Консультация "Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ в летний период"
консультация
В материале рассмотрены вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkulturno-ozdorovitelnaya_deyatelnost_v_letniy_period.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ в летний период»
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию дошкольников в летний период года. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.
В летний период особенно большие возможности предоставлены для закаливания, совершенствования защитных реакций ребенка, широко используются солнечно-воздушные ванны и водные закаливающие процедуры. Летом все виды деятельности переносятся на воздух. Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился. Поэтому подготовка к нему начинается заранее.
Определяются цели и задачи работы ДОУ в летний период.
Цель: Сохранение и укрепление жизни и здоровья воспитанников
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
- Формировать потребность в ежедневной двигательной активности; продолжить знакомить детей дошкольного возраста с доступными способами укрепления здоровья.
- Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
В подготовительный период со всеми работниками дошкольного учреждения обсуждаются вопросы организационно-методической работы. Изучаются инструкции: по охране жизни и здоровья детей в детских дошкольных учреждениях, по охране труда, о предупреждении отравлений детей ядовитыми растениями и грибами, по профилактике детского травматизма, проведение целевых прогулок, экскурсий за пределы детского сада, занятий спортивными и подвижными играми, спортивных соревнований, по правилам оказания первой помощи.
С детьми проводятся беседы: «Болезни грязных рук»; «Ядовитые растения и грибы», «Что можно и что нельзя», «Закаляйся, если хочешь быть здоров» и др.
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в организации жизни детей в летний период и самостоятельно выстраивает и реализовывает модель разнообразной деятельности в виде плана работы. В летний период необходимо в течение дня предусмотреть сбалансированное чередование всех видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра.
Организация питания
В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бегают, играют, купаются.
Все это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсивным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста ребенка усиливаются, а это требует большего поступления белка— основного пластического материала
для построения клеток и тканей детского организма. Во время сильной жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.
С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В условиях перегревания в
организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Все это свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в рацион питания ребенка.
В первую очередь в летнее время калорийность питания ребенка должна быть увеличена на 10—15% за счет увеличения пищевых веществ. Одновременно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Чаще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легко усвояемые полноценные белки.
Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными веществами в рацион ребенка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Летом желательно несколько изменить и время приема
пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысока и аппетит ребенка не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может быть перенесен на 15—30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10 ч.), который включает соки, фрукты, ягоды.
Организация питания в ДОУ осуществляется по 10-дневному меню с ежедневным включением свежих овощей, фруктов, соков.
Роль воспитателя в данном случае заключается в организации приема таким образом, чтобы дети ели все и с удовольствием.
Важная роль отводится в жаркие летние дни и питьевому режиму, так как потребность в жидкости существенно увеличивается. Для этого необходимо наличие чайника, охлажденной кипячёной воды, одноразовых стаканчиков. Питьевой режим осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры, в соответствие с нормативами (каждые 3 часа приносится свежая вода), но следует помнить, что в питье детей ограничивать нельзя.
Режим дня
Прежде всего - это строгое выполнение режима дня. В ДОУ вводится летний режим пребывания детей (Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, занятия на свежем воздухе).
Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных факторов таких, как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем, водой. Одежда детей - тоже относится к таким факторам.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце, следить за чередованием пребывания детей на солнце и в тени. Для создания теневых участков можно использовать при необходимости выносные тенты, зонтики.
Закаливание
Закаленность организма может быть достигнута только при использовании комплекса мероприятий с учетом возраста детей, их состояния здоровья и степени тренированности организма, приобретенной в результате ранее проводимых закаливающих процедур. Большое значение при этом имеют подготовка всего персонала дошкольного учреждения и учет реальных условий, в которых находится данный детский коллектив в летний период.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный распорядок дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, рациональную одежду (она должна быть удобной, лёгкой, соответствовать температуре воздуха на улице, каждого ребёнка должен быть головной убор), соответствующий возрасту воздушный и температурный режим в помещении.
К специальным закаливающим мероприятиям относятся
- полоскание рта водой комнатной температурой;
- хождение босиком до и после сна: мл.гр. - 2 мин., ср.гр. - 3 мин., ст.гр. - 4 мин.;
- хождение босиком по траве при температуре воздуха 20 градусов: мл.гр. - 8 мин., ср.гр. - 10 мин., ст.гр. - 15 мин.
- солнечные и воздушные ванны с целью закаливания;
- водные процедуры;
- обливание ног;
- - гигиеническое мытье ног;
- хождение по солевой дорожке.
