Проект "Я,ты,он,она-вместе дружная страна"
проект (подготовительная группа)
Данный Проект направлен на формирование у детей 5-7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат группы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_tyonona-vmeste_druzhnaya_strana.docx | 57.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Я,ты,он,она- вместе дружная страна!»
По типу деятельности: развивающий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
(сентябрь –ноябрь 2024г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы,
родители воспитанников, воспитатель
«Если мы любим наших детей,
мы обязаны нежно и бережно любить Землю
и передать ее грядущим поколениям
во всем ее многообразии и красоте»
Хью Х. Илтис
Проблема:
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей. Аналогичные задачи ставятся в государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в и первую очередь толерантности. Под основами воспитания у детей толерантности понимается воспитание в духе общечеловеческих ценностей, нравственных основу поведения, взаимодействия и общения с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность проекта:
Подготовительную группу посещают дети 4 национальностей, среди них русские, татары, буряты,таджики.
Мониторинг эмоционального состояния каждого ребенка в коллективе показал, что в группе детей наблюдаются проблемы межличностного общения детей друг с другом, которые напрямую влияют на распределение социальных ролей в группе детей. Данные проблемы возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком разных национальных групп.
Оценивая важность работы по формированию у старших дошкольников таких понятий, как «признание», «принятие», «понимание», «терпимость», т.е. чувств толерантности, было принято решение о создании группового краткосрочного проекта«Я, ты,он,она-вместе дружная страна»!» (далее по тексту – Проект).
Данный Проект направлен на формирование у детей 5-7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат группы детей.
Цель проекта:
Воспитывать у детей чувства патриотизма, единства национальных групп России.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с национальнымитрадициями, культурой и бытом различных национальных групп воспитанников: киргизов, татар, русских, украинцев, ненцев;
- Познакомить детей с народным фольклором: сказками, загадками, пословицами киргизов, татар, русских, украинцев, ненцев;
- Сформировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам
Ожидаемые эффекты от реализации проекта:
Для детей:
- сформированы основы толерантного поведения по отношению к разным национальностям детей в группе;
- расширены представления детей о культуре и многонациональности народов России.
Для родителей:
- повысится компетенция в вопросах формирования толерантности у воспитанников;
- расширился кругозор по формированию нравственных качеств у воспитанников;
- упрочится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.
Для педагога:
- в группе создана современная образовательная среда по формированию навыков толерантного поведения детей;
- составлены картотеки подвижных игр, сценариев спортивных праздников, совместных досугов детей и взрослых.
Принципыреализациипроекта:
- принципразвивающегообучения;
- принципиндивидуальногоподходаккаждомуребёнку;
- принципучетавозрастныхииндивидуальныхособенностейдетей;
- принципактивностиисозидательности;
- принципкомплексногорешенияобразовательныхзадач(интеграция нескольких образовательных
областей);
- принципдоступностиинаглядности.
Продукты реализации проекта:
1. Консультации дляпедагогов потемам «Воспитание культуры межнациональных отношений», «Понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного межнационального сотрудничества».
2.Консультации для родителей по темам«Воспитываем толерантность в себе и в детях», «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов».
3.Папки-передвижки «Мир семейных увлечений».
4.Картотеки подвижных игр, сценариев спортивных праздников, совместных досугов детей и взрослых.
Перспективно-календарное планирование
реализации мероприятий Проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
| |||
Методическая работа | |||
1. | Разработать перспективный план работы по формированию чувства патриотизма, дружбы и единства с людьми различных национальностей для детей подготовительной группы | сентябрь 2024г | Воспитатели |
2. | Ознакомитьсясметодической литературой по вопросамформирования у детей толерантного поведенияи общения с людьми различных национальностей. | сентябрь 2024г | Воспитатели |
3. | Подборкарассказов, презентаций разных оразных национальностях. Подборка музыкальных произведений разных народов. Созданиекартотекиподвижных игр народов России.
