Проект "Я,ты,он,она-вместе дружная страна"
проект (подготовительная группа)

Проскурина Татьяна Николаевна

Данный Проект направлен на формирование у детей 5-7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат группы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_tyonona-vmeste_druzhnaya_strana.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Я,ты,он,она- вместе дружная страна!»

По типу деятельности: развивающий

По количеству участников: групповой

По продолжительности: краткосрочный

(сентябрь –ноябрь 2024г.)

Участники проекта: дети подготовительной  группы,

родители воспитанников, воспитатель

«Если мы любим наших детей,

мы обязаны нежно и бережно любить Землю

и передать ее грядущим поколениям

во всем ее многообразии и красоте»

Хью Х. Илтис

Проблема:

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей. Аналогичные задачи ставятся в государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям».

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сенситивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в и первую очередь толерантности. Под основами воспитания у детей толерантности понимается воспитание в духе общечеловеческих ценностей, нравственных основу поведения, взаимодействия и общения с людьми разных национальностей и культурных групп.

Актуальность проекта:

Подготовительную группу посещают дети 4 национальностей, среди них русские, татары, буряты,таджики.

Мониторинг эмоционального состояния каждого ребенка в коллективе показал, что в группе детей наблюдаются проблемы межличностного общения детей друг с другом, которые напрямую влияют на распределение социальных ролей в группе детей. Данные проблемы возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком разных национальных групп.

Оценивая важность работы по формированию у старших дошкольников таких понятий, как «признание», «принятие», «понимание», «терпимость», т.е. чувств толерантности, было принято решение о создании группового краткосрочного проекта«Я, ты,он,она-вместе дружная страна»!» (далее по тексту – Проект).

Данный Проект направлен на формирование у детей 5-7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат группы детей.

Цель проекта:

Воспитывать у детей чувства патриотизма, единства национальных групп России.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с национальнымитрадициями, культурой и бытом различных национальных групп воспитанников: киргизов, татар, русских, украинцев, ненцев;

- Познакомить детей с народным фольклором: сказками, загадками, пословицами киргизов, татар, русских, украинцев, ненцев;

- Сформировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам

Ожидаемые эффекты от реализации проекта:

Для детей:

- сформированы основы толерантного поведения по отношению к разным национальностям детей в группе;

- расширены представления детей о культуре и  многонациональности народов России.

Для родителей:

- повысится компетенция в вопросах формирования толерантности у воспитанников;

- расширился кругозор по формированию нравственных качеств у воспитанников;

- упрочится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.

Для педагога:

- в группе создана современная образовательная среда по формированию навыков толерантного поведения детей;

- составлены картотеки подвижных игр, сценариев спортивных праздников, совместных досугов детей и взрослых.

Принципыреализациипроекта:

- принципразвивающегообучения;

- принципиндивидуальногоподходаккаждомуребёнку;

- принципучетавозрастныхииндивидуальныхособенностейдетей;

- принципактивностиисозидательности;

- принципкомплексногорешенияобразовательныхзадач(интеграция нескольких образовательных

областей);

- принципдоступностиинаглядности.

Продукты реализации проекта:

1. Консультации        дляпедагогов        потемам «Воспитание культуры межнациональных отношений», «Понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного межнационального сотрудничества».

2.Консультации для родителей по темам«Воспитываем толерантность в себе и в детях», «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов».

3.Папки-передвижки «Мир семейных увлечений».

4.Картотеки подвижных игр, сценариев спортивных праздников, совместных досугов детей и взрослых.

Перспективно-календарное планирование

реализации мероприятий Проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

  1. Подготовительныйэтап

Методическая работа

1.

Разработать перспективный план работы по

формированию чувства патриотизма, дружбы и

единства с людьми различных

национальностей для детей подготовительной группы

сентябрь

2024г

Воспитатели

2.

Ознакомитьсясметодической литературой по

вопросамформирования у детей толерантного

поведенияи общения с людьми различных

национальностей.

сентябрь 2024г

Воспитатели

3.

Подборкарассказов, презентаций разных оразных национальностях.

Подборка музыкальных произведений разных народов.

Созданиекартотекиподвижных игр народов

России.

  • Подборка материала о языке и основных традициях технародов, которых представляют дети группы.
  • Создать уголоккраеведения.

сентябрь 2024г

Воспитатели

4.

Созданиеальбомовобобычаяитрадициях

народовРоссии

сентябрь

2024г

Воспитатели

2.Основной этап

Совместная деятельность педагога с детьми

Тема «Знакомство споселком Забитуй»

1.

НОД  «Россия у нас у всех одна» - ознакомление с

народностями, проживающими в Забитуе

1-2неделя

октябрь

2024г.

Воспитатели

2.

Беседы с просмотром презентаций:

«Моя малая Родина-поселок Забитуй»;

3.

Просмотр мультфильмов, видео

4

Чтение художественной литературы «Сказки русские народные и бурятские»: «Девочка и Луна», «Трусливый батыр», «Ястреб и сова».

5.

Художественная мастерская

Аппликация «Народный костюм»  (знакомство с особенностями народного орнамента)

6.

Подвижные игры «Пастушок», «Волк в отаре», «Ласточка»

7.

Итоговое занятие в форме игры-викторины

Тема «Знакомство с Россией»

1.

Беседы с просмотром презентаций:

«Русская народная игрушка»;

«Знакомство с домашней утварью старины»;

«На досуге веселушка и накормит всех

вокруг»;

«Что прячется в старинном сундуке»

3-4 неделя

октябрь

2024г.

Воспитатели

2.

Рассказ воспитателя «Московский Кремль»

3.

