Конспект НОД по ООМ "Многообразие стран и народов мира" в старшей группе, ОО-Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кочнова Татьяна Александровна

На занятии дети в форме путешествия по таким странам как Россия, Индия, Китай, Египет знакомятся с культурой стран, разнообразием внешности людей, традиционными и нетрадиционными символами этих стран. Развивают свой кругозор, любознательность, толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Чехов

Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Столбовская средняя общеобразовательная школа

🖂142350, г.о. Чехов, р.п. Столбовая, ул. Школьная, д.1

E-mail stolbovaya@uo-chehov.ru 🕿 (8496)726 – 94 - 90, (8496)726 - 94 - 94

Конспект НОД «Многообразие стран и народов мира»

в старшей  группе

образовательная область «Познавательное развитие»

                                              Конспект разработала

                                                      Воспитатель Кочнова Т.А.

                                    Дата: 24.10.2023

                                           Столбовая, 2023


Цель: познакомить с многообразием стран и народов мира

Задачи: - дать понимание расовых различий;

- познакомить с некоторыми странами и их жителями;

- активизировать речь, пополнить словарный запас детей;

- развивать любознательность;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Приоритетная образовательная деятельность: познавательное развитие (социальный мир)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие

Интеграция детских видов деятельности:  коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игровая

Форма организации НОД: коллективная (совместно с педагогом).

Материалы и оборудование: иллюстрации- наглядности, предметы- символы разных стран, куклы народов России, глобус

Словарная работа: «раса», «многонациональный», «европеоидный», «монголоидный», «негроидный», «мандала»

Планируемые результаты: будут проявлять больший интерес к окружающему миру; поймут, что в мире все люди разные.

               

Ход НОД:

Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать? (Да) А как называются люди, которые путешествуют по разным городам и странам, чтобы познакомиться с жизнью и бытом жителей разных стран и городов? (туристы).

- Сегодня я предлагаю вам побыть в роли туристов и отправиться в увлекательное путешествие по разным странам и познакомиться с их коренными жителями. Согласны? (Да)

Основная часть.

- В нашем путешествии нам будет помогать вот такой предмет. Что это? (глобус). Знаете ли вы, что во всём мире насчитывается 251 страна? А народов вообще около 5000! Как это может быть? Будем разбираться…

- Отправимся в наше путешествие мы из нашей страны. Как она называется? (Россия. Показать на глобусе, где находится Россия) Столица России- Москва. А как называются люди, живущие в России? (россияне). Как вы знаете, у каждой страны есть свои государственные символы: герб, флаг и гимн. Вот такой герб у нашей страны (показываю), а вот флаг нашей страны, его ещё называют «триколор», потому что он трёхцветный. Давайте вспомним стихотворение, которое, мы с вами изучали, когда изучали символы нашей страны:

Белый цвет- берёзка,

Синий- неба цвет,

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Посмотрите на предметы и картинки, которые здесь находятся (медведь, берёзка, матрёшка, балалайка, самовар) Это неофициальные символы нашей страны, посмотрев на которые любой турист скажет, что это Россия.

У каждой страны свои обычаи, праздники, национальная одежда. А ещё люди разных стран могут отличаться друг от друга по внешности. Давайте посмотрим друг на друга. Наша внешность называют «славянской» (от наших предков- славян) , а по-научному- «европеоидной». Кожа у нас светлая, глаза выразительные, голубые, карие, зелёные, серые. Волосы разной структуры (прямые, волнистые, кудрявые), цвет волос тоже разный- от светло-русого до тёмного. Славянскую внешность считают в мире самой красивой!

- Ну а нам пора отправляться в путь. Будем путешествовать на поезде, поэтому становимся за мной, руки кладём на плечи друг к другу. Поехали! (двигаемся по группе под фонограмму поезда)

- Первая страна, куда мы приехали, это Китай! Он находится совсем рядом с нашей страной (показать на глобусе). Столица Китая- г. Пекин. Как называются жители Китая? («китайцы»), давайте сразу посмотрим на них (показываю картинку). Что необычного вы видите во внешности китайца? Правильно, узкие глаза. Кожа у них светлая, как у нас. А вот волосы у китайцев прямые и чёрные. Есть ещё жители других стран, которые похожи на китайцев (показать японцев, корейцев, монгол). Тип внешности их называется «монголоидный». Но среди туристов китайцы выделяются тем, что они открыто разговаривают с незнакомцами, много жестикулируют, очень эмоциональные и громкие. Национальный язык страны- «китайский». (Включаю запись китайской речи). Это герб и флаг страны (показать). Китай- самая большая по численности страна, в ней проживает около 1,5 млрд человек. Народностей всего 56! Посмотрите на неофициальные символы этого государства (панда с бамбуком, китайский дракон, знак инь-ян, иероглиф). Чем ещё прославилась эта страна? Самой известной достопримечательностью является Великая Китайская Стена, которой уже более 2000 лет. Её длина более 21 тыс км, поэтому её видно даже с околоземной орбиты! Строили её для защиты земель от врагов. Китайцы первыми в мире изобрели бумагу! Ещё эта страна славилась своим шёлком. Секрет его производства долго держался в секрете (рассматриваем шёлковую ткань). Также учёными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая- именно его территории являются родиной этого растения. Китайцы пьют чай не как мы, у них принято проводить целые чайные церемонии. Ещё китайцы лидеры по выращиванию риса, поэтому рис очень популярен у них в еде. Ещё Китай знаменит своими боевыми искусствами.

