Проект "Рыбы бывают разные"
проект (средняя группа)
проект"Рыбы бывают разные" для дошкольников среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ryby_byvayut_raznye.doc | 560.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц).
Участники проекта: дети средней группы родители, воспитатели группы, музыкальный работник.
Возраст детей: 4-5лет.
Актуальность темы:
Воспитание любви к природе, к природе родного края - одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует, гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Одна из областей природы связана с миром рыб – мир рыб в его сложных связях и зависимостях с окружающей средой, роли в ней человека, познание которых позволяет заложить основы воспитанности ребенка. Много в мире рыб неизвестного и интересного и мы решили познакомить детей с рыбами нашего озера Байкала
Проблема:
У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море, озере или реке, т.е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.
Дети должны знать о Байкале как можно больше, так как живут вблизи с природным сокровищем.
Цель проекта:
Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири - Байкалу
Задачи проекта:
∙ Уточнить представления о строении рыб, размножении, расширять представление детей о многообразии рыбного богатства озера. Обогащать знаниями о сибирских рыбах, вызывать интерес к среде обитания рыб.
∙ Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческое воображение.
∙ Развивать связную речь
∙ Воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
∙ Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
∙ Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
∙ Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
∙ Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
∙ Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с тематикой проекта.
2.Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
∙ Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром «Путешествие по Байкалу», «Путешествие в подводное царство Байкала», Аппликация «Нерпа на льдине».
∙ Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", "У Лукоморья дуб зелёный", "Сказка о Царе Салтане", Русская народная сказка "По щучьему велению", П. П. Ершова «Конек-горбунок», Филиппинская сказка «Почему вода в море солёная», Г. Х. Андерсен «Русалочка».
∙ Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
∙ Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
∙ Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».
∙ Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
∙ Рассматривание книг, иллюстраций, открыток о Байкале (Расширять кругозор детей об обитателях Байкала, их жизни, среде обитания, особенностях внешнего вида).
∙ Беседа «Берегите природу» (обратить внимание детей на то, что природа нуждается в нашей заботе и внимании. Вызвать у детей желание беречь природу, помогать сохранять ее. В процессе беседы активизировать и обогащать речь детей).
∙ Познакомить детей с «Красной книгой». Беседа на тему «Рыбалка на Байкале. Охрана обитателей озера».
∙ Сюжетно – ролевая игра: « Зоомагазин», « Рыбаки»
∙ Этюд "Море волнуется".
∙ Слушание аудио записи «Шум моря», Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил на своем пути омулек?»
∙ Экскурсии.
∙ Подвижные игра « Щука и караси». |
∙ Целевые прогулки.
∙ Разучивание стихов, песен о подводном мире и его обитателях .
∙ Пальчиковая гимнастика "Рыбка"
∙ Просмотр фильма: «Подводный мир Байкала»
∙ Вечер загадок «Угадай, кто это?»( рыбы Байкала)
∙ Интегрированное мероприятие « В гости к подводным обитателям Байкала»
Мероприятия по работе с родителями:
∙ Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок .
∙ Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек совместно с детьми.
∙ Консультации для родителей на темы:
o «Сохраним Байкал для потомков»
o «Воспитание любви к природе»
o «Экологическое воспитание детей в семье»
o «Рыбы бывают разные»
∙ Привлечение родителей к участию в выставки «Серебристое царство Байкала»
3.Заключительный этап:
∙ Подведение итога конкурса среди семей.
∙ Оформление фото выставки;
∙ Оформление выставки семейных поделок «Серебристое царство Байкала»
∙ Музыкальное развлечение« В гости к подводным обитателям Байкала»
Предполагаемый результат:
∙ Дети узнают и называют существенные признаки рыб, знают их строение;
∙ Появился интерес к изучению окружающего мира, родной природе;
∙ Дети начали положительно и бережно относится к природе, замечать красоту и многообразие подводного мира.
∙ У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Мониторинг проекта:
мониторинг проекта показал, что поставленные цели были достигнуты полностью.
96% детей знают и называют существенные признаки рыб, знают их строение. У 92% детей появился интерес к изучению окружающего мира, родной природы.
89% детей проявляют бережное отношение к природе, рассуждают о необходимости сохранять природу, замечают красоту подводного мира.
78% родителей приняли активное участие в проекте, проявили интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами. Участвовать в жизни группы.
Дальнейшее развитие проекта:
Педагоги и родители продолжают ознакомление с подводными обитателями Байкала. Планируется привлечь к участию в проекте социальных партнёров: ДТиМ «Гармония», библиотеку семейного чтения имени Г.Михасенко.
