КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ»
статья по окружающему миру по теме

Подвигина Наталья Михайловна

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_narodnye_promysly_belgorodchiny.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 36 «РОСИНКА»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ д\с №36 «Росинка»

Подвигина Н. М.

Белгород 2013г

Тема: «Народные промыслы Белгородчины».

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество.

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народными промыслами Белгородской области; вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах; развивать любознательность; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям Белгородчины.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель в народном костюме встречает детей:

- Здравствуйте девицы да добры молодцы. Поклон вам люди добрые. Проходите в мою светелку. Сядем рядком да поговорим ладком.

У наших воротях, у наших, у широких

Стояла Федора – с позументом понева,

Снеком подпояска, с канителью завеска

С канителью завеска, строченая кичка

Строченая кича, золотая строчка…

- Что вы поняли из строк песни? О чем этот отрывок? (Об одежде, о национальном костюме.)

- Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, семейный он или холостой, богатый или бедный.)

Появляется кукла в народном костюме Белгородской области.

- Ребята как вы думаете от куда приехала к нам эта гостья, с какой области?

- Правильно она наша землячка, белгородка, а зовут её Федора. Она нам расскажет о народных промыслах Белгородской области. В нашем крае жил и живет трудолюбивый народ. Какими только ремеслами не занимались люди.

- А что такое ремесло? (Это слово обозначает разные виды работ, в основном рукодельное мастерство. Среди российских народных промыслов, промыслы  Белгородчины занимали достойное место в изготовлении одежды и обуви).

На территории нашей области самой ходовой, распространенной была конопляная ткань, так как условия позволяли выращивать коноплю в большом  количестве. Ох, и трудоемкое это занятие сделать ткань из конопли. Сначала нужно было коноплю посадить, вырастить, собрать, затем коноплю мочили, трепали, чесали и только потом на ткацком станке изготавливали полотно, которое называлось «полка» и «штука». А название такое полотно получило по размерам ткацкого станка. (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Ткань была серая или выбеленная. Расшивали (украшали) готовую одежду или прикрепляли готовые расшитые вставки. Ребята, обратите внимание на эти рисунки. Как вы думаете, что они обозначают? (Это элементы вышивки, которыми в старину наши земляки украшали свою одежду).

Дети исполняют хоровод "Клубочек".

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле.

Игра «Разноцветные клубочки»

(разложить клубочки по цветам в корзинки)

Назовите цвета клубочков. Мы в корзинки не спроста собрали клубочки таких цветов потому что такими цветами украшали одежду наш предки. Что же они означают хотите узнать? (Дети заранее подготовленные рассказывают о клубочках в своих корзинках).

- красный (и его оттенки),  символизирующий огонь,  зарю,  жизнь, жизнеутверждающие силы,

- темно-красный,  потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови,

- зеленый - красота, доброта, цвет Природы,

- белый, духовное начало,  чистота,  снег, саван (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой),

- черный - цвет земли, покоя, траура,

- желтый - цвет солнца, тепла, света,

- синий - цвет неба, воды, духовности, разума,

- фиолетовый - космическое начало, вселенский разум.

- Как называли фартук на Белгородчине? (Завеска, запон.)

- Среди шаблонов у вас на столе есть различные виды фартуков. Расскажите о них. (Высокие, которые одеваются на шею, короткие, которые повязывались на талию, украшенные кружевом, тесьмой, вышивкой, аппликацией). Ребята, у нас есть возможность поучаствовать в процессе украшения. Все необходимое у вас на столе. Вспомните особенности орнамента нашего края. (Украшение бумажного шаблона фартука.)

Я вам сейчас покажу еще один важный элемент белгородского народного костюма. Что это? (Пояс.)

- Как еще его называли? (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.)

А важный этот элемент потому, что ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти « на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.

Игра «Кто быстрее повяжет опоясочку».

- Ребята, мы с вами очень хорошо понимаем, что русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье или на посиделки девушки не ходили без работы, руки всегда были заняты делом. А ну-ка, вспомните поговорки о труде.

- Труд человека кормит, а лень портит.

 - Какова пряха, такова на ней и рубаха.

 - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

 - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

 - Землю красит солнце, а человека - труд.

- Какие замечательные поговорки. Наша область еще славилась и знатными гончарами из поселка Борисовка.  Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства.

Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.

 В меньшей степени известны игрушки – свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека.

 Характерные черты  для Борисовской посуды округлые формы тулова, конусообразные в основании. В форме четко выявлено назначение вещи – она строго функциональна по назначению и сдержана по декору. Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно – коричневый черепок.

 Глазури применяются прозрачные и полупрозрачные, матовые теплых оттенков выделяя цвет глины и рельефный декор, выполняемый с применением ручного труда в виде налепов, проминки, процарапки сочетая глазурованную и неглазурованную рельефные поверхности.

 Наряду с гончарным промыслом, плетение из лозы является также традиционным. Поселок с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок.

Сколько на Руси было мастеров-умельцев. Сколько замечательных изделий делали они. Бывало, наделают всего много и везут на ярмарку, продавать.

        Посмотрите, да и у нас немало приготовлено товара. Собирайся народ всех нас ярмарка зовет. Только одно условие товар на нашей ярмарке можно купить, если опишешь понравившейся товар.

Дети выбирают понравившейся товар. Описывают его. Если рассказ о предмете понравился остальным детям то товар продается.

- Я думаю, ребята, что вам понравилось путешествовать в прошлое с нашей гостьей Федорой. Мы полюбовались на прекрасные народные костюмы Белгородской области. Мы еще раз убедились, сколько труда было вложено в их изготовление, с какой любовью относились к своему труду наши предки. И я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к нашему русскому костюму, к любой, даже самой маленькой частичке нашей народной культуры. А фартучки, которые вы так старательно украшали, будут подарком для наших мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: Навыки безопасного поведения на дорогах.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи:Образовател...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Пространственные отношения: справа, слева»

Конспект образовательной деятельности в старшей группеТема: «Пространственные отношения: справа, слева»Цель: Формирование навыка различать и называть пространственные отношения: справа — слева.Задачи:...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Пространственные отношения: справа, слева»

Конспект образовательной деятельности в старшей группеТема: «Пространственные отношения: справа, слева»Цель: Формирование навыка различать и называть пространственные отношения: справа — слева.Задачи:...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: «Если хочешь быть здоровым».

Аннотация: конспект ОД проводится в рамках реализации программы по Детскому туризму, опираясь на формирование основ здорового образа жизни ....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие в цветочный город. Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Тема: Путешествие в цветочный город.Образовательная область: Познавательное развитие(ФЭМП)Интеграция образовательных областей  «Социал...