Мастер – класс: «Квест - игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
материал

    Квест-технологию впервые разработали в 1995 году. Попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а в России  квесты стали применять в 2013 году.
    Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., Сокол И. Н. Ирина Николаевна Сокол в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для детей дошкольного возраста, отличающие развивающие квесты для детей от квестов для взрослых. Выделила особенности детских квестов и для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при разработке.
    Что такое Квест? (от англ. Quest- поиск,  поиск приключений) – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора  альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
    Квест  –  это  командная  игра.  Идея  игры  проста  –  команда  или  команды, выполняя  различные  задания  (интеллектуального,  спортивного  характера), перемещаются  из  одного  места  в  другое,  а  на  этапе  завершения  игры  получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит  в  том,  что,  выполнив  одно  задание,  дети  получают  подсказку  к выполнению  следующего,  что  является  эффективным  средством  повышения двигательной  активности  и  мотивационной  готовности  к  познанию  и исследованию.    Такую  игру  можно  проводить  как  в  помещении (в группе,  в  музыкальном  или  спортивном  зале), так же на улице. 
    Квест-игра  дает  возможность  при  объединении  различных  видов детской  деятельности  ненавязчиво  реализовывать  задачи  каждого  из  5-ти направлений развития и образования ребенка. В ходе реализации квест-игры можно  естественным  образом  осуществлять  интеграцию  образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с  детьми,  решать  образовательные  задачи  в  совместной  деятельности взрослого  и  детей,  самостоятельной  деятельности  дошкольника.
    Цель квест-игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную игровую деятельность, отработать на практике ЗУН.
Квесты помогут реализовать следующие задачи:
Образовательные - вовлечение в активный познавательный процесс, участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся.
Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, познавательной активности.
Воспитательные - формируются навыки взаимодействия, умение договариваться, взаимопомощь и др.
Для эффективной организации детских квестов следует придерживаться определенных принципов:
1. Доступность заданий – учитываются возрастные ограничения.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. 
3. Недопустимо унижать достоинство участников квеста. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если человек стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Виды квестов:
Линейный - Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые - Игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые - по сути тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Варианты заданий и подсказок в квест-игре:
     - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.
     - Загадки, вопросы, ребусы.
     - Пазлы  или лабиринты, где  нужно проползти между натянутыми верёвками или  преодолеть  тоннель,  сконструированный  из  мягких  деталей  напольного строительного конструктора.
     - Игры «Найди отличия», «Что лишнее?»  Например,  предлагаются картинки с изображениями  предметов,  задача  —  определить  лишний  предмет,  который  и станет словом-подсказкой.
     - Упражнения на классификацию.
     - Логические таблицы.
     - Задания на измерения.
     - Ориентировка по схемам.
     - Выкладывание предметов из палочек, фигур.     
     -Математические  упражнения  (счет, решение  примеров,  арифметические задачи и т.д.).
     - Подсказки в виде моделей, схем  
     - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.
  - Творческие задания (сочинение загадок, сказок и т.д.)
Квесты помогают  активизировать  детей и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
 
Список литературы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки№1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
3.Быховский, Я. С. «Что такое образовательный веб-квест?» [Электронный ресурс]/ Я.С. Быховский (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.44.
5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
6. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.
8. http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-fo... obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
 
Сценарий проведения развлекательного квеста для педагогов ДР№2
Цель: Способствовать сплочению всех членов команды, умению взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.
Ход мероприятия
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим спортивно-развлекательный квест.    Для того, чтобы начать нашу   квест-игру, необходимо провести жеребьевку для определения команд.
Жеребьевка проводится с помощью цветных жетонов.
Ну что же, вот у нас и образовались команды.
Внимание участники! Вам необходимо пройти все станции, по очереди. Команда пришедшая первая к финишу побеждает. Удачи коллеги!
Итак, первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать четверостишие, используя опорные слова (воспитатель, развлечение, забота, терпение молодец), опорные слова можно склонять. По завершению придуманное стихотворение команда  представляет для публичного прочтения. После прочтения стихотворения команда перемещается на следующую локацию и так далее, выполняете задание двигаетесь дальше.
Второе задание – «Собери пазл - тетрис»,  у каждой команды свой конверт с пазлом, собрав его следуем дальше.
 Третье задание – «Какого цвета лето?»  Необходимо собрать словосочетание ответ на вопрос.
Четвертое задание – «Лопни шарик». Необходимо лопнуть воздушный шар с заданием внутри – «Зашифрованное стихотворение». Расшифровав стихотворение команда отправляется к последней станции для выполнения завершающего задания.
Пятое задание – «Баланс». К картонной основе с углов привязаны веревки, необходимо поставить на картон стакан с водой и донести его до сосуда не разлив  в котором находится мяч. Как только мяч поднимется на поверхность команда считается победителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное

учреждение здравоохранения

«Красноярский краевой дом ребенка №2»

Мастер – класс:

«Квест - игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Выполнил: воспитатели

Группы «Солнышко»

Мокрова Е.С.

Комлева Т.А.

Терехова С.В.

Слесарева Н.Н.