Для этого необходимо наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки; индивидуальных стаканчиков для полоскания зева и горла
Успех всех закаливающих мероприятий обеспечивается только в том случае, если выполняются следующие принципы:
- учет индивидуальных, возрастных особенностей ребенка, состояния его здоровья при выборе методов закаливания;
- наличие положительных эмоциональных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры;
- комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
- постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
- системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды).
Воспитатель дошкольного учреждения:
- продумывает организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур;
- следит за самочувствием детей, воспитывают у них положительное отношение к закаливанию;
- ведет учет проведения специальных закаливающих процедур.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные виды и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей.
Двигательная деятельность
Повышение двигательной активности детей за счет организации различных видов детской деятельности:
- длительное пребывание на свежем воздухе;
- проведение физкультурных занятий и гимнастики на свежем воздухе;
- дыхательная гимнастика;
- проведение спортивных игр, упражнений (катание на самокатах, велосипедах, футбол);
- прогулки- походы;
- спортивные развлечения
-проведение физкультурных досугов;
-проведение спортивных упражнений:
катание на велосипеде, самокате;
городки,
кольцеброс.
-проведение элементов спортивных игр:
футбола, баскетбола, волейбола, бадминтона, тенниса;
-проведение подвижных игр на воздухе.
Занятия по физической культуре проводятся на улице в форме подвижных игр, основных видов движений, спортивных упражнений, физкультурных досугов и развлечений (при неблагоприятных погодных условиях занятия переносятся в физкультурный зал).
Развивающая предметная среда на летнем участке. В летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы:
- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях,
- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни,
Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы, серсо, скакалки, велосипеды, самокаты и др, ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и др. Активнее надо использовать малые формы, имеющиеся на участках ДОУ.
Нестандартное оборудование изготавливается своими руками из подручных материалов.
Организация работы с семьями: Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка. Поэтому в ДОУ организуется специальная работа с родителями:
- игровые семейные конкурсы;
- выставка семейных работ «Лето красное пришло отдых, радость принесло»;
- фотовыставка «Наше лето»;
- консультация для родителей «Как организовать летний отдых ребенка»;
- участие родителей в озеленении участка и ремонта групп
Наглядная агитация для родителей в группах должна содержать конкретную информацию по летней оздоровительной работе:
- режим дня, одежда детей, занятия, закаливание летом, досуг детей летом, рекомендации по организации совместного отдыха детей и родителей летом. и др.
- экран здоровья /показатели состояния здоровья детей
Форма наглядной агитации может быть разной: ширмы, стенды, папки-передвижки и др.
Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет старшая медицинская сестра ДОУ: она проверяет выполнение режима дня в группах, режима проветривания, питьевого режима, закаливающих мероприятий, состояние одежды, обуви детей, наличие головных уборов и др.
ЗАНЯТИЯ, ПРАЗДНИКИ, ДОСУГИ
Занятие по плаванию для детей подготовительной группы
Занятия по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы на тему "Роса"
Игра "Гиннес-шоу"
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста "Эти удивительные сказки"
Летние приметы и пословицы
Подвижные игры
проведении малых летних олимпийских игр
Протокол соревнований с элементами футбола
Спортивное развлечение для детей подготовительной группы "А ну-ка девочки, а ну-ка мальчики"
Сценарий конкурса рисунков на асфальте для детей старшей группы "Приглашение Буратино"
Сценарий летнего музыкально-спортивного досуга на свежем воздухе для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"
Сценарий летнего развлечения для детей 2-ой младшей группы "Здравствуй, Бабушка-загадушка"
Сценарий летнего развлечения для детей 2-ой младшей группы "Солнышко лучистое, в гости приходи"
Сценарий летнего развлечения для детей подготовительной группы "В гости к Фее Флоре"
Сценарий летнего развлечения для детей подготовительной группы "В гостях у Феи Фауны"
Сценарий летнего развлечения для детей средней группы "Кто живет в траве"
Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы "Бал цветов"
Сценарий летнего развлечения для детей старшей группы "Город сказок"
Сценарий музыкального развлечения ко Дню защиты детей (1 июня) "И в мире мирном жить"
Сценарий праздника "День защиты детей"
Сценарий праздника для детей старшей группы "День Нептуна"
Сценарий праздника лета и воды "Морской круиз"
Сценарий развлечения "Здравствуй, лето!"
Сценарий развлечения для детей средней группы "Дом для мурки"
Физкультурное занятие с элементами футбола
Литература.
