Педагогический проект «Сказки народов мира» в старшей группе
проект (старшая группа)

Южанина Рузалия Шамиловна

приобщение ребенка к миру сказок  народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Сказки народов мира»

в старшей группе

1. Тема: «Сказки народов мира»

2. Тип проекта: краткосрочный

З. Участники проекта: воспитатели, родители и дети старшей группы.

4. Масштаб проекта:

время реализации: октябрь - декабрь

количество детей: 21 человека

5. Актуальность:

        В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы не всегда учат детей добру. Сказка возвращается в культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого.

        Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

                                                                Джанни Родари.

  Сказки для детей – это первая школа жизни в любой стране, в любом государстве, для любых детей.

        Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети интернет наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран.        

        Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света? Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает».  Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

        «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

                                                                  Х.К. Андерсен.

Нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира», который объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества, музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

        Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитие речи детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

6.  Цель проекта: приобщение ребенка к миру сказок  народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.

7. Задачи проекта:

  • Воспитывать уважение к нравственным ценностям и  к культуре народов мира;
  • Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость;
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

Содержание:

        Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от организованной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.

        Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.

        Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач.

Ведущими идеями проекта являются создание:

  • нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
  • отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителей.

В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с октября по декабрь 2023года.

     Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Итоговый. Презентационный.

На каждом этапе поставили свои задачи:

  1. Подготовительный этап.

Задачи:

  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Составить план проекта.
  • Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.
  1. Практический этап.

Задачи:

  • Знакомить детей со сказками  народов мира (индийские, германские, японские, дании).  Формировать умение понимать жанровые особенности сказок.
  • Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать интерес к художественной литературе.
  • Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация. Прививать художественный вкус.
  • Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  • Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, музыке.
  • Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Оформить альбом «Книга сказок».
  1. Итоговый, презентационный этап.

Задачи:        

  • Выставка детских работ и их родителей.
  • Фотоальбом творческих работ группы по сказкам народов народов мира.
  • Подвести итоги проекта.
  • Проанализировать полученные результаты.

Модель реализации проекта.

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

  • Изучение методической литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.

  • Беседа «Нас много на шаре земном!».
  • Презентации «Природа и животный мир Индии», «Культура Индии».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Индии:

«Тигр, крестьянин и Лиса», «Маленькая птичка и слон», «Два брата»,  «Рики-Тикки-Тави».

  • Просмотр мультфильмов по сказкам Индии.
  • Рисование по мотивам сказки.

Педагогическая деятельность с детьми

  • Презентация «Здравствуй, Германия!».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Германии: «Госпожа Метелица» «Храбрый портной»; «Карлик Нос» и Маленький Мук» (В. Гауфт).
  • Рассматривание национальных костюмов народов Германии
  • Просмотр мультфильмов: «Госпожа Метелица», «Храбрый портняжка».
  • Подвижные игры: «Слепая корова».
  • Оформление страниц альбома «Книга сказок».

  • Беседа с использованием видеоматериалов «Страна Солнца – Япония!».
  • Чтение и обсуждение сказок народов Японии:

- «Жадная хозяйка», «Как журавль за добро заплатил», «Желтый аист».

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам народов Японии.
  • Рассматривание национальных костюмов народов Японии.
  • Подвижные игры: «Лягушки и аист».
  • Рисование «Веер» (восковые карандаши + гуашевые краски).
  • Оригами по «Легенде о бумажном журавлике»: «Журавлик».

Педагогическая деятельность с детьми

  • Беседа с использованием видеоматериалов «Страна, в которой жил Г.Х. Андерсен».
  • Чтение и обсуждение сказок Г.Х. Андерсена:

«Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Снежная Королева».

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам Г.Х. Андерсена.
  • Просмотр мультфильмов: «Снежная Королева», «Принцесса на горошине».
  • Дидактические игры: «Как их зовут» (герои сказок).
  • Рисование по мотивам сказки «Снежная Королева»: «Замок Снежной Королевы»

Работа с родителями

  • Анкета по теме «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».
  • Консультация «Создаем сказку вместе» (помощь в изготовлении альбома).
  • Консультация «Работаем над сказкой» (для родителей дошкольников).
  • Шпаргалка для родителей «Список сказок народов мира для домашнего чтения дошкольникам».

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения  сказок народов мира, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

8. Предполагаемый конечный результат:

  •  Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.
  • Возродится традиция семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т.д.).
  • Родители вместе с детьми смогут создать творческие работы по прочитанным произведениям.

9. Трансляция проекта:

  • Альбом «Книга сказок».

10. Перспектива проекта:

  • Организация совместной работы детей, родителей.
  • Оформление совместного творческого альбома детей и родителей «Книга сказок»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказки народов мира"

Проект разработан для детей старшей группы для привития интереса к фольклору других стран, воспитания уважительного и бережного отношения к фольклору малых народов севера Росси и стран мира.  В п...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ"

Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились нак же любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Способствовать развитию интереса к коренным народам ха...

Проект «Сказки народов мира».

Проект «Сказки народов мира»....

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Проект "Сказки народов мира"

Проект для детей старшего возраста "Сказки народов мира". Знакомство с культурой разных стран через сказки....

Педагогический проект "Сказки народов мира" – подготовительная группа

Приобщение ребенка к миру сказок народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному....

Конспект НОД по ООМ "Многообразие стран и народов мира" в старшей группе, ОО-Познавательное развитие

На занятии дети в форме путешествия по таким странам как Россия, Индия, Китай, Египет знакомятся с культурой стран, разнообразием внешности людей, традиционными и нетрадиционными символами этих стран....