Список используемой литературы:
1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.-М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012.-160 с.
2. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание» , «Социализация» в средней группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ-Воронеж: ООО «Учитель», 2013-280 с.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-96 с., цв. вкл.
4. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика-Синтез. 2009.-80 с.
5. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск. Редакция журнала «Сибирячек» 2002г.
6. Г.И. Галазий « Байкал в вопросах и ответах»
«Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.
Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
В конце сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.
«Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.
«Отгадай и объясни загадки».
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и деток вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
«Ответь на вопросы».
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
«Запомни и повтори».
Ёрш, сом, пескарь – это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.
Карп, карась, плотва – это озёрные рыбы.
Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.
«Рыбы-великаны».
(Словообразование с помощью увеличительных суффиксов.)
Пескарь – пескарище; окунь – окунище; ёрш – ершище; акула – акулища; карась – карасище; рыба – рыбища.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Волнообразные движения сомкнутыми ладонями.)
Лежало большое бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем «ныряющее» движение.)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями – отрицательный жест.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону
одной из рук – рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Быстро трясём ладонями – дрожь.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями –уплывают.)
«Чей, чья, чьё, чьи?»
У рыбы голова чья? – Рыбья. Брюшко чьё? – Рыбье.
Жабры чьи? – Рыбьи. Хвост чей? – Рыбий.
У щуки туловище чьё? – Щучье. Плавник чей? – Щучий.
Икринки чьи? – Щучьи. Чешуя чья? – Щучья.
Физкультминутка «Рыба-меч».(Импровизация движений.)
Захотела рыба-меч воду надвое рассечь;
Раз – сечёт, два – сечёт, а вода себе течёт.
«Рыболов».
(Согласование числительных с существительными.)
Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т.п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т.д.
Стихотворение «Богатый улов».
Повезло с утра Егорке, у реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведёрке и четыре пескаря.
Но смотрите: у ведёрка появился рыжий кот.
Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?
Как вы думаете, сколько было и сколько осталось рыбы в ведре у Егорки?
Упражнение для пальчиков «Щука».
Щука хищная, зубастая
(Двумя руками изобразить пасть щуки.)
Для лещей, плотвы опасная.
(«Щука» щёлкает «зубами» - пальцами.)
Ищет, чем бы поживиться?
(Ладони сложить лодочкой.)
Кто-то там в воде резвится?
(Руками имитировать движение рыб.)
Чей-то рядом хвост мелькает?
(Помахать кистями рук, как хвостом.)
Хвать! Тут щука не зевает!
(Пасть щуки захлопывается.)
Но попалась на крючок, - тащит щуку рыбачек.
(Указательным пальцем изобразить крючок, перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку.)
«Фигурки из палочек».
«Рыбка».
Рыбка плавает в воде, плещется, играет.
«Ракушка».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №98»
Муниципального образования города Братска.
Конспект занятия
По ознакомлению с окружающим миром
В средней группе «Колокольчик»
Тема: ««ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАЙКАЛУ»
Подготовила: Славнику В.Ё-г.
Братск 2016.
Цель: расширение представлений детей о Байкале.
Задачи:
∙ Закрепление знаний о свойствах воды.
∙ Расширить активный словарь детей слова
Материалы:
∙ широкие и длинные полоски голубой ткани,
∙ картинки с изображением животных,
∙ ведра с чистой и грязной водой,
∙ стаканчики,
∙ марля,
∙ ватман с изображением Байкала,
∙ гуашь,
∙ кисточки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Чтение стихотворения Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Основная часть.
Байкал – это источник пресной воды (питьевой). Как реки и ручейки впадают в Байкал? С помощью ленточек разной ширины и длины показать, какие бывают ручейки и реки.
Каким образом и почему засоряют Байкал? (ответы детей: во время отпуска, отдыха возле озера; бросают бутылки, стекло, бумажки в воду)
Чем опасно засорять Байкал? Исчезнут рыбы (омуль) и животные, живущие возле Байкала. Показать картинки животных: байкальская нерпа, белка, олень, медведь, волк, лиса, заяц.
Появление Старца Байкала, который охраняет озеро. Вопрос Старца:
Кто вы такие и зачем пожаловали?
Приглашение Старца попутешествовать по Байкалу. Выбор капитана и матроса с помощью считалки:
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост,
Если мост провалиться,
То собака свалиться.
