Индивидуализация образования ребёнка: создание условий в ДОУ
материал (младшая группа)
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_iskorka.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация образования ребёнка: создание условий в ДОУ
Вторая младшая группа «Искорка»
Ребенок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должны быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Все дети как известно разные и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Одним из принципов дошкольного образования, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования – это принцип индивидуализации дошкольного образования.
Что же такое индивидуализация ?
Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Г.М. Коджаспиров Педагогический словарь
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Проектируя и создавая среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, мы постоянно учитываем особенности его развития, определяем свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Представляем вашему вниманию созданные нами условия для индивидуализации образования детей.
Почта для родителей
«Почта для родителей» - средство обеспечения оперативной и адекватной обратной связи. почтовый ящик для обращений и писем от родителей педагогам и детям и наоборот.
Цель: - повысить интерес родителей к содержанию воспитательно-образовательного процесса ДОУ, внутреннему миру ребенка; - повысить уровень педагогической компетентности родителей.
В подготовительной группе почта активно работала, сейчас мы понемногу осваиваем ее с малышами и родителями. Ребята рисуют мамам послания и кладут в свой индивидуальный ящичек, родители пишут записки с обращением к воспитателю, а воспитатель рекомендации или ответы на их вопросы.
Я пришёл
«Здравствуйте, я пришел!» - стенд, где каждый ребенок фиксирует свой приход прикрепляя СВОЮ ФОТОГРАФИЮ В ОКОШЕЧКО ПОРОВОЗИКА.
Цель: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия. Стенд играет большую роль в социализации ребенка, способствует развитию внимания, памяти И ЧУВСТВО ОТЕТСТВЕННОСТИ. Позволяет чувствовать себя значимой частью сообщества детей и взрослых.
Этот паровозик у нас хорошо работает, дети подходят к нему со всей ответственностью и не забывают поставить свое фото в окошечко, а если забывают родители всегда им напомнят.
Мое настроение
«Моё настроение» - заходя в приёмную нашей группы на дверце каждой кабинки находится прозрачный файл-конверт, в котором лежат смайлики настроения, каждый ребенок в соответствии со своим настроением меняет смайл (веселый или грустный).
Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие детям адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
Дети таким образом учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее. Если смайл грустный, то педагог принимает меры, что бы течение дня смайл поменялся.
Украшение кабинок
На кабинке ребенка размещается коллаж «Я люблю». Он рассказывает, как зовут хозяина кабинки, о его интересах, любимых игрушках и пр. В коллаж включаются фото ребенка, семьи, любимых животных, домашнего питомца, шаблоны или картинки любимых игрушек, книг и т.д. Такое оформление помогает ребенку легко найти свою кабинку, а также служит основой для самопрезентации.
Цель: развитие творческого потенциала детей и родителей по эстетическому оформлению кабинок.
При оформлении кабинки учитывается только мнение и пожелание ребенка. Родитель является помощников в оформлении интересов детей.
Книговорот в детском саду.
«Книговот» - это книжная полка, которая располагается в приемной нашей группы, на которой находятся детская литература как для домашнего, так и группового чтения детям.
Цель — пропаганда чтения, повышение интереса к чтению книг у родителей и детей, обогащение духовного и культурного уровня дошкольников, возрождение традиции семейного чтения.
Для реализации «Книговорота!» в группе был установлен книжный стеллаж для родителей и детей, для обмена книгами. Родители, дети и воспитатели группы меняются книгами приучая детей к чтению художественной литературе.
Доска настроя
Приходя в детский сад ни каждый, ребёнок легко расстается со своим родителем и для того что бы их отвлечь, мы применили в нашей группе доску настроя.
Целью доски настроя является - обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.
Доска настроя помогает ребятам отвлечься от родителей и настроить себя на позитивное времяпровождение в детском саду. Воспитатель увлекает ребенка благодаря этой доске, на которой находятся разные задания (змейка, найти отличия, что лишнее). На доске находятся 2-3 вида заданий, которые меняются раз в неделю. Сделав любое на выбор задание, ребёнок отвлекается и забывает то что его беспокоило и с хорошим настроением проходит в группу к ребятам.
