Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы. «Народные промыслы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Артамонова Оксана Владимировна

закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму; учить сравнивать игрушки, находить сходство и различия; обогащать лексику детьми яркими, красочными признаками (эпитетами), сравнениями; побуждать к самостоятельному выбору образа декоративной игрушки, использованию своих умений и знаний для украшения дополнительными декоративными  деталями, узорами; воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, мастерившим ее, а также желание самими создавать и творить  по мотивам русского народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы.

«Народные промыслы»

Воспитатель:  Артамонова О.В.

   

                              2015г.

Народные промыслы.

Программное содержание: закреплять знания детей о народных промыслах; развивать интерес детей к русской народной игрушке, побуждать желание любоваться игрушками, радоваться их внешнему виду; помогать детям устанавливать связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму; учить сравнивать игрушки, находить сходство и различия; обогащать лексику детьми яркими, красочными признаками (эпитетами), сравнениями; побуждать к самостоятельному выбору образа декоративной игрушки, использованию своих умений и знаний для украшения дополнительными декоративными  деталями, узорами; воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, мастерившим ее, а также желание самими создавать и творить  по мотивам русского народного творчества.

Словарная работа: доброта, игрушка - дергунчик, филимоновская игрушка,

Материал и оборудование:  игрушки из разных материалов, кусок полена, детская одежда для кукол, матрёшка, барышня-водоноска, конь, птицы, свистульки ,

ХОД НОД:

ПЕДАГОГ: Дети, какое ваше самое любимое занятие?

ДЕТИ: Мы любим играть,

ПЕДАГОГ: А во что вы любите играть?

(Дети перечисляют любимые игрушки.)

ПЕДАГОГ: Как вы думаете, отличаются современные игрушки от старинных игрушек?

ДЕТИ: Современные игрушки  сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора, воска... В старину игрушки делали из дерева, глины, бересты... Современные игрушки могут издавать звуки, говорить, передвигаться, смеяться, шевелить руками, ногами...

ПЕДАГОГ: Представьте себе бедную девочку, которой родители не могли купить куклу. Тогда она брала кусок полена, наряжала его в одёжку и считала, что это её кукла. Вот такие игрушки забавляли детей в прежние времена. Хотелось бы вам отправиться в прошлое и познакомиться с игрушками прошлых лет? (Ответы детей.)

(Под музыку З. Роот «Русская изба» дети заходят в «горницу», подходят к сундуку, на котором написано «Добро».)

ПЕДАГОГ: Кто может объяснить, что такое добро? (Это добрые дела, поступки  добрые, сердечные  люди, забота  о ком – либо, любовь к родным, близким и т.д.)

Давайте заглянем в сундук! (Открывают.) Ой, сколько здесь добра! А добро ли всё это?

ДЕТИ: Да, потому что это игрушки для детей, их делали добрые люди, они старинные.

(На стол выставляются игрушки: матрёшка, барышня-водоноска, конь, птицы, свистульки и т. д.)

ПЕДАГОГ:

Вот игрушки, так игрушки,

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди — мастера!

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? (Ответы детей.) Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому каждую из них хочется взять в руки, прикоснуться. Из какого материала изготовлены эти игрушки? (Ответы детей.)

(Дети рассаживаются на скамейке в «горнице».)

У каждого народа есть свои традиции — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиция народной игрушки возникла очень-очень давно и сохранилась до наших дней. В добрые старые времена был такой обычай у русских людей – коротать зимние дни да вечера вместе на посиделках. В русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки» — вот и проводили время за любимым занятием. Издревле игрушку в деревне мастерили не на продажу, а для своих детей. Заканчивались полевые работы, и появлялось у крестьян время порадовать своих детей. Да, любили трудиться на Руси. Чего только не умели делать мастера! В свою работу они вкладывали  умение, дышу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали глаз. О труде русских умельцев сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

  1. Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
  2. Каков мастер, такова и работа.
  3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи,
  4. Кто труда не боится, того и лень сторонится.
  5. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  6. Не будет скуки, когда заняты руки.
  7. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства!

Ребята, вы говорили, что делали из глины, дерева. Но ведь они светлые, бесцветные. А эти игрушки такие нарядные: Как это получилось? (Ответы детей.)

Отгадайте, о ком эта загадка:

Ростом - разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

Но всего одна игрушка.

(Матрёшка.)

Как похожи друг на друга матрёшки! Но приглядитесь внимательнее, что вы заметили?

ДЕТИ: У них разные платочки, губки у каждой бантиком, но по - своему; щёчки у одной розовые, у другой побелее...

ПЕДАГОГ: А сарафаны — луг цветной, но тоже всегда разный: летний, осенний, весенний, просто чудо-букет! Одна матрёшка краше другой! Игрушке-матрёшке деревянной более 100 лет. Кто-то из мастеров, увидев самую первую куклу, воскликнул: «Хороша! Типична Матрёна!» Так деревянную женскую фигурку и назвали Матрёной, или ласково — Матрёшкой.

Они и летом, и зимой

Любят жить одна в одной,

Принесите им сапожки

И пойдут плясать... (матрёшки)!

(Танец «Матрёшки» под русскую народную мелодию «Полянка».)

Посмотрите на этого весёлого человечка! Эту игрушку тоже придумали в старину. Называется она — дергунчик. Как вы думаете, почему игрушку так назвали? (Играют с дергунчиком, ответы детей.) Что вы можете сказать о мастерах этой игрушки?

