Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество
материал

Ненахова Виктория Александровна

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_duhovno.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» (из опыта работы)

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Детский сад, как дом и мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества будут развиты у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями будет обогащён его внутренний мир.

Поэтому главной целью является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природе и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитать готовность следовать им.

Начиная работу по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

• развивать интерес к культурным традициям русского народа;

• раскрывать ребёнку мир чувств и переживаний людей;

• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

• приобщать детей к народному искусству, через ознакомление с лучшими образцами народных промыслов;

• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:

• знакомство детей с устным народным творчеством; (сказки, песенки, потешки, поговорки, считалки)

• знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа;

• знакомство детей с народной игрушкой;

• знакомство детей с бытом русского народа;

• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре;

Духовно-нравственное воспитание происходит повседневно во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, во время досугов, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры. Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, считалок, закличек позволяет решать сразу несколько задач: развитие детской памяти, внимания, смекалки и активного словаря.

Детьми разыгрываются спектакли по мотивам русских народных сказок. С их помощью дети учатся эмоционально воспринимать окружающую действительность, радоваться и огорчаться вместе с героями, сопереживать им.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в совместной деятельности с музыкальным руководителем дети знакомятся с народными инструментами.

Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства в процессе НДО по художественному творчеству (декоративному рисованию) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.

Например, знакомя детей с Дымковской игрушкой (или другим видом народного декоративного искусства), мы знакомим не только с элементами росписи, но, и прежде всего, с историей возникновения, местом возникновения, традициями, способом изготовления, назначением предметов декоративно-прикладного искусства. «Оживить» рассказ помогут стихотворные произведения. Например, стихотворение О. Левицкого «Дымково»

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали…

Немаловажным условием развития духовно-нравственных качеств личности ребенка посредством народного творчества является наличие не только иллюстраций народных игрушек и предметов быта, но и их материальное воплощение. Рассматривая красочные фигурки, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства.

Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладное искусства сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.

В нашем дошкольном учреждении ведется активная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Так, с группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т.п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, (кистью) как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками.

Например:                        кофточки цветные,

                                  юбки расписные,

                                  шляпы трехэтажные –

                                  статные и важные

                                  (дымковские барышни).

Расписные фигурки используются детьми в обыгрывании потешек, народных песенок. Так расписные лошадки весело скачут под потешки:

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

Конь бежит – вся земля дрожит, в поле травушка-муравушка ничком лежит

Так же дети лепят из пластилина, соленого теста или глины несложные фигурки дымковских и филимоновский игрушек (уточек, курочек), расписывают их. Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности.

Например, совместно с дети изготовили из папье-маше чайный сервиз для кукол и расписали его. Получившейся чайный сервиз активно используется детьми в сюжетно-ролевых играх.

Родители являются активными участниками процесса духовно-нравственного становления детей. Так, помогая ребенку изготовить игрушку на выставку декоративно-прикладного искусства в детском саду, взрослые вынуждены сами погрузиться в мир народного промысла, познакомиться с творчеством народных мастеров. Помогая ребенку взрослый, сам духовно обогащается. По каждому виду декоративно - прикладного искусства дети, совместно с родителями, создают серию альбомов народных промыслов, в которых собраны потешки, сказки, песни, связанные с народными игрушками, предметами быта. Дети, при участии взрослых, находят интересные сведения о том или ином виде декоративно-прикладного искусства, изготавливают иллюстрации для альбома (рисунки или вклеивают фотографии своих поделок).

Подводя итог, стоит отметить, что народное искусство – это великая сила, связывающая настоящее, прошлое и будущее. Ознакомление детей с народным искусством способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество, воспитывает чувство любви к родному краю. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нормы и обычаи своего народа. Планирую не останавливаться и продолжить работу по данной теме и создать мини-музей декоративно-прикладного искусства русского народа в группе.

Воспитывая подрастающее поколение стоит помнить слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: «Воспитывать человека – значит определить судьбу нации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»

Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии  с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»...

Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план

Цель  – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие з...