Автор | Издательство | Год |
1. Зимонина В.Н. «Воспитание ребенка-дошкольника» (программа «Росинка» раздел «Расту здоровым») | Москва, «Владос» | 2003 |
2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (программа оздоровительно -развивающей работы с дошкольниками) | Москва, «ЛИНКА-ПРЕСС» | 2000 |
3. Ефименко Н. «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» | Москва, «ЛИНКА-ПРЕСС» | 1999 |
«Радость в движении» (младший и средний возраст» | Москва «Мозаика-Синтез» «Воспитание дошкольника | 2000 2004 |
5. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование» | Москва, «Мозаика-Синтез» | 1999 |
6. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» | Москва, «Академия» | 2002 |
7.Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ» | Москва | 2004 |
8.Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет (5-7 лет») | «Владос» | 2003 |
9.Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» | «Сфера» | 2004 |
10.Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. «Физкульт-привет!» | «Детство-Пресс» | 2004 |
11.Ванюшина О.Б. «Дошкольник, подружись с физкультурой» | Москва | 2004 |
12.Лебедева И.В. «Физкультурные досуги и праздники в ДОУ» | Москва | 2004 |
13.Глушкова Г.В. и др. «Физическое воспитание в семье и ДОУ» | Москва «Школьная Пресса» | 2005 |
14.«Современные методы оздоровления дошкольников» | Москва | 2001 |
15.Кузнецова М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» | Москва, «АРКТИ» | 2002 |
16.Лебедева Е.А., Русакова Е.В. «Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста» | Москва, «Просвещение» | 1970 |
17.Макарова З.С., Голубева «Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в ДОУ» | «Владос» | 2004 |
18.Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» | Воронеж, «Учитель» | 2005 |
19.Галанов А.С. «Игры, которые лечат» | Москва, «Сфера» | 2001 |
20.Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. Князева О.Л. «Безопасность» | Москва, «АСТ» Санкт-Петербург, «ДЕСТВО-ПРЕСС» | 1998 2002 |
21.Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. «Мой организм» (к программе «Я- Человек») | Москва, «Владос» | 2001 |
22.Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. «Безопасность на улице» | Москва, «Карапуз» | 1999 |
23.Баль Л.В., Ветрова В.В. «Букварь здоровья» | Москва, «Сфера» | 2000 |
24.«Здоровое питание дошкольников» | Москва | 2002 |
25.Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам - о правилах дорожного движения» | Москва, «Просвещение» | 1975 |
26.Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения» | Москва, «Просвещение» | 1973 |
27.«Три сигнала светофора» (из опыта работы) | Москва, «Просвещение» | 1989 |
28.Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок» | Волгоград, «Учитель» | 2001 |
29.«Ребенок за столом» | Москва, «Сфера» | 2005 |
30.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию» | Москва, «Просвещение» | 1997 |
31.«Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений» | Москва | 1993 |
32.«Организация активного отдыха детей дошкольного возраста» | Москва | 1993 |
33.Петров В.М. и др. «Летние праздники, игры и забавы» | Москва, «Сфера» | 1999 |
34.Козак О.Н. «Игры и забавы во время каникул и праздников» | Санкт-Петербург | 2000 |
35.Дмитренко Т.И. «Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста» | Киев | 1983 |
36.Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» | Москва, «Просвещение» | 1983 |
37.«Игры и упражнения с мячом» | Днепропетровск | 1989 |
38.Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» | Москва, «Просвещение» | 1986 |
39.Каралашвили Е.А. «Физкультурная минутка» | Москва, «Сфера» | 2001 |
40.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» | Москва, «Просвещение» | 1986 |
41.Фомина А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» | Москва, «Просвещение» | 1984 |
42.Лескова Г.П. и др. «Общеразвивающие упражнения в детском саду» | Москва, «Просвещение» | 1990 |
43. Гришин В.Г. «Серсо в детском саду» «Игры с мячом и ракеткой» | Москва, «Просвещение» | 1985 1982 |
44.Губа Г.И. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет» | Москва | 2004 |
45.Шишикина В.А. «Движения +движения» | Москва, «Просвещение» | 1982 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми на летний период "Здравствуй,солнце"
Конспект совместной деятельности с детьми на летний период "Здравствуй,солнце"...
Опытническая деятельность на УОУ в летний период, в условиях Кольского Заполярья.
Проведение опыта с 4 сортами лука на УОУ в условиях Кольского Заполярья....
Конспект познавательной деятельности на прогулке в летний период в младшей группе «Игривые песчинки»
Экспериментальная деятельность с детьми на прогулке в летний период: свойства песка...
ВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Рекомендаций для воспитателей по видам игровой деятельности в летний оздоровительный период....
19.05.2019. Виды игровой деятельности для детей в летний период
Консультация для воспитателей и родителей: Виды игровой деятельности для детей в летний период...
Проект: «Создание условий для различных видов детской деятельности на прогулке в летний период»
В данной презентации показано создание условий для различных видов детской деятельности на прогулке в летний период....