Отъехав недалеко от берега, набрать воды и посмотреть, что в ней не так (мусор, листья, бумажки и др.) предложить детям очистить воду с помощью марли. Вода стала чище, но пить её нельзя, так как она не кипяченная.
Во время того как отъезжаем дальше на середину Байкала вспомнить, какая рыба водиться в озере и какие животные водятся рядом с Байкалом.
Отплыв далеко от Байкала, провести опыт с водой снова. Вывод: вода на середине озера, то есть далеко от берега чище, так как Старик Байкал с помощью ветров: Баргузина и Култука гонит воду и грязь на берег, таким образом, очищает Байкал. Записать в тетради наблюдений свои замечания с помощью ответов детей.
Заключительная часть.
Старик Байкал делает выводы по нашему путешествию и дети, даря ему коллективный рисунок, сделанный с помощью ладоней, как будто руки детей охраняют Байкал.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №98»
Муниципального образования города Братска.
Конспект занятия
По ознакомлению с окружающим миром
В средней группе «Колокольчик»
Тема: «Путешествие в подводное царство Байкала»
Подготовила: Славнику В.Ё-г.
Братск 2016.
Цель:
Познакомить детей с одним из уникальных озер нашего края и его обитателями, закреплять знание о рыбах.
Задачи:
∙ Закрепление знаний о свойствах воды.
∙ Расширить активный словарь детей слова: голомянка, хариус, осетр. Познакомить детей со свойствами воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Продолжать учить детей считать до 5, уметь соотносить количества предметов с заданной цифрой.
∙ Развивать любознательность, мышление и речь детей.
∙ Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.
Оборудование:
∙ мультимедийный проектор,
∙ веера с цифрами,
∙ баночки - 2 шт. с водой,
∙ камешки,
∙ силуэты рыбок,
∙ цветной песок,
∙ клей.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сегодня пришло, нам ребята письмо. Давайте его откроем и все узнаем, кто нам его написал.
«Здравствуйте, ребята! Я озеро Байкал – хозяин морских глубин, приглашаю вас к себе в гости. Буду рад нашей встречи.
Основная часть.
Ребята, вы согласны отправиться в гости? (ответы детей) Ну тогда отправляемся в путь.
Встаем друг за другом и пойдем по кругу,
(обычная ходьба)
Обойдем потом цветы первоцветики весны,
(ходьба зигзагом)
Через бревнышки шагаем, выше ноги поднимаем,
(Ходьба через палки)
Нам придется наклониться, чтобы за березоньку не зацепиться.
(подлезание под дугу)
Вот мы и пришли к озеру Байкал. (Изображение, с шумом воды) Давайте полюбуемся им. (Выход Байкала) «Здравствуйте ребята, я рад вас видеть. Хочу вас познакомить вас с моими морскими жильцами. Вы, желаете заглянуть в мой подводный мир? (ответы детей) В этом нам помогут волшебные слова.
Быстро, быстро кружимся,
С волшебством подружимся,
Хлопнули в ладоши и остановились,
В море теплом, синем все мы очутились.
Ребята, посмотрите, как и на земле в Байкале растут растения. Кто знает, как они называются? (верно - это водоросли) Давайте сядем и познакомимся с морскими обитателями. Посмотрите, вот плывет омуль. Скажем все вместе, как называется рыбка? (омуль)
А вот плывет рыба, вы ее узнали? (ответы детей) Верно - щука. Назовите, все вместе как называется это рыба? (щука)
Посмотрите, вот проплывает окунь. Полина, скажи, как называется эта рыба? (окунь) Молодец! А это рыбка необычная – ее зовут голомянка. Вы ребята запомнили необычную рыбку. Как ее называют? (правильно это голомянка)
Ребята, а вот этого жильца вы все узнали. Кто это? (ответы детей) Верно, это нерпа. Вот мы и познакомились с подводным миром Байкала. Давайте, еще раз их всех назовем. (Дети перечисляют) Наши рыбки желают с вами поиграть.
Д/ игра «Кого не стало» в этом вам помогут картинки – подсказки.
Рыбки приготовили вам задания. Д/ игра «Считай и называй»
Сколько всего окуней?( 5 окуней)
Сколько всего омулей?(3 омуля)
Сколько голомянок? (2 голомянки)
Сколько всего щук? (1 щука)
Сколько всего нерп?(4 нерпы)
Физкультминутка «Рыбки»
Рыбки, весело резвятся,
В чистой, тепленько водице,
раз сожмутся, разожмутся,
то зароются в песок.