Ритуалы приветствия.
При входе в группу на стене располагаются картинки, разные виды приветствий. Картинки пока распечатанные, т.к. возраст детей 3-4 года, но в дальнейшем виды приветствий будут придумывать сами ребята.
Цель: создания эмоционального настроя на день, предоставление детям возможности выбор приветствия на своё усмотрение, по своему настроению. создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.
С большим удовольствием наши ребята выбирают как будут здороваться со своими друзьями и воспитателем, что конечно всех сближает и поднимает настроение. А еще ребята сами придумали, что вечером можно здороваться и с родителями с помощью ладошек приветствия.
Я сегодня первый
В нашей группе есть дети, которые хотят всегда быть первыми, когда мы идем на зарядку, прогулку или музыкальные и физкультурные занятия. Что бы не возникало споров мы изготовили стенд под названием я сегодня первый. Каждое утро по очереди (из списка детей) мы назначаем того, кто сегодня весь день будет стоять первый, назначенный ребенок вешает свою фотографию на стенд. А другие ребята с нетерпением ждут своей очереди.
Нейроигра
Уникальным и эффективным средством развития речи дошкольников и раскрытия их интеллектуального потенциала является применение нейроигр в работе педагогов дошкольного учреждения.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи), а также развитию его эмоционально-волевой сферы.
На стене нашей группы есть игра Ладонь – Кулак, дети по своему желанию часто играют в эту игру.
Парковка вопросов
У ребят так много вопросов! Темы рождаются из совместных разговоров, из увиденного, в процессе игры и исследования. Как же их все запомнить? Исходя из этого у нас появилась, идея создать парковку вопросов.
Когда ребенок задает интересный вопрос дома или в детском саду он фиксируется родителями или педагогами на парковке вопросов. Если вопросов много, то педагог с детьми обсуждает на какой вопрос они бы хотели найти ответ первым. Для нахождения ответов на эти вопросы мы используем интернет ресурсы, книги или проектную деятельность. По результатам мы скидываем информацию в родительский чат на какой вопрос искали информацию и как и где его нашли с приложением фотографий.
Коробочка гнева.
В нашей группе очень добрые и замечательные ребята, которые любит играть и веселиться, но иногда случаются спорные и обидные ситуации. Для этого у нас есть «Коробочка гнева», куда ребята могут оставить свои обиды и злость.
Цель данной коробочки : Коррекция агрессивного поведения у детей.
Разрывая на мелкие кусочки листы бумаги и выпуская свою злость через кулачки, они оставляют все плохое в коробочке гнева.
«Мирилки»
Во всех группах случаются разные ситуации, ребята могут что-то не поделить или поссорится, для этого случая у нас есть мирилка, благодаря которой ссора и обида длится совсем недолго.
Цель: научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Когда ребята находятся в ссоре они подходят к солнышку «Мирилки» , берут его за ручки и вместе проговаривают стихотворение «Мирилка», дарят друг другу доброжелательную улыбку и идут дальше играть вместе.
Стена для свободного рисования
Стена находится на входе в нашу группу в виде рулона обоев и карандашей, в любое свободное время ребята рисуют, а потом ещё и рассказывают своим друзьям, что нарисовали.
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Доска выбора перед сном
Перед сном ребята с помощью прищепки со своей фотографией самостоятельно делают выбор читать книгу, слушать музыку или уснуть в тишине, цепляя прищепку за нужную ленточку.
Основная цель — научить ребенка делать самостоятельный и осознанный выбор.
После того как все прикрепили свои прищепки, педагоги вместе с детьми смотрят каких голосов за что больше и совместно принимают решение о выборе действий.
Правила поведения в группе.
