Проект "Сказки народов мира"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Проект разработан для детей старшей группы для привития интереса к фольклору других стран, воспитания уважительного и бережного отношения к фольклору малых народов севера Росси и стран мира. В проекте прописаны этапы работы по теме проекта, связь с родителями, с социумом. Проект разработан на основе интеграции познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-личностного разития ребенка. Авторами проекта разработаны дидактические игры и альбомы для рассматривания детьми, родитлями сделаны костюмы для драматизации сказок. Сказки народов мира продемонстрированы родителям детей группы, детям других групп ДОУ микрорайона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki_narodov_mira.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Сказки народов мира»
Выполнили:
Воспитатель старшей группы № 6
Штефан Наталья Леонидовна,
учитель-логопед
Рожкова Светлана Валерьевна
г. Чайковский, 2014 год
1. Тема: «Сказки народов мира»
2. Тип проекта: краткосрочный, педагогический
З. Участники проекта: воспитатель Штефан Наталья Леонидовна учитель-логопед Рожкова Светлана Валерьевна.
Целевая группа: дети и родители старшей группы № 6
4. Масштаб проекта
время реализации: январь - май 2014г.,
количество детей: 22 человека
5. Актуальность:
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы развращают детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать правильный выбор в пользу добра. Сказка возвращается в культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».
Джанни Родари.
Сказки для детей – это первая школа жизни в любой стране, в любом государстве, для любых детей.
Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети интернет наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран. Следует отметить, что все программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя раздел зарубежной литературы.
Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшим из других частей света?
Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает». Она несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
Х.К. Андерсен.
На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к сказкам малых народов России и народов мира, нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира», который объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.
Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в повышении ручной умелости детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.
6. Цель проекта: приобщение ребенка к волшебному миру сказок малых народов России и народов мира через художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.
7. Задачи проекта:
- Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре малых народов России и к культуре народов мира.
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость.
- Развивать творческое мышление
- Развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
- Развивать эмпатию и умение слушать других.
Содержание:
Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.
Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.
Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач. Такой проект может быть реализован как в рамках старших и подготовительных групп детского сада, так и в младших классах общеобразовательных школ, творческих студий.
Ведущими идеями проекта являются создание:
- нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
- отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ребенка.
В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с января по май 2014 года.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
II этап – Практический
III этап – Презентационный
IV этап – Итоговый
На каждом этапе поставили свои задачи:
- Подготовительный этап. Задачи:
- Определить цель и задачи проекта.
- Изучить и создать информационную базу по проекту.
- Составить план проекта.
- Познакомить родителей с идеей проекта.
- Практический этап. Задачи:
- Знакомить детей со сказками малых народов России (нанайские, ненецкие), и народов мира (китайские, японские, африканские), учить понимать жанровые особенности сказки.
- Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать интерес к художественной литературе.
- Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация.
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
- Прививать художественный вкус.
- Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству.
- Создать развивающую среду по данной тематике.
- Оформить книжки-самоделки.
- Презентационный этап. Задачи:
- Выставка книжек-самоделок.
- Выставка детских работ и их родителей.
- Фотоальбом творческих работ группы по выбранным сказкам малых народов России («Кукушка», «Айога») и сказок народов мира («Самый красивый наряд на свете», «Желтый аист», «Заяц по имени Лек»)
- Итоговый этап. Задачи:
- Подвести итоги проекта.
- Проанализировать полученные результаты.
- Определить перспективу на будущее.
Модель реализации проекта:
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
Педагогическая деятельность с детьми | Чтение и обсуждение сказок малых народов России (ненецкой, нанайской) и сказок народов мира (китайской, японской, африканской). | С января по май 2014года |
Рассматривание иллюстраций к сказкам малых народов России (ненецкой, нанайской) и сказок народов мира (китайской, японской, африканской). | 1-2 раза в неделю | |
Дидактические игры и игры-драматизации. | В течение марта-апреля 2014 года | |
Театрализованная деятельность: инсценировка сказок. | В течение марта-апреля 2014 года | |
Слушание музыки народов выбранных сказок. | С января по май 2014 года | |
Продуктивная деятельность с детьми:
| С января по май 2014 года | |
Оформление фотоальбома детского художественного труда. | С января по май 2014 года | |
Методическое сопровождение | Организация предметно-развивающей среды в группе. | С января по май 2014 года |
Подборка литературы по данной тематике. | С января по май 2014 года | |
Подборка технологических карт к занятиям. | С января по май 2014 года | |
Конспекты интегрированных занятий. | С января по май 2014 года | |
Консультационный материал для педагогов. | С января по май 2014 года | |
Консультационный материал для родителей. | С января по май 2014 года | |
Обобщение наработанного материала. | С января по май 2014 года | |
Работа с родителями | Анкетирование родителей. | Январь, май 2014 года |
Проведение семинара-практикума «Создаем сказку вместе» | Март 2014 года | |
Работа с педагогами | Выступление на педагогических советах. | С января по май 2014 года |
Консультация для педагогов. | С января по май 2014 года | |
Взаимопосещения и обмен опытом. | С января по май 2014 года | |
Работа в социуме | Оформление выставки в группе. | Апрель-май 2014 год |
Показ инсценированных сказок детям детского сада. |
На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, было проведено родительское собрание на тему «Уроки сказки». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогом в этом направлении.
Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность педагога и детей, а также работу с родителями.
Начинали мы с чтения и обсуждения сказок малых народов России («Кукушка», «Айога») и сказок народов мира («Самый красивый наряд на свете», «Желтый аист», «Заяц по имени Лек»), нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.
8. предполагаемый конечный результат:
- Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.
- Возродится традиция семейного чтения разных видов сказок (русских, народных, авторских и т.д.).
- Родители и дети станут активными и постоянными читателями детской библиотеки.
- Родители вместе с детьми смогут создать небольшие мини-музей или проекты по прочитанным произведениям.
9. Трансляция проекта:
- Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
- Обмен опытом среди воспитателей групп и других детских садов.
- Представление проекта на родительских собраниях в старших группах.
10. Перспектива проекта:
Организация совместной работы детей, родителей и библиотеки самодельных книг.
Оформление совместного творческого альбома детей и родителей пословиц, поговорок о жадности, лени, трудолюбии.
Составление картотеки по орнаментам одежды прочитанных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное и культурное наследие народов мира. Развлечение "Откуда мы родом?"
Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности)....
Подвижные игры народов мира (практическое пособие для воспитателей)
Материал преднозначен для ознакомление дошкольников с подвижными играми разных народов. Цель данного пособия: через ознакомление с подвижными играми, способствовать формированию толерантного отношения...
Методическая разработка. Проект "Куклы народов мира"
групповой среднесрочный проект, направленный на формирование толлерантного поведения у дошкольников...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»
Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...
Неделя: Страны. Народы мира. Жилища мира.
На этой неделе дети познакомились с историей жилища человека и народах населяющих нашу планету, узнали о многообразии жилищ разных народов, выяснили, чем они отличаются и от чего это зависит. Сра...
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...