Дошкольное и предшкольное образование через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу.
статья

Ирина Игоревна Ленькина

Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в  специально созданных условиях. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения, а не постигая учебные предметы. Ошибочно бытует мнение, что готовность детей к школе определяется умением читать, писать и считать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ленькина Ирина Игоревна

Воспитатель МАДОУ «Колокольчик»

г. округа г. Первомайск

irinalenkinai@gmail.com

На сегодняшний день приоритетным направлением российского образования стало выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Структура  предшкольного образования реализуется в различных формах, но должно представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания старших дошкольников, выполняющих функции социальной, физической, психологической и интеллектуальной подготовки к школе. Речь идёт о формировании нового статуса дошкольного образования. Очевидно, этому должна предшествовать комплексная научно – практическая работа, которую не обходимо одновременно разворачивать на социальном, экономическом, правовом, организационно – управленческом и методическом уровне.        Образовательный процесс в ДОУ даёт возможность сочетать различные виды деятельности, каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребёнка в  специально созданных условиях. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения, а не постигая учебные предметы. Ошибочно бытует мнение, что готовность детей к школе определяется умением читать, писать и считать.

        Успешность перехода ребёнка из детского сада в начальную школу в большой степени зависит от его психической подготовки к новому типу ведущей деятельности в школьный период – учебной. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются качества, являющиеся предпосылкой его развития в начальном школьном возрасте, ведь ученика ждет напряженный труд: ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания.

        Первокласснику порой трудно сосредоточиться на уроках. Чтобы сделать это, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением. Правильно организовать свою деятельность, добиться успеха в ней намного легче школьникам, у которых достаточно развиты самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое до конца. Именно поэтому о формировании этих волевых качеств также следует позаботиться еще в дошкольный период. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности как раз и закладывается в период дошкольного детства, точнее – в играх. Решающее значение имеют игры по правилам (дидактические – по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, игры по ФЭМП, по экологии; подвижные с ходьбой, бегом, прыжками, игры – состязания и др.). Именно в них ребёнок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся внутренними, непринудительными. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научится подчинять его определенной задаче. При переходе к школьному обучению – это учебные задачи. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребёнок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

        Интеллектуальная готовность выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе – значит иметь творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы  и явления, владеть анализом, уметь самостоятельно делать умозаключения, действовать по намеченному плану, проявлять инициативу, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечивает ребёнку высокий уровень обучаемости. Способен ли к этому дошкольник? Да, способен. Нужно, чтобы обучение уже в дошкольный период было не только информативным, но и развивающим. И очень важно, чтобы педагоги  и родители ориентировались на «зону ближайшего развития» ребёнка, т.е. на то, что он сначала может сделать лишь с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Эта способность заложена в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно – ролевой игре. Поэтому мы создаем в детском саду условия для спонтанной творческой игры. Весь спектр сюжетно – ролевых игр и игрушки – заместители представлены в группах. Воспитатели, развертывая такие игры, как «Школа», «Театр» и др., стимулируют  и развивают дошкольников.

Также одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуально – досуговые игры. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Познавательные досуги способствуют развитию познавательных психических процессов. Учитывая большую значимость интеллектуально – досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры – досуги по типу современных телевизионных интеллектуальных передач – таких как «Сто к одному», «Что, где, когда?», «О, счастливчик».

Интеллектуальные игры способствуют формированию умения самостоятельно мыслить, приобретать необходимые знания – всё это обеспечивает успешную подготовку детей к школе.

        Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы :

  1. Предшкольное образование должно быть ориентировано на поддержание природной любознательности ребёнка, его желании учиться и достигать значимых целей, готовность работать в коллективе.
  2. Именно дошкольное учреждение способно обеспечить оптимальный путь предшкольной подготовки, так как в них работают психологи;

Уровень профессиональной компетентности педагогов позволяет использовать широкий спектр методов и приемов личностно – ориентированного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе

В статье рассматриваются необходимость предшкольного образования с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования, гуманистический подход в образовании, новые направления в программе в...

Создание равных стартовых возможностей дошкольников для обучения в школе.

В статье рассматриваются современные аспекты обучения и воспитания детей-дошкольников в рамках образовательной программы "От рождения до школы"....

Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."

Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...

«Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС дошкольного образования».

Галиева  Гузель Фанилевнастарший воспитательМБДОУ   детский сад     №228 Советского района городского округа   город Уфа Республики Башкортостан...

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Проблема формировния у детей самостоятельности была и остается в педагогике самой актуальной. А без самостоятельности не будет инициативы....

Консутьтация для педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создание условий развивающей среды для одаренных детей"

Консультация для молодых педагогов "Роль педагога дошкольного образования в создании условий развивающей среды для одаренных детей"...