Ребята, как вы думаете какая вода в Байкале? Что может делать вода? (течь, бежать, капать, журчать, литься). А какая вода нужна нашим рыбам? (ответы детей) Давайте убедимся, что в нашем озере самая чиста и прозрачная вода.
Опыт №1. «Вода прозрачная »
На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.
Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло с водой? (ответы детей) Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки в воду) А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать о этом стакане с водой?(отчеты детей)
Воспитатель: Какая вода в первом стакане? (грязная) А вода во втором стакане, какая? (чистая, прозрачная). Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая вода становится? (ответы детей)
Ребята, чтобы вода на озере оставалась такой чистой, как мы должны, относится к ней? (не загрязнять, не бросать мусор). Правильно, беречь! Молодцы! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы вокруг себя покружимся,
С волшебством подружимся,
Раз, два, три в детский сад,
Всех нас верни!
Заключительная часть.
Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Давайте на память нарисуем рыбок. А рисовать мы их будем не красками, а песком. К каждому из вас приплыла рыбка. Смотрите, она белая, а ее нужно сделать цветной. Необходимо намазать клей внутри контурного рисунка, затем аккуратно прижать лист бумаги намазанной клеем стороной к песку, потом аккуратно стряхнуть лишний песок. ( Показ способа выполнения задания) Вот и получилась красивая рыбка! А сейчас так же сделает каждый из вас. Какие красивые рыбки у нас получились! Каждый из вас может поделиться впечатлениями о своей рыбке.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №98»
Муниципального образования города Братска.
Конспект занятия
По аппликации
В средней группе «Колокольчик»
Тема: ««Нерпа на льдине»
Подготовила: Славнику В.Ё-г.
Братск 2016.
Цель: Сформировать представление о нерпе - как уникальном млекопитающем озера Байкал. Познакомить детей с последовательностью выполнения аппликации из ваты.
Задачи:
∙ Познакомить детей с эндемиком озера Байкала.
∙ Продолжать развитие умений сравнивать и делать выводы. Формировать умение и навыки работы с фотографиями и рисунками. Развивать мелкую моторику рук через работу с нетрадиционным материалом, такой как вата.
∙ Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природы родного края.
Предварительная работа: Рассматривали картины, фотографии и рисунки родного края, смотрели видеофильмы про озеро Байкал, животных и растений Сибири. Сделали красную книгу растений Сибири.
Оборудование:
∙ музыка (шум воды),
∙ рисунок нерпы, игрушка нерпы - Белек;
∙ мольберт,
∙ магниты, коробка для посылки;
∙ вата;
∙ шаблон нерпы;
∙ синего цвета картон;
∙ клей;
∙ кисточки;
∙ салфетка;
∙ дощечка.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети входят в зал, встают в круг. Воспитатель предлагает поздороваться. Раздается стук, входит Почтальон и приносит детям посылку.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
- Ребята давайте посмотрим, что же в этой посылке есть.
(Воспитатель открывает посылку и достает фотографии достопримечательности города Иркутска, прикрепляет их к мольберту)
Основная часть.
Воспитатель:
- Что же изображено на фотографии? (на экране появляется фото Цирка, Сквер Кирова, ЦПКиО «Чиполино»)
- Молодцы ребята! Это достопримечательности города. А в каком городе есть эти достопримечательности?
- А еще рядом с нашим городом находится уникальное озеро. А как оно называется? Уникальное оно тем, что оно самое глубокое, большое и чистое озеро во всем мире. Ребята давайте послушаем, как поет озеро Байкал. (Дети ложатся на коврик и слушают шум воды)
- Понравилась песенка? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Ребята а в посылке еще что-то есть.
(Воспитатель достает рисунок, который нарисовала нерпа, присоединяет к мольберту).
- Ой какой интересный рисунок. Кто не будь, знает, кто это нарисовал?
(на мультимедийном экране появляется фото, где рисует нерпа рисунок)
- А кто такая Нерпа?
-Это животное, которое живет только в озере Байкал. (фото нерпы)
-А чем они питаются?
-Какого цвета бывают нерпы?
Темного цвета - взрослая нерпа, белого цвета детеныш нерпы - его называют БЕЛЬКОМ. Посмотрите, кто же к нам приплыл?
(Воспитатель показывает детям игрушку-детеныша нерпы)
(Фото на экране Белька)
-Кто это?
