Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа И. Карповой «Портной» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа И. Карповой «Портной» в старшей группе
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение рассказа И.Карповой «Портной»
в старшей группе
Разработчик:
воспитатель: Лихачева В.В.
2024г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом И. Карповой «Портной».
2. Вызывать интерес к окружающему миру, дать конкретные представления о труде портного.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: фурнитура, кутюрье.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня у нас разговор о работе портного. Профессия портного очень древняя и нужная, ведь портные одевают нас в красивые платья и сарафаны, юбки и блузы, брюки и шорты, куртки и пальто. Портной шьет разную одежду для детей и взрослых, мужчин и женщин, на любые времена года. Мастер умеет выбрать подходящие фасоны и ткань
2. Просмотр иллюстраций по книге И. Карповой «Портной».
Всю одежду для детей и взрослых шьют портные.
Вот что нужно портному для работы: выкройки, сантиметр - измерять
человека, ткань, мелок и линейки, чтобы чертить выкройку, утюг - отглаживать швы, ножницы, булавки - скалывать ткань, иголки и нитки напёрсток, чтобы
не уколоть палец, манекен - примерять одежду и швейная машинка.
Для шитья может понадобиться много красивых и полезных мелочей: ленты, тесьма, кружево, пуговицы, крючки, кнопки, застёжки-молнии.
Эти мелочи для шитья называются «фурнитура».
Портной выбирает для разной одежды подходящую ткань.
Из льняной ткани получится лёгкая летняя одежда. Эту ткань делают из стебельков льна - травы с голубыми цветками.
Для маек, рубашек, детской одежды подойдёт тонкая мягкая ткань из хлопка. У хлопка на месте цветка появляется нежное ватное «облачко». Его и превращают в ткань.
Нарядные блузки и платья можно сшить из тонкого шёлка, который прядут маленькие гусеницы - шелкопряды. Из шёлковых нитей они свивают себе домик - кокон.
А ещё материал для одежды делают из шерсти овец и коз, из меха зверей и даже из самых неподходящих с виду вещей: нефти, каменного угля, металла, еловых щепок!
Чтобы сшить костюм, портной сначала снимает мерки: измеряет сантиметром рост, длину рук, ширину спины. Потом он делает выкройку из бумаги, раскладывает её на ткани и прикалывает булавками. Теперь можно кроить. Портной обводит выкройку мелом и вырезает все «рисунки» большими портняжными ножницами. Портной берёт иголку с ниткой и сшивает все части, как нужно, - намётывает. По шву-намётке нужно прошить на швейной машинке. Получаются красивые ровные швы - строчки. Портной аккуратно разглаживает строчки утюгом, на примерке проверяет, всё ли в порядке. Пришивает пуговицы, делает для них петли - и пиджак готов!
На швейной фабрике мастера шьют много одинаковых костюмов, рубашек, юбок.
Закройщики раскроечными машинами вырезают сразу много рукавов, спинок, воротников. Швеи сшивают их на швейных машинках. Отдельная работа - пришить пуговицы.
Утюжильщики разглаживают костюмы утюгами. Готовую одежду везут в магазины. Там её можно примерить и купить!
Вот сколько одежды сшили мастера-портные! Нижняя одежда: трусы, майки. Домашняя одежда: халат, пижама. Верхняя одежда: рубашка, брюки, блузка, юбка, платье, сарафан. Демисезонная (на весну и осень) и зимняя одежда: плащ, куртка, пальто. Головные уборы: берет, кепка, панамка, бандана, шляпа. И другая одежда
для нас с тобой и для всех на свете людей!
В глубокой древности одежду мастерили из звериных шкур. Самые первые иглы были костяными. Через тысячи лет люди научились ткать - изготовлять ткани. Поначалу одежду из ткани делали так: куски разной формы оборачивали вокруг тела и закрепляли (плащ, тога, хитон).
Мастера-портные появились, когда ткань стали кроить и сшивать. Бродячие портные ходили из города в город и шили одежду на заказ.
Прошли века. Искусные портные стали шить не просто удобную, но красивую и модную одежду. В наше время самых известных и искусных мастеров называют кутюрье`. Придуманные ими наряды можно увидеть на показах мод.
Во многих странах люди любят носить не только современную одежду, но и такую, какую носили ещё их бабушки и дедушки.
В Шотландии мужчины на праздник надевают шерстяную клетчатую юбку - «килт» и плед через плечо.
У баварцев - короткие кожаные штаны на подтяжках и шляпа с пером.
Индийские женщины заворачиваются в длинный кусок ткани, а его концом покрывают голову. Такая одежда называется «сари».