- Ну а нам пора двигаться дальше. (Звук поезда)

И следующая наша остановка- Египет! (показать герб и флаг Египта).  Он находится на континенте под названием Африка! (показать на глобусе). Столица Египта- Каир. В Африке есть много разных стран, но Египет по праву считается самой знаменитой страной для путешественников всего мира из-за его достопримечательностей, которые и являются символами этой страны. Давайте сначала посмотрим на коренных жителей, которые относятся к негроидной расе (показываю картинку). Как вы думаете, как называют жителей Египта? (египтянами, арабами), разговаривают они на арабском или египетском языке. Что отличительного вы видите в их внешности? Они смуглые, темноволосые. Посмотрите на других жителей континента Африка (показываю), которые живут в других странах- Камерун, Кения, Конго и др. Их цвет кожи совсем чёрный, губы пухлые, волосы курчавые. Как вы думаете, почему у жителей этих стран такая тёмная кожа? Потому что здесь много солнца, пустынь, очень жарко.

Итак, давайте посмотрим, на что толпы туристов приезжают посмотреть в Египет. Пирамиды Гизы, пирамида Хеопса (примерно 10 пятиэтажн домов), Большой Сфинкс (примерно 5 пятиэт.домов), древние храмы и гробницы фараонов, древние мумии и статуи. Всё это построено много тысяч лет назад и имеет такие гигантские размеры, что учёные до сих пор не понимают, как их возможно было построить без современной техники.

Физ .минутка:

Мы туристы, мы в пути.

Веселей шагайте, ноги,

Легче выдох, глубже вдох.

Путь неблизок, недалёк.

Впереди течёт ручей,

Перепрыгнем поскорей. (2 раза)

Предлагаю ещё в качестве разминки поиграть в одну игру. Я буду называть страну, а вы попытайтесь назвать национальность (жителей) этой страны.

(Проводится Д/игра с мячом)

- Итак, ребята, предлагаю посетить ещё одну интересную страну- Индию!

Поезд отправляется. (звук поезда)

-Итак, мы в Индии! Давайте посмотрим на глобусе, где она находится (показываю) Столица Индии- Нью-Дели, это герб и флаг Индии. Как вы думаете, как называется народ индии? (Индийцы, в простонародье их часто называют индусы) Давайте посмотрим на жителей Индии (показываю). Эти люди одеты в национальные одежды: у женщин она называется Сари, у мужчин – это шервани, дхоти, курта и др. Давайте рассмотрим внешность индийцев: тёмный цвет кожи, черные волнистые волосы, карие глаза (южноиндийская раса).  У женщин лбу рисуют вот такой кружок- бинди, у мужчин Индии принято носить усы и бороду, как знак мужества. Эта страна многонациональная (крупнейшие народы- хиндустанцы, тамилы, джат, бенгальцы и др) и многоязычная. Самый распространённый язык в Индии- хинди. Давайте посмотрим на неофициальные символы этой страны (лотос, слон, павлин, мандала, тигр, йог). Достопримечательности страны: мечеть Тадж-Махал, ему более 500 лет; храмы, названные в честь разных богов, река Ганг. А ещё очень знаменит Индийский чай, который здесь выращивают из-за благоприятного климата. Пить индусы его любят с коровьим молоком. Самый любимый праздник в Индии- Холи, фестиваль красок, является символом наступления весны и возрождения жизни. Вот такая интересная страна!

-Ну а нам пора возвращаться домой- в Россию! (звук поезда).

- Ребята, как вы поняли, в одной стране может жить множество народов, разговаривать на множестве языков, иметь свои традиции, и выглядеть совершенно по- разному! А знаете какая страна считается самой многонациональной в мире? Россия! На её территории проживает более 190 народов! Языков- более 270! (рассмотреть кукол)

Заключительная часть.

- Ну вот, наше путешествие и закончилось. Интересно вам сегодня было? Какие страны мы сегодня посетили? В какую страну вы хотели бы съездить, как туристы? Что удивило вас сегодня в нашем путешествии?

- Ребята, скажите, а должны ли народы дружить друг с другом и почему?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию. Тема: Досуг «В мире диких животных»

Предварительная работа:Чтение художественной литературы «Знакомим дошкольников с миром животных»; Отгадывание загадок; Беседа «Каких животных ты знаешь?»; д/игра «Кто где живет»; Презентация «Дикие жи...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...

Конспект открытого НОД в старшей группе по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром "Волшебница - вода"

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию, формированию целостной картины мира «Весна. Первоцветы».

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию, формированию целостной картины мира «Весна. Первоцветы»....

Конспект занятия «Путешествие в страну Математики» для детей старшей группы по познавательному развитию.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», &l...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Масленица»....