- А давайте мы поиграем с Бельком
ФИЗМИНУТКА
Белек плавает, Кружится, бьет себя по животику ластами, ложится на льдину.
- Молодцы! ( Ребята садятся на стульчики) давайте познакомимся с Бельком поближе. Как зовут маму Белька.
- Какого он цвета?
- Давайте потрогаем Белька (Дети трогают нерпенка) Какой он по ощущению?
-Ребята а нерпенку скучно одному, а давайте сейчас сделаем нерпенку друзей - таких же красивых, белых, пушистых как он.
( Дети садятся за столы)
Что бы сделать нам поделку нужно пальчики размять.
Вот как пальчики шагают: | Ладонь правой руки вверх, левой руки - вниз. Попеременное чередование |
И мизинец, и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! | Подушечки пальцев "прикреплены" к столу, "шагает" только названный палец |
Вот какие наши ручки. | Чередование ладоней вверх - вниз |
Лихо пляшут у ребят. | Вращение кистей влево - вправо |
Вот какие наши ручки, | Ладони вверх-вниз |
Веселятся и шалят! | Хлопки в ладоши |
Практическая часть.
Сейчас мы с вами сделаем вот такого «Нерпу на льдине».
(Воспитатель показывает сделанную аппликацию)
Возьмите картон синего цвета - это будет у нас льдина, положем ее перед собой.
Берем шаблон нерпы, намажем ее клеем, наносим клей кисточкой аккуратно, не заходя ха края.
Приклеим нерпу на середину нашей льдины. На нашей льдине нерпа замерзнет, а давайте оденем белую шубку из ваты.
Покроем клеем аккуратно всю нерпу кроме глаз и носа.
Возьмите кусочек ваты, растяните её с помощью пальчиков и приложите ее на клей, придавите пальчиками, что бы вата ни отклеилась. И так оклеиваем всю нерпу.
Возьмите салфетку, вытрите свои руки.
Воспитатель:
–Молодцы! Наша нерпа одета в белую шубку, теперь наша нерпа не замерзнет на льдине. Ребята белек мне говорит, что он хочет поплавать со своими друзьями…Возьмите свои льдины и подойдите ко мне..мы сейчас с вами будем плавать…( Дети ходят по залу имитируя плавание льдин) ( фото где нерпа плавает)
- А в каком озере живут и плавают нерпы?
Посмотрите, какое озеро есть. Давайте наши льдины отпустим в озеро и Белька - пусть они плавают, играют, живут вместе. Теперь нашему нерпенку будет не скучно одному.
- Ребята что вы сегодня нового узнали о нерпе?
Заключительная часть.
Давайте сейчас пройдем в группу и нарисуем нерпе рыбу.
(Ребята уходят в группу)
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений
Мы ныряем море в синем,
Тренируйся-будешь сильным!
Делай -раз! И делай- два!
Не страшна тебе волна!
Как дельфины мы плывём,
Мы плывём, мы плывём!
Ни на миг не отстаём,
Мы не отстаём!
Мы обратно повернули,
Не догонят нас акулы,
Оттолкнулись мы ногами,
Не угонишься за нами!
Как дельфины мы плывём,
Мы плывём,мы плывём!
Ни на миг не отстаём,
Мы не отстаём!
Цель:
Развивать детскую фантазию, учить сочинять и разыгрывать в режиссёрской игре небольшие истории.
Материал: небольшие игрушечные рыбки для настольного театра.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разыграть в театре игрушки истории
про обитателей моря. Дети берут в руки игрушки и представляют свои истории.
Примеры:
Жил-был кит.был он добрый. Поплыл он к акуле и говорит: «Давай плавать вместе!».А акула рассердилась и захотела съесть кита-«АМ!»-да не смогла, кит был слишком большой. Так и уплыла акула ни с чем.
Жили-были две рыбки: полосатик и жёлтик.Полосатик спрашивает у жёлтика:
«Ты куда плывёшь?»А жёлтик отвечает «За кормом».Полосатик: «Возьми меня с собой».Жёлтик не согласился, думал,что корма тогда не достанется. Он сказал «Нет, я поплыву быстро, тебе за мной не угнаться».Жёлтик уплыл, а полосатик
погрустнел. Ему было обидно, жёлтик его не взял. Он нырнул поглубже и увидел много корма: личинок, мальков. Полосатик наелся и повеселел.