    Квест-технологию впервые разработали в 1995 году. Попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а в России  квесты стали применять в 2013 году.

    Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., Сокол И. Н. Ирина Николаевна Сокол в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для детей дошкольного возраста, отличающие развивающие квесты для детей от квестов для взрослых. Выделила особенности детских квестов и для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при разработке.

    Что такое Квест? (от англ. Quest- поиск,  поиск приключений) – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора  альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

    Квест  –  это  командная  игра.  Идея  игры  проста  –  команда  или  команды, выполняя  различные  задания  (интеллектуального,  спортивного  характера), перемещаются  из  одного  места  в  другое,  а  на  этапе  завершения  игры  получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит  в  том,  что,  выполнив  одно  задание,  дети  получают  подсказку  к выполнению  следующего,  что  является  эффективным  средством  повышения двигательной  активности  и  мотивационной  готовности  к  познанию  и исследованию.    Такую  игру  можно  проводить  как  в  помещении (в группе,  в  музыкальном  или  спортивном  зале), так же на улице. 

    Квест-игра  дает  возможность  при  объединении  различных  видов детской  деятельности  ненавязчиво  реализовывать  задачи  каждого  из  5-ти направлений развития и образования ребенка. В ходе реализации квест-игры можно  естественным  образом  осуществлять  интеграцию  образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с  детьми,  решать  образовательные  задачи  в  совместной  деятельности взрослого  и  детей,  самостоятельной  деятельности  дошкольника.

    Цель квест-игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную игровую деятельность, отработать на практике ЗУН.

Квесты помогут реализовать следующие задачи:

Образовательные - вовлечение в активный познавательный процесс, участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся.

Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, познавательной активности.

Воспитательные - формируются навыки взаимодействия, умение договариваться, взаимопомощь и др.

Для эффективной организации детских квестов следует придерживаться определенных принципов:

1. Доступность заданий – учитываются возрастные ограничения.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3. Недопустимо унижать достоинство участников квеста. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если человек стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Виды квестов:

Линейный - Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.

Штурмовые - Игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.

Кольцевые - по сути тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Варианты заданий и подсказок в квест-игре:

     - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

     - Загадки, вопросы, ребусы.

     - Пазлы  или лабиринты, где  нужно проползти между натянутыми верёвками или  преодолеть  тоннель,  сконструированный  из  мягких  деталей  напольного строительного конструктора.

     - Игры «Найди отличия», «Что лишнее?»  Например,  предлагаются картинки с изображениями  предметов,  задача  —  определить  лишний  предмет,  который  и станет словом-подсказкой.

     - Упражнения на классификацию.

     - Логические таблицы.

     - Задания на измерения.

     - Ориентировка по схемам.

     - Выкладывание предметов из палочек, фигур.     

     -Математические  упражнения  (счет, решение  примеров,  арифметические задачи и т.д.).

     - Подсказки в виде моделей, схем  

     - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

  - Творческие задания (сочинение загадок, сказок и т.д.)

Квесты помогают  активизировать  детей и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

Список литературы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки№1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

3.Быховский, Я. С. «Что такое образовательный веб-квест?» [Электронный ресурс]/ Я.С. Быховский (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).

4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.44.

5. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

6. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.

7. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii

8. http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma- obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami

9. http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/

Сценарий проведения развлекательного квеста для педагогов ДР№2

Цель: Способствовать сплочению всех членов команды, умению взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим спортивно-развлекательный квест.    Для того, чтобы начать нашу   квест-игру, необходимо провести жеребьевку для определения команд.

Жеребьевка проводится с помощью цветных жетонов.

Ну что же, вот у нас и образовались команды.

Внимание участники! Вам необходимо пройти все станции, по очереди. Команда пришедшая первая к финишу побеждает. Удачи коллеги!

Итак, первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать четверостишие, используя опорные слова (воспитатель, развлечение, забота, терпение молодец), опорные слова можно склонять. По завершению придуманное стихотворение команда  представляет для публичного прочтения. После прочтения стихотворения команда перемещается на следующую локацию и так далее, выполняете задание двигаетесь дальше.

Второе задание – «Собери пазл - тетрис»,  у каждой команды свой конверт с пазлом, собрав его следуем дальше.

 Третье задание – «Какого цвета лето?»  Необходимо собрать словосочетание ответ на вопрос.

Четвертое задание – «Лопни шарик». Необходимо лопнуть воздушный шар с заданием внутри – «Зашифрованное стихотворение». Расшифровав стихотворение команда отправляется к последней станции для выполнения завершающего задания.

Пятое задание – «Баланс». К картонной основе с углов привязаны веревки, необходимо поставить на картон стакан с водой и донести его до сосуда не разлив  в котором находится мяч. Как только мяч поднимется на поверхность команда считается победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра как форма организации образовательной деятельности.

Одна из форм организации образовательного процесса....

Консультация для педагогов. Квест- игра как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и техно...

Мастер – класс «Использование технологии макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»

Мастер – класс  «Использование технологии  макетирования при организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ».

Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми.Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через...

«Квест-игра - как форма организации досуговой деятельности дошкольников».

Сегодня мы хотим поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.Предлагаем вашему вниман...

Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»...