Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму; учить сравнивать игрушки, находить сходство и различия; обогащать лексику детьми яркими, красочными признаками (эпитетами), сравнениями; побуждать к самостоятельному выбору образа декоративной игрушки, использованию своих умений и знаний для украшения дополнительными декоративными деталями, узорами; воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, мастерившим ее, а также желание самими создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы.
«Народные промыслы»
Воспитатель: Артамонова О.В.
2015г.
Народные промыслы.
Программное содержание: закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму; учить сравнивать игрушки, находить сходство и различия; обогащать лексику детьми яркими, красочными признаками (эпитетами), сравнениями; побуждать к самостоятельному выбору образа декоративной игрушки, использованию своих умений и знаний для украшения дополнительными декоративными деталями, узорами; воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, мастерившим ее, а также желание самими создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Словарная работа: доброта, игрушка - дергунчик, филимоновская игрушка,
Материал и оборудование: игрушки из разных материалов, кусок полена, детская одежда для кукол, матрёшка, барышня-водоноска, конь, птицы, свистульки ,
ХОД НОД:
ПЕДАГОГ: Дети, какое ваше самое любимое занятие?
ДЕТИ: Мы любим играть,
ПЕДАГОГ: А во что вы любите играть?
(Дети перечисляют любимые игрушки.)
ПЕДАГОГ: Как вы думаете, отличаются современные игрушки от старинных игрушек?
ДЕТИ: Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора, воска... В старину игрушки делали из дерева, глины, бересты... Современные игрушки могут издавать звуки, говорить, передвигаться, смеяться, шевелить руками, ногами...
ПЕДАГОГ: Представьте себе бедную девочку, которой родители не могли купить куклу. Тогда она брала кусок полена, наряжала его в одёжку и считала, что это её кукла. Вот такие игрушки забавляли детей в прежние времена. Хотелось бы вам отправиться в прошлое и познакомиться с игрушками прошлых лет? (Ответы детей.)
(Под музыку З. Роот «Русская изба» дети заходят в «горницу», подходят к сундуку, на котором написано «Добро».)
ПЕДАГОГ: Кто может объяснить, что такое добро? (Это добрые дела, поступки добрые, сердечные люди, забота о ком – либо, любовь к родным, близким и т.д.)
Давайте заглянем в сундук! (Открывают.) Ой, сколько здесь добра! А добро ли всё это?
ДЕТИ: Да, потому что это игрушки для детей, их делали добрые люди, они старинные.
(На стол выставляются игрушки: матрёшка, барышня-водоноска, конь, птицы, свистульки и т. д.)
Вот игрушки, так игрушки,
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди — мастера!
Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? (Ответы детей.) Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому каждую из них хочется взять в руки, прикоснуться. Из какого материала изготовлены эти игрушки? (Ответы детей.)
(Дети рассаживаются на скамейке в «горнице».)
У каждого народа есть свои традиции — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиция народной игрушки возникла очень-очень давно и сохранилась до наших дней. В добрые старые времена был такой обычай у русских людей – коротать зимние дни да вечера вместе на посиделках. В русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки» — вот и проводили время за любимым занятием. Издревле игрушку в деревне мастерили не на продажу, а для своих детей. Заканчивались полевые работы, и появлялось у крестьян время порадовать своих детей. Да, любили трудиться на Руси. Чего только не умели делать мастера! В свою работу они вкладывали умение, дышу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали глаз. О труде русских умельцев сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
- Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
- Каков мастер, такова и работа.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи,
- Кто труда не боится, того и лень сторонится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Не будет скуки, когда заняты руки.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства!
Ребята, вы говорили, что делали из глины, дерева. Но ведь они светлые, бесцветные. А эти игрушки такие нарядные: Как это получилось? (Ответы детей.)
Отгадайте, о ком эта загадка:
Ростом - разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке.
Но всего одна игрушка.
(Матрёшка.)
Как похожи друг на друга матрёшки! Но приглядитесь внимательнее, что вы заметили?
ДЕТИ: У них разные платочки, губки у каждой бантиком, но по - своему; щёчки у одной розовые, у другой побелее...
ПЕДАГОГ: А сарафаны — луг цветной, но тоже всегда разный: летний, осенний, весенний, просто чудо-букет! Одна матрёшка краше другой! Игрушке-матрёшке деревянной более 100 лет. Кто-то из мастеров, увидев самую первую куклу, воскликнул: «Хороша! Типична Матрёна!» Так деревянную женскую фигурку и назвали Матрёной, или ласково — Матрёшкой.
Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной,
Принесите им сапожки
И пойдут плясать... (матрёшки)!
(Танец «Матрёшки» под русскую народную мелодию «Полянка».)
Посмотрите на этого весёлого человечка! Эту игрушку тоже придумали в старину. Называется она — дергунчик. Как вы думаете, почему игрушку так назвали? (Играют с дергунчиком, ответы детей.) Что вы можете сказать о мастерах этой игрушки?
ДЕТИ: Они добрые, трудолюбивые, умные, догадливые, весёлые...
