает указания на способ размещения в зале. Методы и приемы обучения В старших группах ОРУ выполняется под счет. Чаще упражнения раскладываются на 2 счета (если движение короткое), на 4 счета (если движение амплитудное или задействует несколько плоскостей), бывают упражнения на 8 счетов (если движение длинное, амплитудное или охватывает 2-3 плоскости ). Если упражнение выполняется с предметом, то сначала указывается исходное положение, затем – положение предмета, потом уже – необходимые уточнения. Если упражнение выполняется без предметов, указывается исходное ног и рук. Организация детей для проведения ОРУ Организация детей
Алгоритм проведения общеразвивающих упражнений в старшей группе Новое упражнение Знакомое упражнение 1. Название упражнения. 1. Название упражнения. 2. Показ воспитателем (прямо или боком) с комментариями. 2. Словесное описание. 3. Команда: «Исходное положение принять!» 3 . Команда: «Исходное положение принять!» 4. Команда: «Упражнение – начи-най !». 4 . Команда: «Упражнение – начи-най !». 5. Выполнение упражнения под счёт. 5. Выполнение упражнения под счёт. 6. Одновременное окончание. Команда: «Закончили!» (вместо последнего слова счета – «четыре»). 6 . Одновременное окончание. Команда: «Закончили!» (вместо последнего слова счета – «четыре»). 7. Краткая положительная оценка (закрепляющая требования к технике). 7 . Краткая положительная оценка (закрепляющая требования к технике). Если простое упражнение, то может быть опущен пункт 2
ОРУ Для мышц туловища Для рук и плечевого пояса Для мышц ног С использованием предметов, без предметов, в паре Разные исходные положения (сидя, стоя, лежа)
ОВД (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, метание и ловля, упражнения в сохранении равновесия) В старших группах включают 3-4 ОВД ( 2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Методика обучения прыжкам - состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза – основная, состоит в выполнении отталкивания. 3-я фаза – полета͵ ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка. Подготовительные упражнения: прыжки на месте или с продвижением вперед ; прыжки в высоту с места прыжки с высоты или спрыгивания; прыжки в длину с места; п рыжки с разбега в длину и высоту; п рыжки со скакалкой.
Методика обучения метания - состоят их 3 фаз. 1-я фаза – п одготовительная , заключающаяся в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха. 2-я фаза – основная, состоит в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории. 3-я фаза – заключительная, направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия . Подготовительные упражнения: прокатывание мяча одной и двумя руками из разных и.п .; бросание мяча о землю и ловля двумя руками; отбивание мяча на месте и в движении; перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из – за головы, с отбивкой о землю ); бросание мяча через сетку; метание в горизонтальную и вертикальную цель, метание вдаль; метание в движущуюся цель.
Организация детей для проведения заключительной части занятия Содержание: малоподвижная игра; массаж и самомассаж; дыхательные упражнения; заключительная ходьба с замедлением темпа.
Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Правильно построенное занятие с достаточной степенью нагрузки характеризуется его учащением после вводной части не мене чем на 20-25 %, после развивающих упражнений - не менее чем на 50%, после обучения основным движениям – не менее чем на 25 %, после подвижной игры – до 70-90 %. В конце занятия пульс либо восстанавливается до исходного уровня, либо превышает его на 15-20 % . Мин . Пульс. 60 65 70 75 80 85 95 90 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 вводная основная заключительная
Организация детей для проведения заключительной части занятия. Содержание: малоподвижная игра; массаж и самомассаж; дыхательные упражнения; заключительная ходьба с замедлением темпа. Общая плотность физкультурного занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. полезное время Общая плотность = --------------------------------- х 100 продолжительность занятия Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%. К снижению общей плотности з анятия приводят следующие причины: - неоправданные простои на занятии (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений ); - н еподготовленность воспитателя к занятию; непродуманные организация и содержание занятия, приводящие к паузам; - о тсутствие дисциплина (многократно повторяются команды и распоряжений, объяснения и т.п .)
Моторная плотность физкультурного занятия характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. время , затраченное на движения Моторная плотность = --------------------------------------------- х 100 общее время занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...
Консультация для педагогов и родителей "Организация питания детей в детском саду в адаптационный период"
Это материал о питании детей в детском саду, о причинах отказа от еды, как подготовить малыша к питанию, о перекармливании....
Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"
Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"...
Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"
Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...
Консультация для педагогов «Роль родителей в адаптации ребёнка в детском саду»
Адаптация к детскому саду… Как сделать, чтобы привыкание к детскому саду у ребенка прошло благополучно? Какую роль в адаптации ребенка к детскому саду играют родители?...
Консультация для педагогов «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для педагогов«Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада»...
Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада
Подготовительная часть занятия по плаванию в детском саду может иметь разную ориентацию и направленность, в зависимости от задач, решаемых в основной части занятия. Однако, так или иначе, подготовител...