Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Муслейкина Юлия Николаевна

Цель  – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.

В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:

  • Развивать устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству;
  • Развивать художественно – творческие способности дошкольников;
  • Формировать духовно – нравственные отношения и чувства;
  • Формировать обобщенные знания и умения;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно – прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_13_gr._perspektivnyy_plan.docx309.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчествоscale_1200.jpg

Воспитатели:

Муслейкина Юлия Николаевна

Зотова Ольга Александровна

г.Энгельс 2021-2022 уч.год

Актуальность: С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей. И сейчас как никогда важно обеспечить духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять насаждающей бездуховности. Эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.

Таким образом, декоративно – прикладное искусство помогает развить не только творческую личность, но и воспитать нравственные качества в детях, любовь к родному краю, своей стране.



1. Цели и задачи работы.

Цель  – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.

В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:

  • Развивать устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству;
  • Развивать художественно – творческие способности дошкольников;
  • Формировать духовно – нравственные отношения и чувства;
  • Формировать обобщенные знания и умения;
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно – прикладного искусства.


Перспективный план кружка «Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество» в  старшей группе

Октябрь

1. Рисование «Дымковская слобода» (Деревня).

Цель: Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Продолжать учить детей правильно держать карандаш в руке, аккуратно заштриховывать, не выходя за контуры фигуры.

2. Лепка «Красивые птички» (по мотивам народных дымковских игрушек)

Цель: развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.

3. Лепка «Козлик» (по мотивам народных дымковских игрушек)

Цель: продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезание стекой с двух концов. Развивать эстетическое восприятие.

4. Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий и нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызвать желание создавать красивый узор.

Ноябрь

1. Рисование «Городецкая роспись»

Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета.

2. Рисование «Закладка для книг» («Городецкий цветок»)

Цель: продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызвать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

3. «Что мы знаем о куклах?»

Цель: познакомить с историей русской народной куклы и её назначением. Познакомить детей с разными видами ткани и бумаги; рассмотреть структуру и многоцветие. Изготовление из бумаги поделок способом оригами.

4. «Кукла оригами» (мастер – класс)

Цель: учить дошкольников различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание; закреплять основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, сторона, угол, вершина. Развивать глазомер, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность,

Декабрь

1. «История тряпичной куклы»

Цель:  Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой и материалами, из которых её изготовляют.

2. «Кувадка»

Цель:  Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега» и объяснить назначение обереговых кукол.

3. «Кукла-пеленашка»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение работать с тканью и нитками.

4. «Ангел»

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её свойствами.

Январь

1. Лепка: «Веселая карусель» (дымка)

 Игрушки не простые глиняные, расписные.

Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, учить лепить дымковскую игрушку с натуры (лепка фигурок на основе цилиндра). Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Показ характерных особенностей дымковской игрушки – коня.

2. Декоративное рисование на объемной форме: «Нарядные лошадки глазами детей» (оформление вылепленных игрушек). Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

3. Лепка: «Вятковская купчиха» (дымка)

Цель: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного – прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений. Развивать умение лепить из глины с натуры дымковскую барышню.  Формировать эстетическое отношение к народному декоративно – прикладному искусству.

Февраль.

1. Декоративное рисование на объемной форме: «Вятковская купчиха». Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Цель: Продолжать учить  расписывать глиняные игрушки дымковскими узорами. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать самостоятельность и творчество.

2. «Сказки о Саратове и Саратовской глиняной игрушке»

Цель: формирование представлений о саратовской игрушке. Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления саратовской игрушки.

3. «Саратовская глиняная игрушка»

Цель:  Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. 

4. Рисование элементов хохломской росписи.  

Ватные палочки, «тычки».

Цель: Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком».

Март

1. Рисование « Кто, кто в теремочке живет»(коллективная работа).

Цель: Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

2. Рисование: « Ложка для Антошки».

Цель: Продолжать учить рисовать узоры из растительных элементов( травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью ( рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях)

3. Кукла «Веснянка» 

Цель: Прививать детям интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка»; научить изготавливать народную куклу; развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся; прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

4. «Птица счастья»

Цель: изготовление оберега для счастья и удачи в семье; развивать мелкую моторику рук; развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность и терпение.

Апрель

1. «Неразлучники»

Цель:  Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы, как носителя определённой культурной информации. Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать художественное творчество при создании костюма.

2. «Зайчик на пальчик»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества; научить мастерить зайчика бесшовным способом; совершенствовать навыки работы с тканью и нитками : сворачивание , складывание ткани , наматывание ниток для закрепления детали; продолжать знакомить детей и их родителей с тряпичной, народной куклой; прививать первые навыки рукоделия.

 

3. Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся»

Цель: Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу, использовать нетрадиционную технику. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

4. Знакомство с русским народным костюмом.

Цель: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

Май.

1. Аппликация: «Оденем Ваню и Маню в русский костюм»

Цель: Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

2. Русские народные подвижные игры.

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями. Показать особенности проведения русских народных подвижных игр. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя считалки и скороговорки. Воспитывать желание отражать в рисунках впечатления о проведении народных игр. Формировать умение работать парами. Развивать нравственные чувства в процессе ознакомления с народными играми.

3. Рисование по замыслу. Все знакомые техники.

Цель: Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя различные нетрадиционные техники рисования. Развивать творческие способности детей.

Алексеева Анна

Звягинцева Варя

Кузнецова Вика

Любченко Алиса

Лебедев Никита

Малинин Андрей

Мальцев Егор

Нечиненный Данил

Нурулин Амир

Павлова Маргарита

Патрушева Вика

Проскурина Лиза

Рыжов Глеб

Салычева Полина

Сейфуллина Роза

Силина Карина

Сидоркин Никита

Силантьева Настя

Татаркин Святослав

Турешева Мадина

Федусенко Максим

Фролов Даниил

Яшин Леша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

Тема: Формирование основ духовно-нравственного воспитания и результат развития детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии специалистов ДОУ.

ull;Духовно-нравственное воспитание в детском саду – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения...