Презентация : "Подходы к созданию условий для индивидуализации образования детей дошкольного возраста"
презентация к уроку ( группа) на тему

Методический материал позволяет разграничить понятия "индивидуализация образования" и "индивидуальный подход",знакомит с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образования, с методами индивидуализации: метод реагирования,метод строительных лесов,иррадиирующее обучение, а также с педагогическими условиями индивидуализации обучения и учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viro_23.03.pptx1.57 МБ
Файл komen.k_viro_23.03.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подходы к созданию условий для индивидуализации образования детей дошкольного возраста Выполнил: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №177» Е.В.Никитина

Слайд 2

Педагогическое проектирование – деятельность, осуществляемая в условиях образовательного процесса и направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития о бразовательное пространство о риентация на зону ближайшего развития ребенка д иалектическое мышление педагогов о тбор средств развития

Слайд 3

Принципы проектирования образовательного пространства Принцип развивающего обучения, обеспечивающий ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности ребенка в соответствии с возрастными возможностями и индивидуаль ными особенностями ; Принцип дифференцированного подхода к процессу обучения ; Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; принцип интеграции образовательных областей (направлений развития) и видов детской деятельности.

Слайд 4

ФГОС ДО Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. (далее - индивидуализация дошкольного образования).

Слайд 5

Александр Г ригорьевич Асмолов : ФГОС ДО – это изменение всей системы образования, направленной на поддержку позитивной социализации и индивидуализации. потенциальные возможности реализованные возможности результаты взаимодействия с миром сущность индивидуализации образования

Слайд 6

социализация индивидуализация успешное развитие отождествление обособление субъект реализация субъектного подхода

Слайд 7

Индивидуализация Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития . Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности , безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

Слайд 8

Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата Тактика: сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека Убеждение ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Слайд 9

Уровни индивидуализации дошкольного образования На уровне группы На уровне подгруппы На персональном уровне

Слайд 10

Принцип дифференцированного подхода к процессу обучения Подготовительная к школе группа Понедельник 8.45-9.15 ООД по речевому направлению развития (1 подгруппа) Работа в малой группе по реализации развивающей программы «Говорим правильно!» (2 подгруппа) 9.25-9.55 Работа в малой группе по реализации развивающей программы «Говорим правильно!» (1 подгруппа ) ООД по речевому направлению развития (2 подгруппа) Вторник 9.00-9.30 ООД по речевому направлению развития (1 подгруппа) Физкультура (2 подгруппа) 9.40-10.10 Физкультура (1 подгруппа) ООД по речевому направлению развития (2 подгруппа) 10.20-10.50 Реализация развивающей программы «Хочу в школу !» ( 1 подгруппа) Рисование (2 подгруппа) 15.30-16.00 Рисование (1 подгруппа) Реализация развивающей программы: «Хочу в школу !» ( 2 подгруппа) Среда 9.40-10.10 ФЭМП (1 подгруппа) Музыка (2 подгруппа) 10.20-10.50 Музыка (1 подгруппа) ФЭМП (2 подгруппа) Четверг 9.40-10.10 ФЭМП (1 подгруппа) Физкультура (2 подгруппа) 10.20-10.50 Физкультура (1 подгруппа) ФЭМП (2 подгруппа)

Слайд 11

Методы индивидуализации обучения М етод реагирования !!! О беспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности. Т щательный отбор материалов. Стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей м одель трех вопросов Что знают? Что хотят узнать? Как узнать? гибкость разноуровневость

Слайд 12

Разноуровневые задания – одно из условий индивидуализации и дифференциации обучения Работа с геометрическими кубиками «Океан» Работа с геометрическими кубиками «Дуга, сектор »

Слайд 13

Методы индивидуализации обучения Метод «строительных лесов». В основе этого метода – идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребёнок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация»-распространение, увеличение) основан на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Презентация нового взрослым Совместная презентация с теми, кто присоединился Самостоятельная презентация нового другим детям

Слайд 14

Индивидуальный подход в Педагогические условия индивидуализации обучения и учения б езопасная ППРС Поддержка и инициирование взаимодействия Готовность поступиться педагогическими интересами Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка Время для свободной игры

Слайд 15

Спасибо за работу и внимание! е! Индивидуализации образования – ДА!!!



Предварительный просмотр:

Слайд №1.

Если исходить из позиции, что индивидуализация признается одной из ведущих стратегий дошкольного образования, то важно выработать подходы к созданию условий для её реализации и определить приоритеты, которые позволят органично синтезировать организуемое обучение и самоорганизуемое и саморегулируемое учение, спланированное и ситуативное. Поэтому начнём с педагогического проектирования.

Слайд №2.

Педагогическое проектирование позволяет обеспечить реализацию принципов, положенных в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация этих принципов будет продуктивной при условии создания новой модели образовательного пространства, которая характеризуется диалектическим мышлением педагогов, ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка и отбором средств организации развития.

Слайд №3

Обратим внимание на принципы проектирования образовательного пространства. Как мы видим, эти принципы поддерживают одну из ведущих стратегий дошкольного образования-индивидуализацию.

Слайд №4.(зачитать)

Слайд №5.

Разработчик стандарта Александр Григорьевич Асмолов отмечал, что ФГОС ДО – это изменение всей системы образования, направленной на поддержку позитивной социализации и индивидуализации.

Потенциальные возможности, реализованные возможности, результаты взаимодействия с миром у каждого ребенка свои. Вместе они составляют сущность индивидуализации образования.

Слайд №6.