Просмотр мультфильмов, видео, презентаций

«По щучьему велению», «Сказ о хлебе».

Презентация «Картины старины».

4.

Экскурсия в  мини-музей  ДОУ «Русская

изба».

5.

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихотворения «Живут народы

разные». Викторина «С волшебным клубочком

в сказку войдем»(устное народное творчество).

6.

Дидактические игры «Что было до», «Расскажи, какая роспись?»,«Одень куклу в национальный костюм», «Герои русских сказок», «Богатыри земли русской»

7.

Художественная мастерская.

Рисование «Роспись ложки»

8.

Подвижные игры «Петушиный бой», «Ворон»,

«Золотые ворота»

9.

Развлечение «Народный праздникДень

жаворонка или день сорока птиц»

Тема «Знакомство с Аларским районом»

1.

Беседыс просмотром презентаций

«Народы России.»»

«Национальна кухня »;

«Национальные костюмы(русские, бурятские)».

1-2  неделя

ноябрь

2024г

Воспитатели

2.

Просмотр мультфильмов, видео«

«Народные праздники и народные

традиции-русские и бурятские»

3.

Дидактические игры«

4.

Художественная литература.

,   пословицы, загадки.

5.

Художественная мастерская

Рисование + аппликация

6.

Подвижные игры

7.

Развлечение «Посиделки»

Тема «Знакомство с Иркутской областью»

1.

Беседы   «Край мой – Прибайкалье»

3 неделя

ноябрь

2024г

Воспитатели

2.

Просмотр мультфильма «Приключения нерпененка Умка»

3.

Рассматривание альбома «Растительный  и животный мир Прибайкалья»

4.

Чтение художественной литературы.

Русские и бурятские народные сказки

5.

Художественная  мастерская.

6.

Дидактические игры «Четвёртый лишний»,«Что растёт и кто живет  в тайге», «Угадай по описанию»

7.

Подвижные игры «Важенки и оленята», «Рыбаки», «Ловля оленей»

8.

Литературный конкурс чтецов «Вечер стихов»

Тема «Знакомство с достопримечательностями п. Забитуй»

1.

Беседы с просмотром  презентаций

«Быт и традиции жителей поселка Забитуй»;

« «Профессия –хлебороб»

«Хлеб всему голова»

4 неделя

ноябрь

2024г

Воспитатели

2.

Просмотр мультфильма «Соломенный бычок»,

видео «Волшебный уголек»

3.

Чтение художественной литературы.

Экскурсия в музей А. Вампилова

4.

Литературная  гостиная  «В кругу друзей»

5.

Художественная мастерская.

Аппликация «Веночек для девочки».

Лепка «Глиняный горшочек».

Рисование «Украшение».

Изготовление обрядовых  кукол  из ткани

соломы, ниток.

6.

Дидактические   игры  «Что из чего сделано»,

«Одень куклу»

7.

Подвижные игры «Колдун»,  «Хлебчик», «Волк и

козлята»,  «Мышка».

8.

Итоговое занятие в виде развлечения «Дружба

народов»

3. Работ с родителями

Лыкова Н. А  воспитатель;

1.

Анкетирование«Воспитание толерантности у

детей 5-6лет»

сентябрь – октябрь

2024г

Воспитатели

2.

Презентация «Генеалогическое древо»

октябрь

2023г

Воспитатели,

семьи

воспитанников

3.

Проведение мастер-класса по изготовлению

народной игрушки «Пеленашка»

ноябрь

2024г

Родители

воспитанника

4.

Фотовыставки

«Мы - разные, но мы вместе!»;

«Традиции нашей семьи»

ноябрь

2024г.

Воспитатели,

семьи

воспитанников

5.

Праздник ко Дню народного единства

«Дружба народов»

ноябрь

2024г.

Воспитатели,

4.Заключительный этап

1.

Создание мини-музея в группе «Культура и

традиции народов России»

октябрь –

ноябрь

2024г.

Воспитатели

2.

Мониторинг реализации проекта

ноябрь

2024г.

Воспитатели

3.

Выпуск стенгазеты «Мы вместе!»

ноябрь

2024г.

Воспитатели

Средства обучения:дидактические игры, настольно-печатные игры,наглядно-демонстрационные материалы, презентации, видео, картины  художников мира, альбомы об обычаях и традициях народов России, альбомы «Моя страна» «Мой поселок», «Русские народные праздники и традиции» , «Мужские и женские национальные костюмы», картотеки игр разных народов, аудиотека народных сказок, материал по изобразительной деятельности.

Литература:

  • Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 85-92.
  • Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
  • Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001
  • Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  • Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина
  • Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.
  • Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М.: Просвещение, 1987.
  • Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России».  Издательство «Скрипторий», Москва, 2013.
  • Смирнова Е.О. Влияние условий воспитания на формирование толерантности у дошкольников // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 66-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"

Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...

Программа "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"

ОглавлениеВведение. 2Методологические и теоретические основы воспитания патриотизма и межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста………   81.1 Воспитание патриотизма в ист...

Конспект развивающей деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Дружная страна"

Методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам в проведении развивающей деятельности, формирующией навыки вербального и невербального общения, навыки культурного общения, а также развити...

Проект во второй младшей группе «Дружная страна»

«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство чел...

Интегрированная НОД "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"

Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие" и "Речевое развитие"Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезо...

Развлечение "Я, ты, он, она - вместе дружная страна"

Развлечение для подготовительной  группы. Проводится на праздник "Днь народного единства"...

Программа дополнительного образования в детском саду "Дружная страна"

Программа  дополнительного образования в детском "Дружная страна" способствует расширению кругозора детей, патриотическому воспитанию и толерантности, так как Россия - многонационанльно...