ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились нак же любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси, через чтение национальнх сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_narodov_yugry.docx | 386.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект
СКАЗКИ НАРОДОВ ЮГРЫ
Автор проекта: Е.В.Девяткова, воспитатель МАДОУ ХМР д/с «Березка»
В нашем краю – Югре, проживают коренные народы – ханты и манси. Они очень любят свою суровую землю, ведь Север – это их родина. Ханты и манси не боятся холодов, они много работают: пасут огромные стада оленей, охотятся на зверей, птиц, ловят рыбу, а за работой стужи не замечаешь. У народов ханты и манси свой язык, свои обычаи и традиции. Обычаи и традиции человек усваивает с детства. Очень помогают в этом сказки, потому что сказки пришли к нам из глубины веков. Сказки рассказывают детям матери и бабушки. Они слышали их от своих родителей, от бабушек и дедушек, а бабушки и дедушки – от своих предков и так бесконечно.
Раньше, когда люди не умели читать и писать, сказки передавались из поколения в поколение устно. Теперь их собирают и записывают ученые. Благодаря им, мы читаем эти сказки и узнаем, как жили люди на Севере в прошлом, во что верили и о чем мечтали.
Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Югры, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта.
Цель проекта: формировать у детей представления о традициях народов Югры, способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси, через чтение национальных сказок.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Югры;
- приобщать к богатому литературному наследию Югры, понимать образный язык коренных народов;
- обогащать словарный запас детей национальными названиями края: предметов быта, одежды, ремесел, символикой;
- воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Югры.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: 2 недели (краткосрочный)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, социальные связи: модельная библиотека семейного чтения «МБУК Горноправдинск», музей МБОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа п. Горноправдинск».
Ожидаемые результаты: к моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатом литературном наследии, культурных традициях народов ханты и манси через чтение национальных сказок. Появится стремление отражать свои впечатления в различных видах
художественной деятельности. Повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми поисково-познавательной творческой деятельности.
Актуальность проекта:
- побеседовав с детьми, и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента, выяснилось отсутствие у детей знаний о традициях коренных народов Югры;
- недостаточное оснащение познавательно-развивающей среды и художественной литературы.
Возник проблемный вопрос: мы мало читаем и мало знаем о том, как живут народы ханты и манси на территории Югры. Решение проблемы заключается в познании традиций и быта народов ханты и манси, посредством чтения национальных сказок.
Материалы и оборудование для реализации проекта: детская художественная литература: Е.Н.Самойлова «Сказки народов Севера», Н.И. Трубникова «Огонь-камень», И.Ф.Смольников «Не бойся пурги», Л.И. Грибова «Ворон кхутха», Е.И. Романдеева «Мансийские загадки», В.С. Сумарукова «Солнечный лучик», Е.В. Ковган «Сказки народов ханты», М. Вагатова, А. Тарханов «Ханты-Мансийские сказки»; наглядные пособия (чум, игрушка-хантыйка, нарты и др.), интернет – ресурсы, мультимедийная презентация «Коренные народы земли Югорской», изделия из ткани Г.И. Комлевой «Югорские мотивы».
I Этап. Подготовительный
План реализации проекта:
- Обсуждение темы.
- Определение проблемы.
- Поиск путей решения.
- Подбор детской художественной литературы, сказок коренных народов Югры, через сельскую библиотеку.
- Подбор демонстрационного материала.
- Подбор наглядных пособий, через сельскую библиотеку.
- Подбор материала для изобразительной деятельности.
- Составление и показ презентации «Коренные народы земли Югорской».
- Подбор предметов национальной культуры, через взаимодействие с родителями.
- Оформление книжного уголка «Сказки народов Севера»
- Оформление выставки изделий по лоскутной аппликации Комлевой Г.И. «Югорские мотивы».
II Этап. Реализация проекта
Формы работы:
- Посещение музея СОШ., работник музея Ю.Н. Змановская рассказала о коренных народах ханты и манси, показала фотографии, видели чум, предметы обихода.
- Беседа с просмотром презентации «Коренные народы земли Югорской».
- Знакомство с символикой Югры.
- Знакомство с игрой «Белый шаман»
- Чтение сказок народов Севера: «Кукушка», «Айога», «Почему совы на
мышей охотятся», «Мальчик корешок», «Ворон кхутха», «Три сына», «Мальчик Идэ», «Медведь и бурундук», «Медведь и лиса», «Зайчик», «Отчего у зайца длинные уши» и др.