Успешное развитие ребенка обеспечивают два равноценных процесса – социализация и индивидуализация. Социализация выступает как присвоение ребенком норм, качеств, следование определенному образцу, т.е. процесс отождествления. Индивидуализация – постоянное открытие, утверждение и обособление, формирование себя как субъекта. Нивелирование одного за счет абсолютизации другого ведет к ущербности образовательного процесса. Поэтому проектирование образовательного пространства,планирование взрослым образовательных ситуаций, отбор средств развития, принцип линейности в организованной образовательной деятельности по-прежнему важны, актуальны, но приоритетной и преобладающей должна стать ситуация, когда ребёнок – субъект деятельности, а не объект педагогического воздействия. Реализация субъектного подхода предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемных ситуаций; в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию; в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта других для себя.

Слайд №7

Далее разграничим понятия «индивидуализация образования» и «индивидуальный подход».

Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. Индивидуализация распространяется на каждого ребенка.

Слайд №8.

Вот так можно расставить акценты в педагогической позиции по осуществлению индивидуального подхода и индивидуализации образования (таблицу прокомментировать). В основе индивидуализации лежит убеждение

Слайд №9.

Познакомимся с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образования. Выделяются несколько уровней индивидуализации: на уровне группы, подгруппы, на персональном уровне. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения).

Компетентность и увлечения взрослых (воспитателя) создают условия для индивидуализации образования. Самым поверхностным примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в содержании обучения. Даже в параллельных группах одного детского сада, укомплектованных из детей примерно одного возраст, одна и та же образовательная программа осуществляется по-разному.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к определённым видам детской деятельности. Например: конструированию ( постройка дороги), где один ребёнок может давать советы, явно или неявно руководить строительством, другой-строить. Третий – ожидать окончания работы с тем, чтобы первым провести по дороге машину. Один может сопровождать все свои действия речью, а другой-работать молча. Один проявляет творчество, другой только воспроизводит образцы.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне, когда развитие ребёнка выше или ниже типичного для его возраста, либо ребёнок имеет какие-либо ярко выраженные особенности, влияющие на качество его жизни.

Индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Слайд №10.

 Принцип дифференцированного подхода  также позволяет индивидуализировать процесс обучения на уровне подгруппы внутри одной группы. Продуктивным мы считаем деление на подгруппы для реализации задач речевого направления развития, когда воспитатель с одной подгруппой на ООД решает задачи по основному содержанию программы, а учитель-логопед с другой подгруппой -коррекционно-развивающие (в рамках вариативной части программы) и образовательные. Большая часть ООД в нашем детском саду проводится в малых группах: ООД по ФЭМП, конструированию, в некоторых группах и   продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) в расписании делится с физической культурой, музыкой, а также со специалистами : логопедом, педагогом – психологом.

Слайд №11.

Одним из важнейших методов индивидуализации обучения является метод реагирования. Он включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты – условия и методы поддержки пересматриваются. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного времени.

В методе реагирования главное – стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.

Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов.

Что знают? Что хотят узнать? Как хотят узнать?

Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.

Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь. Конечно, этот метод наиболее эффективен, когда педагог работает с малой группой.

Отбор материалов. Гибкость и разноуровневость.

Слайд №12.

Проектируя конструирование как вид детской деятельности, мы уделяем внимание развивающему потенциалу дидактического материала и возможности проводить дифференциацию. На открытом просмотре ООД в подготовительной к школе группе по познавательному направлению развития вы увидите очень важное условие реализации Стандарта- создание разноуровневой среды: это идентичные игры и пособия, одинаковые по смысловому назначению, но разные по уровню сложности развивающих задач. Например, геометрические кубики «Дуга, сектор», «Океан», представляющие собой набор из 16 кубиков и 6 карточек с заданиями, которые имеют з уровня сложности: а, в, с. Это во-первых. А во-вторых, дифференцированный подход, осуществляемый на уровне организации деятельности детей : используя различные формы :

- индивидуальную работу;

- в парах;

- в группах.

Это важное условие для индивидуализации обучения  дошкольников.

Слайд №13.

Метод строительных лесов. В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг.

Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение. Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новое для детей этой группы математическое действие, новое стихотворение, новый предмет, т.е. нечто, чего в опыте детей еще не было. Например: воспитатель предлагает новую настольную игру-лото «Животный и растительный мир». Это своего рода презентация нового взрослым. Затем те, кто хочет научиться в неё играть присоединяются к воспитателю. Остальные занимаются другими видами деятельности. Далее дети, которые уже умеют играть в эту игру, учат других. Таким образом они представляют продукт своей деятельности другим и самостоятельно презентуют собственный опыт.

Слайд №14.

Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок, во-первых, имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства); во-вторых, получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; в-третьих, получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; в-четвертых, имел опыт кооперации с другими людьми.

Соответственно педагогические условия индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать:

- создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;

- поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.), включенными в образовательную деятельность ДОО, в том числе (но не исключительно) с образовательными целями;

- знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;

- готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;

- отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста

Теоретические основы индивидуализации образования детей дошкольного возраста...

Индивидуализация образования детей дошкольного возраста

Образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает приоритет развития над освоением знаний, умений, навыков, творческой социализации над адаптацией, приоритет индивидуализации образования. ...

Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)

Презентация «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (МКДОУ Садовский детский сад воспитатель: Пуртова А.И.)...

Семинар «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»

Представляю презентации к своим выступлениям на семинаре: «Доминанты, системно управляющие ходом развития дошкольников» и «Методика оценивания в контексте компетентностного подхода&r...

Консультация "Индивидуализация образования детей дошкольного возраста"

Данный материал может быть использован педагогами ДО...

Методы индивидуализации образования детей дошкольного возраста.

Методы индивидуализации образования детей дошкольного возраста...

Создание условий для экологического образования детей дошкольного возраста

Главной задачей экологического воспитания дошкольников является формирование у детей систематизированных знаний о природе ближайшего окружения, умения наблюдать ее характерные особенности и сезонные и...