Квест-игра как форма организации образовательной деятельности.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Квест - игра как форма организации образовательной деятельности
Кобелева Мария Михайловна, МБДОУ
«Детский сад № 42» г. Воркуты, воспитатель 1кв. категории
Реализация на практике принципов и подходов, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, требует от педагога поиска новых мотивированных, результативных форм организации образовательного процесса. Одной из таких форм является квест - игра.
Квест (quest) в переводе с английского обозначает «поиск, предмет поисков, поиск приключений».
Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей.
В играх - квестах в основе лежит увлекательный сюжет, основанный на поиске чего - либо, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду.
Поведение участника игры определяется непрерывной цепью отдельных эпизодов: вначале всегда возникает промежуточная задача, которая затем через действие приводит к достижению промежуточной цели, после чего появляется следующая и т. д. Так происходит до тех пор, пока не реализуется и не будет достигнута главная цель.
Квесты – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Интеграция игровой, познавательной и двигательной видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических качеств и способностей у детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования.
По длительности квесты могут проходить:
- в рамках целого дня;
- в рамках режимных моментов (прогулка);
- как самостоятельная форма организации образовательной деятельности в рамках (НОД, развлечения, досуга).
Можно выделить некоторые достоинства квестов для детей дошкольного возраста:
- прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией мотивы;
- задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать интеллектуальные способности детей;
- преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, воспитанники получают много новой познавательной информации;
- квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней; Кроме того, соревновательная деятельность развивает самостоятельность, активность и инициативность.
- квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. В нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками;
- квест – игра дает возможность ребенку научиться планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
- в содержание сценария требуется включать разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети дошкольного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно
Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.
Какие же задания могут быть включены в сценарий квеста для дошкольников?
Здесь нужно найти золотую середину, иначе, если все легко — теряется интерес, а если очень сложно - исчезает игра, и все силы уходят на решение сложных задач.
Задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню развития воспитанников. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Таким образом, квест-игры являются одной из форм образовательной деятельности, направленной на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
В нашем дошкольном учреждении имеется опыт проведения квест – игр в течение целого дня в рамках итогового мероприятия тематической недели «Быть здоровыми хотим», а также проведение квеста в рамках режимных моментов (на прогулке) на тему «Спасение Олимпийского огня». С ними вы можете ознакомиться пройдя по ссылке, представленной в наших буклетах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....
Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности.
В данной работе рассказано, что такое квест, что он развивает в ребенке, а также в качестве примера описан квест для воспитателей ДОУ....
СТАТЬЯ.«Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности»
Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, четкие правила и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной ...
План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников».
План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников»....
Буклет "Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника"
Буклет "Квест-игра, как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника"...