Создание условий индивидуализации образования для формирования самостоятельности и инициативности
учебно-методический материал (старшая группа)
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников.
У дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать умение самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Анализ современных образовательных программ и педагогических технологий привел нас к пониманию того, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса. Эти установки предполагают отказ от традиционной организаций педагогической работы, заранее жестко регламентирующей содержание и форму ежедневной деятельности и предписывающей детям, когда чем и с кем они должны заниматься, и переход к гибкому планированию с активным участием детей.
Образовательная деятельность в нашем детском саду построена на основе метода проектов. Перед нами встала задача организации проектной деятельности с учетом интересов, способностей и свободного выбора дошкольниками видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_galeeva_lf_2.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребенка - детский сад № 19”
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Создание условий индивидуализации образования для формирования самостоятельности и инициативности
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников.
У дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать умение самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Анализ современных образовательных программ и педагогических технологий привел нас к пониманию того, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса. Эти установки предполагают отказ от традиционной организаций педагогической работы, заранее жестко регламентирующей содержание и форму ежедневной деятельности и предписывающей детям, когда чем и с кем они должны заниматься, и переход к гибкому планированию с активным участием детей.
Образовательная деятельность в нашем детском саду построена на основе метода проектов. Перед нами встала задача организации проектной деятельности с учетом интересов, способностей и свободного выбора дошкольниками видов деятельности.
Что значит свободный выбор? Свободный выбор осуществляется при выборе темы проекта, планировании образовательной деятельности, выбор действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе.
Взрослый направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия.
На первом этапе мы изменили предметно пространственную среду. В группе мы организовали центры активности, которые насыщены всевозможными материалами, соответствующими разным уровням развития детей. Это центр Математики, центр Науки, центр Искусства, центр Развития речи, центр Движения, центр Строительства, центр Конструирования, центр сюжетных игр, центр Уединения.
Каждый центр наполнили достаточным количеством материалов для исследования, познания, продуктивной деятельности, игры. Наполнить центры было недостаточно, необходимо было предоставить детям пространство свободы и выбора, дать возможность участвовать в обсуждении и принятии решений, управлять своей образовательной активностью, брать на себя ответственность – в целом учиться жизнетворчеству.
На втором этапе была введена такая форма участия (соучастия) как детский совет - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность
Задачи Детского совета:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
- разработать план реализации нового проекта;
- подвести итоги проекта;
- развивать эмпатию;
- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
учить:
- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
- объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
- делать выбор;
- планировать собственную деятельность;
- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Для сообщения детям о времени сбора мы не пользуемся голосом, потому что ежедневное многократно повторенное «Дети, собираемся на групповой сбор!» – лишит голоса, а воспитанников энтузиазма. А весёлая песенка не мешает ни организованности, ни маневренности, ни свободе общения.
Структура группового сбора:
1. Приветствие (вариант: пожелания. комплименты, подарки ) 1 - 3 минуты
2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2 - 5 минут
3. Обмен новостями 2 - 10 минут
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) 5 - 12 минут
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
Начиная новый проект создаться модель трёх вопросов ЧТО МЫ ЗНАЕМ? ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? ГДЕ МЫ МОЖЕМ УЗНАТЬ?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
ГДЕ МЫ МОЖЕИ УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
Важным ритуалом в начале является мозговой штурм. Нужно зафиксировать вопросы и интересы детей, относящиеся к теме, и вывесить на информационном стенде, затем начинается этап их перепроверки. Проблемные вопросы педагога заставляют детей активно высказывать свои идеи, гипотезы и теории. На основании этого фиксируются пробные цели проекта, намечаются первые шаги и распределяются обязанности, при этом педагог тоже вносит свои идеи и предложения и таким образом расширяет горизонт детей:
- чем мы все хотим заниматься?
- кто что и где хочет делать?
- кто уже что-то знает?
- кто за что отвечает: что-то принести, ответить на вопрос, найти определенную информацию. Существует правило: планировать с детьми только ближайшие действия по проекту, чтобы запланированные мероприятия не проводились формально.
На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, воспитатели заранее (до утреннего сбора) наносят разметку – названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана. Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных Центрах активности.