| сентябрь 2024г | Воспитатели |
4. | Созданиеальбомовобобычаяитрадициях народовРоссии | сентябрь 2024г | Воспитатели |
2.Основной этап | |||
Совместная деятельность педагога с детьми | |||
Тема «Знакомство споселком Забитуй» | |||
1. | НОД «Россия у нас у всех одна» - ознакомление с народностями, проживающими в Забитуе | 1-2неделя октябрь 2024г. | Воспитатели |
2. | Беседы с просмотром презентаций: «Моя малая Родина-поселок Забитуй»; | ||
3. | Просмотр мультфильмов, видео | ||
4 | Чтение художественной литературы «Сказки русские народные и бурятские»: «Девочка и Луна», «Трусливый батыр», «Ястреб и сова». | ||
5. | Художественная мастерская Аппликация «Народный костюм» (знакомство с особенностями народного орнамента) | ||
6. | Подвижные игры «Пастушок», «Волк в отаре», «Ласточка» | ||
7. | Итоговое занятие в форме игры-викторины | ||
Тема «Знакомство с Россией» | |||
1. | Беседы с просмотром презентаций: «Русская народная игрушка»; «Знакомство с домашней утварью старины»; «На досуге веселушка и накормит всех вокруг»; «Что прячется в старинном сундуке» | 3-4 неделя октябрь 2024г. | Воспитатели |
2. | Рассказ воспитателя «Московский Кремль» | ||
3. | Просмотр мультфильмов, видео, презентаций «По щучьему велению», «Сказ о хлебе». Презентация «Картины старины». | ||
4. | Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба». | ||
5. | Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворения «Живут народы разные». Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»(устное народное творчество). | ||
6. | Дидактические игры «Что было до», «Расскажи, какая роспись?»,«Одень куклу в национальный костюм», «Герои русских сказок», «Богатыри земли русской» | ||
7. | Художественная мастерская. Рисование «Роспись ложки» | ||
8. | Подвижные игры «Петушиный бой», «Ворон», «Золотые ворота» | ||
9. | Развлечение «Народный праздникДень жаворонка или день сорока птиц» | ||
Тема «Знакомство с Аларским районом» | |||
1. | Беседыс просмотром презентаций «Народы России.»» «Национальна кухня »; «Национальные костюмы(русские, бурятские)». | 1-2 неделя ноябрь 2024г | Воспитатели |
2. | Просмотр мультфильмов, видео« «Народные праздники и народные традиции-русские и бурятские» | ||
3. | Дидактические игры« | ||
4. | Художественная литература. , пословицы, загадки. | ||
5. | Художественная мастерская Рисование + аппликация | ||
6. | Подвижные игры | ||
7. | Развлечение «Посиделки» | ||
Тема «Знакомство с Иркутской областью» | |||
1. | Беседы «Край мой – Прибайкалье» | 3 неделя ноябрь 2024г | Воспитатели |
2. | Просмотр мультфильма «Приключения нерпененка Умка» | ||
3. | Рассматривание альбома «Растительный и животный мир Прибайкалья» | ||
4. | Чтение художественной литературы. Русские и бурятские народные сказки | ||
5. | Художественная мастерская. | ||
6. | Дидактические игры «Четвёртый лишний»,«Что растёт и кто живет в тайге», «Угадай по описанию» | ||
7. | Подвижные игры «Важенки и оленята», «Рыбаки», «Ловля оленей» | ||
8. | Литературный конкурс чтецов «Вечер стихов» |
Тема «Знакомство с достопримечательностями п. Забитуй» | ||||||
1. | Беседы с просмотром презентаций «Быт и традиции жителей поселка Забитуй»; « «Профессия –хлебороб» «Хлеб всему голова» | 4 неделя ноябрь 2024г | Воспитатели | |||
2. | Просмотр мультфильма «Соломенный бычок», видео «Волшебный уголек» | |||||
3. | Чтение художественной литературы. Экскурсия в музей А. Вампилова | |||||
4. | Литературная гостиная «В кругу друзей» | |||||
5. | Художественная мастерская. Аппликация «Веночек для девочки». Лепка «Глиняный горшочек». Рисование «Украшение». Изготовление обрядовых кукол из ткани соломы, ниток. | |||||
6. | Дидактические игры «Что из чего сделано», «Одень куклу» | |||||
7. | Подвижные игры «Колдун», «Хлебчик», «Волк и козлята», «Мышка». | |||||
8. | Итоговое занятие в виде развлечения «Дружба народов» | |||||
3. Работ с родителями | Лыкова Н. А воспитатель; | |||||
1. | Анкетирование«Воспитание толерантности у детей 5-6лет» | сентябрь – октябрь 2024г | Воспитатели | |||
2. | Презентация «Генеалогическое древо» | октябрь 2023г | Воспитатели, семьи воспитанников | |||
3. | Проведение мастер-класса по изготовлению народной игрушки «Пеленашка» | ноябрь 2024г | Родители воспитанника | |||
4. | Фотовыставки «Мы - разные, но мы вместе!»; «Традиции нашей семьи» | ноябрь 2024г. | Воспитатели, семьи воспитанников | |||
5. | Праздник ко Дню народного единства «Дружба народов» | ноябрь 2024г. | Воспитатели, | |||
4.Заключительный этап | ||||||
1. | Создание мини-музея в группе «Культура и традиции народов России» | октябрь – ноябрь 2024г. | Воспитатели | |||
2. | Мониторинг реализации проекта | ноябрь 2024г. | Воспитатели | |||
3. | Выпуск стенгазеты «Мы вместе!» | ноябрь 2024г. | Воспитатели |
Средства обучения:дидактические игры, настольно-печатные игры,наглядно-демонстрационные материалы, презентации, видео, картины художников мира, альбомы об обычаях и традициях народов России, альбомы «Моя страна» «Мой поселок», «Русские народные праздники и традиции» , «Мужские и женские национальные костюмы», картотеки игр разных народов, аудиотека народных сказок, материал по изобразительной деятельности.
Литература:
- Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001
- Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.
- Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Издательство «Скрипторий», Москва, 2013.
- Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"
Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...
Программа "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"
ОглавлениеВведение. 2Методологические и теоретические основы воспитания патриотизма и межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста……… 81.1 Воспитание патриотизма в ист...
Конспект развивающей деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Дружная страна"
Методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам в проведении развивающей деятельности, формирующией навыки вербального и невербального общения, навыки культурного общения, а также развити...
Проект во второй младшей группе «Дружная страна»
«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство чел...
Интегрированная НОД "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"
Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие" и "Речевое развитие"Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезо...
Развлечение "Я, ты, он, она - вместе дружная страна"
Развлечение для подготовительной группы. Проводится на праздник "Днь народного единства"...
Программа дополнительного образования в детском саду "Дружная страна"
Программа дополнительного образования в детском "Дружная страна" способствует расширению кругозора детей, патриотическому воспитанию и толерантности, так как Россия - многонационанльно...