Так как в нашей группе все дети новые, какие-то дети не ходили в детский сад ранее, мы отметили что у некоторых детей присутствуют проблемы с дисциплиной. Обсудив это с детьми, мы решили, что в нашей группе необходимо повесить картинки с правилами поведения в группе и в приемной. Обговорив с детьми правила, мы изготовили стенд с картинками правил поведения. Если правила нарушаются, то сами дети делают замечания нарушившим правила детям и показывают на картинках напоминая, что так вести себя нельзя.
Говорящий пол
«Говорящий пол»- это обучение ребенка в движении через взаимодействие с изображенными на полу макетами или схемами. С помощью малярного скотча и изоленты мы сделали различные игровые поля, которые универсальны и позволяют включить в себя любой дидактический материал.
Преимущество «говорящего пола»:
- нетрадиционность;
- двигательная активность детей;
- взаимозаменяемость и разнообразие используемого материала;
- дети совместно с педагогом могут создавать «говорящий пол»;
- правила игры дети могут менять и придумывать сами.
И наши дети с удовольствием играют по одному и в парах в напольные игры придумывая свои правила.
Адвент- календарь
Главный праздник для всех детей и взрослых - это, конечно, Новый год. И кажется, как же долго его еще ждать. Когда мы с детьми начали готовиться к Новогоднему утреннику и все больше говорить о нём. Ребята стали все больше и больше задавать вопросы, а скоро ли наш долгожданный утренник! И тогда мы решили раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства и сделали для детей Адвент-календарь под названием «Календарь ожидания Новогоднего утренника»
Цель - расширять у детей временные представления, кругозор, развивать их творческие способности, вызвать интерес к предстоящему празднику; создать праздничное новогоднее настроение.
Каждое утро выбранный ребенок (по очереди) снимает карточку с календаря на которой находится какое-то задание и совместно с педагогом выполняет их, так же задания даются и на выходной день, которые нужно выполнить с родителями и прислать фотоотчет. По выполнению задания детям дается в подарок новогодняя игрушка, которыми в дальнейшем мы украсим новогоднюю ёлку. Чем меньше остается карточек на календаре, тем ближе Новогодний утренник!
Дерево именинников
В силу своего возраста дети еще путаются с временами года и что бы запомнить в какое время года у ребят дни рождения в нашей группе было создано сезонное дерево именинников.
Цель: развивать у детей умения выделять характерные признаки времён года, узнать и запомнить в какое время года день рождение.
Дети часто рассматривают дерево сами и вместе с родителями, рассуждают в какое время года дни рождения и у других ребят.
Доска выбора
Доска выбора сделана в нашей группе для того, чтобы дети самостоятельно выбирали чем они хотят заниматься, прицепляя своё фото к картинке с определенным центром деятельности. Меняя их в течение дня по своему желанию и интересам.
Цель: развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющий в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности.
Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация : "Подходы к созданию условий для индивидуализации образования детей дошкольного возраста"
Методический материал позволяет разграничить понятия "индивидуализация образования" и "индивидуальный подход",знакомит с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образ...
Формы эффективного взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ, в рамках создания условий социализации и индивидуализации дошкольников.
Необходимым условием для комплексного подхода к воспитанию личности ребенка является взаимное влияние общественного и семейного воспитания.Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образован...
Создание условий индивидуализации образования для формирования самостоятельности и инициативности
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, сформулирован социальный за...
Дошкольное и предшкольное образование через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу.
Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в специально созданных условиях. Дети...
Консутьтация для педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создание условий развивающей среды для одаренных детей"
Консультация для молодых педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создании условий развивающей среды для одаренных детей"...
СМО "Практики создания условий для индивидуализации педагогического процесса"
организационно- методические материалы в рамках организации работы краевого СМО "Практики создания условий для индивидуализации педагогического процесса"...
Сообщение в рамках презентационной площадки ДОУ «Индивидуализация образования ребенка: создание условий в ДОУ».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида«Ручеёк» Сообщение в рамках презентационной площадки ДОУ«Индивидуализация образовани...