Проект "Народные промыслы" в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Герасимова Светлана Владимировна

Проект "Народные промыслы" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Народные промыслы России»

Авторы проекта: Герасимова С.В

Продолжительность проекта: краткосрочный (21.11.23 – 25.11.23 г.г)

Тип проекта: познавательно - творческий

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, многие даже не знают, что такое музей. А так же дети не знают, какие народные промыслы существуют в нашей стране. Исходя из этого, необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития познавательных способностей и творческого воображения у детей. Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно – продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
  • Показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром.
  • Обучать созданию изображений по мотивам народной декоративной росписи на силуэтных формах.
  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарный запас, повышать выразительность речи.
  • Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
  • Развивать навыки художественного творчества детей.

Форма проведения итогового мероприятия: фольклорный концерт, посвященный «Дню матери».

Ожидаемые результаты:

  • Создание в группе тематического уголка «Народные промыслы России».
  • Формирование у детей устойчивых знаний и интереса к истории возникновения и развития художественных промыслов.
  • Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

  • Сбор информации и подборка методической литературы по теме проекта.
  • Составление перспективного плана проектной деятельности.
  • Создание развивающей среды.
  • Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
  • Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.

ОСНОВНОЙ ЭТАП (познавательный, исследовательский).

  • Проведение бесед и тематических занятий.
  • Изготовление народных игрушек, рисунков, поделок по теме проекта.
  • Виртуальная экскурсия по музеям народных промыслов в форме презентации.
  • Чтение сказок, былин, литературных произведений.
  • Разучивание русских народных игр.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Проведение фольклорного концерта и досуга, приуроченного к «Дню матери».

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Народные промыслы России»

п/п

Тема

Цель

1

«Что такое народная культура России»

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами и русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки).

2

«Народные промыслы»

Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведение искусств.

3

Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры.

4

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.

5

Городецкая роспись.

«Доски не простые – весёлые расписные»

Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре.

6

«Русские народные игрушки»

Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей происхождения русской деревянной матрешки. Показать разнообразие видов данной игрушки.

7

«Изготовление игрушки матрешки» (пластилинография)

Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек. Учить выкладывать пластилином узор растительного происхождения.

8

«Русские народные игры»

Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

9

«Золотая хохлома»

Расширять представление о хохломском промысле. Учить рисовать отдельные элементы .

10

«Сказочная гжель»

Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

11

«Дымковские игрушки».

«Дымковский конь»

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить вытягивать части фигуры.

12

Фольклорный концерт в русском народном стиле

Продемонстрировать познавательные и творческие способности, полученные в результате реализации проекта.

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. Вершинина Н.,  Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012

6. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009

7. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2014

8. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Средства реализации проекта (см.Приложение)

Познавательное развитие:

Стихотворения: М.Г.Смирнов «Дымка», «Красная девица»;                               А.Дьяков «Веселая дымка»; Л.Гулыг «Пестрый хоровод»; В.В.Гаврилов «Водоноска», «Индюк», П.Синявский «Хохломская роспись», Ю.Николаев «Чаша», В.Набоков «Хохлома», Е.А.Никонова «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».

Тематические беседы: «Что такое народная игрушка?», «Русская народная игрушка», «Русская матрешка», «Золотая хохлома», «Гжельское искусство», «Богородская игрушка», «Филимоновские игрушки», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись», «Жостовская роспись».

Художественно – эстетическое развитие: Рассматривание альбомов и наглядных пособий; Лепка из глины «Дымковский конь», Городецкая роспись досок, Изготовление матрешек, Лепка «Хохломской поднос».

Физическое развитие: подвижные народные игры: «Ловушка», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Карусель», «Шел козел по лесу..».

Хороводные народные игры: «Пузырь», «Каравай», «Гуси-Лебеди», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «У Миланьи, у старушки», «Ручеек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг фольклорного праздника для старшей группы: «Народные промыслы на веселой ярмарке».

« Народные промыслы на веселой ярмарке.»   Задачи:Образовательные: Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовско...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Народные промыслы»

закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связ...

Лепбук «Народные промыслы» Старшая группа

Разработка лепбука «Народные промыслы»...

ООД «В мини-музее Народных промыслов» (старшая группа)

В нашей группе "Ладушки" прошла тематическая неделя "Народные промыслы России".С детьми проводились познавательные беседы о том, что такое народные промыслы, о народных игрушках, и...