ПЕДАГОГ: Да, ребята, именно этими качествами обладают мастера, придумавшие такую интересную, забавную игрушку. Из чего сделаны эти замечательные птички и зверушки? (Ответы детей.) Это не простые игрушки – свистульки.
Это игрушки Филимоновские. Лесов вокруг деревни Филимонова мало, зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, чёрной. Какая отличительная черта этих игрушек?
ДЕТИ: Они весёлые, красивые, разнообразные, разноцветные...
ПЕДАГОГ: Взглянешь — в глазах рябит-слепит, как от солнышка. Почему так радуют эти игрушки? Какие руки у людей, сделавших их? (Добрые, ласковые, теплые, мастеровые, сильные и т. д.) На Руси много сёл да деревень, и везде живут люди добрые да умелые. Смотрите-ка, это тоже глиняные игрушки, но совсем другие. Кто подскажет, как их называют? Ну, конечно, это дымковская игрушка из села Дымково. Её ласково и нежно называют — дымка. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни слободка вся — будто в дыму, в дымке. Здесь и зародилась в далёкую старину эта игрушка. Вначале были свистульки, а потом и коники, индюки, жар-птицы, барышни, кавалеры. Отгадайте загадки об этих игрушках.
- Он копытом бьёт,
удила грызёт. (Конь.)
- Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(Барыня.)
- По улице — мостовой
Шла девица за водой,
Шла девица за водой.
За холодной ключевой.
(Водоноска.)
- Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил,
Хвост как солнечный цветок,
Яркий, красный гребешок!
(Индюк.)
- Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью
Фью-ти, фью-ти, гнёзда вью!
(Птичка-свистулька.)
Молодцы, ребята! Какие краски использовали мастера, расписывая эти игрушки? (Малиновые, красные, жёлтые, зелёные, оранжевые, синие, все цвета радуги.) Каждый цвет словно соперничает с другим цветом, и поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок! Мастерица легонько касается кисточкой своих фигурок, и они, о чудо! Засветились и стали ненаглядными! На них нельзя наглядеться! Какое настроение у вас от всего увиденного?
ДЕТИ: Радостное, весёлое, праздничное...
ПЕДАГОГ: Дети, давайте поиграем в игру «Угадай, о какой игрушке идет речь?» Попробуйте друг другу загадать такие загадки.
Синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны.
Сарафан, платок, передник.
Стройный, выносливый, красивый.
Кокошник, коромысла, ведра.
Алая головушка, высокий гребешок, пушистый хвост.
ПЕДАГОГ: Давайте попробуем поиграть с этими игрушками. Возьмите игрушки в руки, и они вам о себе много расскажут. Подумайте, что может рассказать игрушка, постарайтесь понять её, только тогда она вам расскажет о себе. Кто смог понять? (Ответы детей.) Молодцы, дети. Интересные рассказы у вас получились. Наверное, так и играли в прежние времена. Я тоже играла со своей игрушкой. Как гладка её поверхность, её приятно погладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили из глины. Глина волшебная, мягкая, податливая. В добрых, ласковых руках она превратилась в козлика. Украшали её с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, волшебные знаки, давайте ещё раз полюбуемся на деревянную и глиняную игрушку.
Положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А знаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушки, подарили вам любовь. Такие замечательные игрушки делают только в нашей России. И греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле:
Русская народная игра «Пошла млада за водой…»
Дети, хотелось бы вам превратиться самим в мастеров — народных умельцев? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь приготовлено несколько мастерских. (Дети подходят к столу №1.) Какие игрушки можно сделать из приготовленных материалов?
ДЕТИ: Это стол — мастерская дымковской игрушки.
ПЕДАГОГ: Как вы догадались?
ДЕТИ: Мы увидели знакомые фигуры (барышню, всадника и т. д.), здесь приготовлены яркие краски и образцы дымковских узоров (круги, точки, полоски, кольца).
ПЕДАГОГ: Правильно, здесь будут работать мастера дымковской игрушки. (Дети подходят к столу № 2.) Что можно сделать из этих материалов?
ДЕТИ: Матрёшек! Можно их расписать.
ПЕДАГОГ: Молодцы! (Дети подходят к столу № 3.) А здесь совсем мало красок: синяя, голубая. Какие игрушки можем мы расписать, используя только эти цвета.
ДЕТИ: Сувениры из Гжели.
ПЕДАГОГ: Вы можете выбрать себе дело по душе!
(Дети выбирают мастерскую, в которой будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия. Готовые работы оформляются в выставку.)
Что мы видим! Это диво!
Сколько радости вокруг!
Все игрушки так красивы,
Аж захватывает дух!
(Звучит «Камаринская», все любуются своими работами.)
Молодцы, ребята! Ваши изделия радостные, добрые и весёлые, такие же, как у знаменитых русских умельцев!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-807595-1472141103.jpg)
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-973025-1510581922.jpg)
Информационно - творческий проект для детей старшей группы « Народные промыслы России»
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России». Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: среднесро...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/19/picture-1046281-1700400521.jpg)
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы»
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-1217128-1581771009.jpg)
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1363329-1678736435.jpg)
Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России»
Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России» ...
Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы».
Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-1486350-1695643633.jpg)
Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».
Творческий проект для детей старшей группы«Народные промыслы России» ...