Все идеи детей воспитатель, или помощник воспитателя, записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка. Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Это дает обильный аналитический материал (насколько инициативен тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает – детей или взрослых, какие виды деятельности чаще всего предлагаются, какие виды деятельности или центры не вызывают инициативы детей и т.п.).
Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, других сотрудников детского сада, родителей, дополнить идеи детей.
Тему проекта лучше сформулировать в форме вопроса. Это неизменно привлекает к себе внимание, и, кроме того, вопросы постоянно напоминают нам, что в мире еще не все изучено, и помогает создать исследовательскую атмосферу.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
Следующим шагом планирования на утреннем сборе будет презентация воспитателем центров активности. Во время презентации воспитатель сообщает детям, какие новые материалы их ожидают в центрах. Бумага, гуашевые краски, фломастеры в центре искусства есть каждый день, а вот большие листы «во весь рост» появились только сегодня. Воспитатель называет материалы, но НЕ диктует виды деятельности. Если же воспитатель просто называет материал, - детям дается простор для принятия самостоятельного решения, для творчества.Мы предлагает детям подумать и решить, в какой центр они пойдут и чем будут сегодня заниматься. Наблюдая за детьми, воспитатель определяет, кто из детей сделал свой выбор, предлагает нескольким из детей рассказать кто в какой центрпоидёт
В случае, если в начале дети испытывают затруднения в самоопределении, в формулировании высказывания, воспитатель называет свой план в каком центре будет сегодня работать. После презентации дети свободно расходятся по центрам. В центрах обеспечиваем за счет нового метода использования раздаточных материалов тематических комплектов карточек с заданиями. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам проекта, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.
Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов. Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими)
Каждый отдельный лист может иметь программированное место для подписи (имени автора-ребенка и даты работы). Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.
Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно: повесить на стену (в уголке достижений и пр.); вложить в портфолио ребенка; выдать родителям для работы с ребенком дома; с карточками можно работать, не испортив последующие листы.
Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать. Правильнее использовать метод комментирования: «Я вижу, ты уже закрасил барашков. А сколько их всего? Ты планируешь только посчитать домики или будешь рисовать? Ты хочешь сегодня выполнить все задания или продолжишь работать завтра?”
Когда все (или большинство) карточек будут использованы и работы над темой будет завершена, их можно перенести из группы в раздевалку, по окончания проекта часть вложить в личные портфолио детей.
На итоговый сбор детей собирает все та же мелодия. Место проведения ковёр с подушечками, тот самый, откуда «стартовал» утренний сбор. На итоговый сбор дети приносят из Центров всё то, что они успели сделать — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями. На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут» транспортировки — например конструкции из крупного строительного материала. Это вовсе не означает, что они останутся без внимания всей группы. Дети смогут обсудить и оценить плоды деятельности строителей после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные на ковёр.
Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров — им нужно будет представить то, что они сделали. Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
Развивающие вопросы для итогового сбора направлены на стимулирование интеллектуальной и коммуникативной активности, на пробуждение рефлексивности.
Общее время итогового сбора может меняться в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 мин).
Мы считаем, что дети, используя модель планирования «План-дело-анализ», при выходе из детского сада будут инициативны, самостоятельны, уверенные в своих силах, смогут положительно относиться к сверстникам, договариваться, у них будет сформировано умение планировать свою деятельность рационально.
Индивидуализация воспитательно - образовательного процесса будет неполной, если не взаимодействовать с родителями. Родителям предоставляется много возможностей участвовать в жизни нашей группы. Мы считаем, что общение, взаимное уважение признание важности интересов ребёнка создают основу для плодотворного взаимодействия детского сада и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобра...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...
Консультация для родителей "Формирование самостоятельности и инициативности у дошкольников"
Формирование самостоятельности дошкольников требует от взрослых достаточно большой работы и тактичного наставления. От умения взрослых зависит, насколько инициативным и самостоятельным будет ребенок в...
Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
Формирование самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста
Проблема формирования самостоятельности и инициативности детей остается одной из самых актуальных на сегодняшний день и была таковой во все времена. Какие условия должны соблюдаться для того, чтобы во...
Формирование самостоятельности и инициативности у старших дошкольников посредством детско-взрослых проектов
значение проектной деятельности в формировании самостоятельности и инициативности детей саршего дошкольного возраста...