В Японии мужчины и женщины носят кимоно`. Оно похоже на расписной халат с широкими рукавами и поясом.
Такие наряды носили когда-то народы нашей страны: русский народный костюм, башкирский костюм, татарский костюм, чеченский костюм, одежда народов Севера.
У портных и сегодня много работы. Они шьют не только обычную, но и специальную одежду для людей разных профессий: для военных, для врачей, для священников, для поваров, для артистов театра и кино, для балерин, для пожарных, для космонавтов и других мастеров, о которых ты прочтёшь в наших книжках.
Портные очень старались, чтобы твоя одежда была удобной и красивой. Не огорчай их - обращайся со своими вещами аккуратно. Не бросай одежду, как попало - повесь её аккуратно в шкаф! Не рви и не порть свою одежду. Если одежда запачкалась, её надо постирать, высушить, а потом погладить. Если нужно, попроси маму починить её: пришить пуговицу, зашить дырку или поставить заплатку. Если ты будешь обращаться с одеждой бережно, она ещё послужит другим детям!
3. Беседа по содержанию рассказа.
- Кто шьёт одежду для детей и взрослых? (Ответы детей: портной).
- Перечислите, что нужно для работы портному? (Ответы детей: выкройки, сантиметр - измерять человека и ткань, мелок и линейки чертить выкройку, утюг - отглаживать швы, ножницы, булавки - скалывать ткань, иголки и нитки напёрсток, чтобы не уколоть палец, манекен - примерять одежду, швейная машинка).
- Какие красивые и полезные мелочи могут потребоваться портному для шитья? (Ответы детей: потребуются ленты, тесьма, кружево, пуговицы, крючки, кнопки, застёжки-молнии).
- Почему летнюю одежду шьют из льняной ткани? (Ответы детей: ткань должна быть лёгкой).
- Какая ткань подходит для маек, рубашек и детской одежды? (Ответы детей: тонкая мягкая ткань их хлопка).
- Из чего можно сшить нарядное платье или блузку для мамы? (Ответы детей: из шёлка).
- Предлагаю нам всем вместе «сшить» костюм, вспоминая, что для этого делает портной? (Ответы детей: портной сначала снимает мерки: измеряет сантиметром рост, длину рук, ширину спины. Потом он делает выкройку из бумаги, раскладывает её на ткани и прикалывает булавками. Портной обводит выкройку мелом и вырезает все «рисунки» большими портняжными ножницами, затем иголкой с ниткой сшивает все части, как нужно, - намётывает. По шву-намётке прошивает на швейной машинке. Портной аккуратно разглаживает строчки утюгом, на примерке проверяет, всё ли в порядке, далее пришивает пуговицы, делает для них петли - и пиджак готов).
- Какую одежду, кроме обычной, шьют портные? (Ответы детей: шьют специальную одежду для людей разных профессий).
- Расскажите, как вы обращаетесь со своей одеждой? (Ответы детей: аккуратно складываю, стараюсь не пачкать).
- Считаешь ли ты свою одежду красивой и нарядной? (Ответы детей: считаю, потому что портные очень старались, когда её шили).
4. Дидактическая игра «Каждой одежде - свой сезон».
Разложи карточки с изображением одежды и головных уборов по сезонам, в которые их носят: (шуба, сарафан, куртка, рубашка с короткими рукавами, пуховик, плащ, меховая шапка, панамка, кепка, берет).
- Почему куртку и плащ носят и осенью и весной? (Ответы детей: это демисезонная одежда, можно носить весной и осенью).
5. Итог.
Обратите внимание на одежду людей: отлично сшитый костюм, изящное платье, оригинальное пальто и множество других изделий мужской, женской, детской одежды - результат умелых рук портного.
Наверное, самое большое удовольствие для портного - смотреть на красиво одетых людей, видеть их счастливые лица, и радоваться, что именно он, портной, сделал людей нарядными.
В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? Нужен! Актеру - костюм? А как же! Клоуну - смешной наряд? Военному - форма? Маме - фартук кухонный? Вот поэтому портной - очень нужная профессия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".
Программное содержание:1. Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Цель: 1. Познакомить детей со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка». 2. Продолжать работать над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, воспитанием моральных и нравст...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ».
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ»....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Дискуссия-в форме круглого стола о рассказе Н. Носова «Карасик» в подготовительной группе
Цель:1. Познакомить детей с формой делового общения – дискуссия.2. Учить детей общению со старшими и сверстниками, выражать свое мнение, правильно формулировать высказывания, строить свою речь.3...
Совместная деятельность педагога с детьми «Чтение рассказа Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб»
Формировать интерес и любовь к чтению художественных произведений....