- Словарная работа: чум, чувал, нарты, землянка, юрта, шаман, стойбище, кочевать, малица, ягель.
- Рисование «Девочка-хантыйка», «Мальчик-ханты»
- Беседа «Звери – герои хантыйских сказок»
- Беседа «Медведь – священное животное»
- Знакомство с пословицами и загадками.
- Проведение НОД по развитию речи – чтение сказки «Мальчик Идэ».
III Этап. Заключительный
На данном этапе весь комплекс действий проекта завершается анализом результатов и представлен в виде выставок:
- Выставка в книжном уголке книг «Сказки земли Югорской»
- Выставка изделий по лоскутной аппликации, автор Г.И. Комлева «Югорские мотивы»
- Выставка детских рисунков «Девочка-хантыйка», «Мальчик-ханты»
- Викторина по сказкам «По страницам сказок»
Викторина «По страницам сказок»
- Назови сказки коренных народов Севера.
- «Колобок»
- «Мальчик корешок»
- «Курочка ряба»
- «Кукушка»
- «Дюймовочка»
- Назови сказки, в которых люди превращались в птиц:
- «Ворон Кхутха»
- «Айога»
- «Мальчик Идэ»
- «Кукушка»
- Чему научила бабушка мальчика Идэ?
- Работать
- Отдыхать
- Смелости
- Веселиться
- Четыре сына провожали птицу в небо:
- в гусыню
- в кукушку
- в сову
- в ворона
- Почему Айога стала ленивой:
- влюбилась
- устала
- любовалась собой
- Назовите сказку, в которой звери дружили, а потом рассорились:
- «Медведь и лиса»
- «Ворон кхутха»
- «Медведь и бурундук»
- В какой сказке звери рога делили?
- «Почему совы на мышей охотятся»
- «Отчего у зайца длинные уши»
- Назовите птиц и зверей, в сказках народов Севера (ворон, лось, медведь, лиса, бурундук, сова и др.)
- Почему у зайца длинные уши?
- Назовите самую красивую и ленивую девочку (Айога).
- Назовите священное животное народов Севера (медведь).
- В какую птицу превратилась Айога?
- ворона
- гусыня
- кукушка
- Чем занимался ворон Кхутха?
- охотой
- рыбалкой
- отдыхал
- Назовите, как называется жилище хантов и манси?
- дом
- чум
- землянка
- На чем передвигался ворон Кхутха, когда оседлал горбушу?
- санки
- нарты
- лыжи
Вывод: Данный проект «Сказки народов Югры», наглядно показывает значимость проводимых мероприятий по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, проделанная работа с детьми повысила уровень знаний о коренных народах Югры, посредством чтения сказок и других сопутствующих мероприятий. Комплекс мероприятий помог подвести детей к пониманию того, что нужно любить этот чудный и красивый край, в котором они живут, знать традиции коренных народов ханты и манси, приобщатся к богатому литературному наследию Югры.
Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы помогло изучение методической литературы по теме проекта:
- Югорские сказители и собиратели сказок народов манси и ханты ( М.Анисимкова , О.Кошманова).
- Е.Н.Самойлова «Сказки народов Севера».
- Е.И. Романдеева «Мансийские загадки».
- М. Вагатова, А. Тарханов «Ханты-Мансийские сказки».
- Интернет-ресурсы.
Детская художественная литература: Е.Н.Самойлова «Сказки народов Севера», Н.И. Трубникова «Огонь-камень», И.Ф.Смольников «Не бойся пурги», Л.И. Грибова «Ворон кхутха», Е.И. Романдеева «Мансийские загадки», В.С. Сумарукова «Солнечный лучик», Е.В. Ковган «Сказки народов ханты», М. Вагатова, А. Тарханов «Ханты-Мансийские сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Художественное творчество народов Югры"
Целью проекта является знакомство детей с художественным творчеством народов ханты и манси....
План работы с родителями по образовательной технологии «Воспитание у старших дошкольников положительного отношения к малым народам Югры - ханты»
Воспитание чувства уважения к жизни, традициям и обычаям народов ханты.Развитие интереса к творчеству народа ханты. Обеспечение единства воспитательных воздействий детского сада и семьи....
Промыслы народов Югры
Презентация содержит фотографии традиционных народных промыслов народов севера....
Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)
Конспект НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...
Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры» (подготовительная группа)
Презентация к конспекту НОД «Быт и традиции коренных народов Югры»(подготовительная группа)...