Далее дети придумывают свои истории.
Участвуют два или четыре игрока. Для нее понадобится лист бумаги и четыре цветных карандаша. Лист бумаги делится на области произвольным образом. Карандаши делятся между игроками (если играет два человека, то берется по два карандаша каждому). После этого игроки по очереди закрашивают по одной области на карте своими карандашами. Главное условие, что граничащие области не должны быть одного цвета. Тот игрок, который не сможет сделать следующий ход, проиграл. Если всегда правильно выбирать варианты раскрашивания, то будет ничья:)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)
Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)
Морской конёк.
Чем похож я на коня?
Шейка, гривка у меня...
Здесь какая-то ошибка:
Крабик
Я на самом деле — рыбка! От волны невдалеке,
Двигаясь неспоро,
Крабик ножкой на песке
Делает узоры.
Морская звезда.
На дне морском живёт звезда
И всем твердит упрямо,
Что будто бы она туда,
На дно, с небес упала.
С самих небес упала!
Морской ёж.
Дружить всерьёз с морским ежом
Нам нужно осторожно.
Ведь не секрет, что родом он
Из хищных иглокожих –
Коварных иглокожих!
Мурена.
Мурена – рыба просто жуть,
Таких мы не встречали:
Характер злой, ума чуть-чуть,
А зубы – как из стали.
Из самой прочной стали!
Дельфин.
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!
Акула.
Акула – всех морей беда,
Виновница разгула.
Она сейчас не голодна:
Акула съела мула –
Огромнейшего мула!
Морской конёк.
Морской конёк, как горбунок,
Застыл немым вопросом:
Достанет ли свой гребешок
Он длинным чутким носом.
Своим длиннющим носом!
Электрический скат.
Средь рыб океанических
Стоит он как-то боком,
А назван электрическим
За то, что бьётся током –
Представьте, бьётся током!
|
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре,
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И.Токмакова)
Аквариумные рыбки. |
По рыбам трудно определить, спят они или нет - ведь рыбы для сна не закрывают глаза, как это делают люди. У рыб просто нет век, чтобы это сделать. Да они и не нужны им.
Ведь мы зарываем глаза для того, чтобы смочить их и предохранить от высыхания
Попросить ребёнка подержать глаза открытыми, сколько он сможет выдержать.
А вот рыбам моргать не надо, ведь в воде их глаза всегда влажные.
Поэтому рыбы, никогда не закрывают глаза. Но они все, же спят, хотя сон у них не бывает таким крепким, как у нас.
Рыбы почти не двигаются, но все видят и слышат, готовые в любую минуту уплыть, спрятаться.
Если дома есть аквариум, то ночью внезапно включив свет, можно увидеть, что рыбки "лежат" брюшком на дне или на водорослях и почти не шевелятся.
Но всего одно движение, или звук, и все они проснутся.
А если у кого-то в аквариуме есть сомики, то днём можно наблюдать, как спит ночная рыбка - ведь сом ночной хищник. То днём он лежит на дне, не двигаясь, а с приходом темноты начинает плавать и искать корм.
Большинство рыб для отдыха находят себе тихое спокойное место. Спят они по-разному: ложась брюшком или боком на дно, кверху брюшком, а иногда и вниз головой, или зарывшись в песок. А тропическая рыба-попугай спит, предварительно окружив себя облачком из слизи, как одеялом. Это нужно ему, для того, чтобы хищники не обнаружили его по запаху.
Рыба-попугай. |
В конце беседы задать вопросы для закрепления материала.
Задание на внимание.
Посмотрите, как много здесь рыбок, ими заполнен почти весь лист. Давайте закрасим всех рыбок, своим цветом, так, чтобы никакие две рыбы, имеющие общую границу, не были одного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вкусы бывают разные (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми I мл.гр.)
Задачи занятия: формировать представления детей о вкусах; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; учить детей входить в образ персонажа в игре....
МИНИ – ПРОЕКТ «МЕДВЕДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»
среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет о медведях....
Мячи бывают разные
Презентация на тему "Какие бывают мячи"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные»
Данные презентации помогут показать детям многообразие жилищ, углубить знания детей об истории жилища; научат ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучши...
Конспект досуга в подготовительной группе «Чайники бывают разные»
При проведении досуга с детьми, мы используем различные темы. А вот о том , какие бывают чайники? Это очень любопытно. И тема интересная, и ребята получили много удовольствия от своей работы....
Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"
Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"
занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...