ДЕТИ: Они добрые, трудолюбивые, умные, догадливые, весёлые...

ПЕДАГОГ: Да, ребята, именно этими качествами обладают мастера, придумавшие такую интересную, забавную игрушку. Из чего сделаны эти замечательные птички и зверушки? (Ответы детей.) Это не простые игрушки – свистульки.

Это игрушки Филимоновские. Лесов вокруг деревни Филимонова мало, зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, чёрной. Какая отличительная черта этих игрушек?

ДЕТИ: Они весёлые, красивые, разнообразные, разноцветные...

ПЕДАГОГ: Взглянешь — в глазах рябит-слепит, как от солнышка. Почему так радуют эти игрушки? Какие руки у людей, сделавших их? (Добрые, ласковые, теплые, мастеровые, сильные и т. д.) На Руси много сёл да деревень, и везде живут люди добрые да умелые. Смотрите-ка, это тоже глиняные игрушки, но совсем другие. Кто подскажет, как их называют? Ну, конечно, это дымковская игрушка из села Дымково. Её ласково и нежно называют — дымка. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни слободка вся — будто в дыму, в дымке. Здесь и зародилась в далёкую старину эта игрушка. Вначале были свистульки, а потом и коники, индюки, жар-птицы, барышни, кавалеры. Отгадайте загадки об этих игрушках.

  1. Он копытом бьёт,

удила грызёт. (Конь.)

  1. Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

(Барыня.)

  1. По улице — мостовой

Шла девица за водой,

Шла девица за водой.

За холодной ключевой.

(Водоноска.)

  1. Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил,

Хвост как солнечный цветок,

Яркий, красный гребешок!

(Индюк.)

  1. Голосисты эти птицы 

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью

Фью-ти, фью-ти, гнёзда вью!

(Птичка-свистулька.)

Молодцы, ребята! Какие краски использовали мастера, расписывая эти игрушки? (Малиновые, красные, жёлтые, зелёные, оранжевые, синие, все цвета радуги.) Каждый цвет словно соперничает с другим цветом, и поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок! Мастерица легонько касается кисточкой своих фигурок, и они, о чудо! Засветились и стали ненаглядными! На них нельзя наглядеться! Какое настроение у вас от всего увиденного?

ДЕТИ: Радостное, весёлое, праздничное...

ПЕДАГОГ: Дети, давайте поиграем в игру «Угадай, о какой игрушке идет речь?» Попробуйте друг другу загадать такие загадки.

ДЕТИ:

Синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны.

Сарафан, платок, передник.

Стройный, выносливый, красивый.

Кокошник, коромысла, ведра.

Алая головушка, высокий гребешок, пушистый хвост.

ПЕДАГОГ: Давайте попробуем поиграть с этими игрушками. Возьмите игрушки в руки, и они вам о себе много расскажут. Подумайте, что может рассказать игрушка, постарайтесь понять её, только тогда она вам расскажет о себе. Кто смог понять? (Ответы детей.) Молодцы, дети. Интересные рассказы у вас получились. Наверное, так и играли в прежние времена. Я тоже играла со своей игрушкой. Как гладка её поверхность, её приятно погладить. Это козлик. Он рассказал мне, как его лепили из глины. Глина волшебная, мягкая, податливая. В добрых, ласковых руках она превратилась в козлика. Украшали её с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики, волшебные знаки, давайте ещё раз полюбуемся на деревянную и глиняную игрушку.

Положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А знаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселилась в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушки, подарили вам любовь. Такие замечательные игрушки делают только в нашей России. И греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле:

Русская народная игра «Пошла млада за водой…»

Дети, хотелось бы вам превратиться самим в мастеров — народных умельцев? (Ответы детей.) Посмотрите, здесь приготовлено несколько мастерских. (Дети подходят к столу №1.) Какие игрушки можно сделать из приготовленных материалов?

ДЕТИ: Это стол — мастерская дымковской игрушки.

ПЕДАГОГ: Как вы догадались?

ДЕТИ: Мы увидели знакомые фигуры (барышню, всадника и т. д.), здесь приготовлены яркие краски и образцы дымковских узоров (круги, точки, полоски, кольца).

ПЕДАГОГ: Правильно, здесь будут работать мастера дымковской игрушки. (Дети подходят к столу № 2.) Что можно сделать из этих материалов?

ДЕТИ: Матрёшек! Можно их расписать.

ПЕДАГОГ: Молодцы! (Дети подходят к столу № 3.) А здесь совсем мало красок: синяя, голубая. Какие игрушки можем мы расписать, используя только эти цвета.

ДЕТИ: Сувениры из Гжели.

ПЕДАГОГ: Вы можете выбрать себе дело по душе!

(Дети выбирают мастерскую, в которой будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия. Готовые работы оформляются в выставку.)

Что мы видим! Это диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы,

Аж захватывает дух!

(Звучит «Камаринская», все любуются своими работами.)

Молодцы, ребята! Ваши изделия радостные, добрые и весёлые, такие же, как у знаменитых русских умельцев!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности...

Информационно - творческий проект для детей старшей группы « Народные промыслы России»

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».  Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: среднесро...

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы»

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности....

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе....

Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России»

Творческий проект для детей старшей группы  «Народные промыслы России»                             ...

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы».

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за...

Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Творческий проект для детей старшей группы«Народные промыслы России»                                 ...