«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
рабочая программа
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора Кузьмина И.А., представленного в программе «Социокультурные истоки» и авторской программы «Шагаем по дороге мудрости». Данная интеграция направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе традиционной культуры и решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный, непрерывный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagaem_po_doroge_mudrosti.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №4 «СКАЗКА»
Согласована на педагогическом совете №1 протокол №1 от 01.09.2016г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» _______________ Н.В. Беляева приказ №353 от 01.09.2016г. |
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ»
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Срок реализации – 2 года
Возраст – 5-8 лет
Разработчик: | Ковальчук Юлия Константиновна, педагог - психолог первой квалификационной категории
|
Нижневартовск - 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
| 4 | |
1.1.2. Принципы разработки и реализации Программы | 6 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 7 |
1.3. | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 8 |
1.4. | Особенности духовно – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста | 9 |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 11 |
2.1. | Основные направления образовательной работы | 11 |
2.2. | Содержание образовательной работы в рамках реализации Программы | 16 |
2.3. | Интеграция образовательной области «Социальное развитие» | 17 |
2.4. | Взаимодействие взрослых с детьми | 18 |
2.4.1. Формы и методы образовательной работы с детьми | 18 | |
2.5. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 20 |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 21 |
3.1. | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 21 |
3.2. | Выводы по реализации Программы | 21 |
3.3. | Перечень нормативных документов | 22 |
3.4. | Программное обеспечение | 23 |
3.5. | Перечень литературных источников | 23 |
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
На современном этапе особенно остро стоит задача совершенствования системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации, предполагающие максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка. Воспитание будущего гражданина обозначено «Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе ежегодных посланий Президента В.В. Путина собранию Российской Федерации: «нам нужны школы, которые не просто учат, …. Но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитывающих ее ценности, историю и традиции».
Концепция развития системы образования ХМАО – Югры до 2020 года и долгосрочная целевая Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020гг.» ориентируют ДОО на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, развитие индивидуальных способностей воспитанников, выравнивание их стартовых возможностей для дальнейшей социализации.
Духовно - нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности и социализации ребенка. В дошкольном возрасте происходит активное освоение моральных ценностей и нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности и его социокультурный опыт, в виде чувств, отношений, знаний, умений.
Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. На сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов и средств знакомства дошкольников с нравственными качествами личности через интеграцию различных образовательных областей, обозначенных в основной общеобразовательной программе ДОУ. Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора Кузьмина И.А., представленного в программе «Социокультурные истоки» и авторской программы «Шагаем по дороге мудрости». Данная интеграция направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе традиционной культуры и решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный, непрерывный процесс. Она основывается на общности психических процессов, таких как развитие образных представлений, образного мышления, эмоционально-положительного отношения к действительности, развития памяти и внимания, позволяет создать модель организации педагогического процесс, в котором ребенок постигает базовые категории с различных точек зрения. Психологическими основами интеграции являются психические процессы, включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Содержание Программы «Шагаем по дороге мудрости» направлено на познавательный компонент, который предполагает освоение определенного круга знаний по окружающей действительности в рамках лексической темы, формирование системы представлений, обобщенных образов. Усвоение знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте вырабатывает у воспитанников «социальный иммунитет», позволяющий защитить их от негативных воздействий внешней среды.
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям наших воспитанников.
Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет актуальность Программы.
- Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание оптимальных психолого – педагогических условий для формирования основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций старших дошкольников при эффективном использовании возможностей единого образовательного пространства ДОО, инновационных педагогических технологий и партнерских взаимоотношений с родителями.
Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:
- знакомить с основными нравственными понятиями в доступной для ребенка форме;
- раскрывать духовную и нравственную одаренность ребенка, его способностей и склонности к восприятию народной мудрости;
-формировать гражданское самосознание, доброжелательное отношение к окружающему миру и людям через использование вариативности форм организованной образовательной деятельности (ООД), многообразия педагогических приемов, инновационных развивающих технологий, полноты содержания и интеграции образовательных областей;
-приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- актуализировать и адаптировать содержание предметно пространственной развивающей среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социокультурной направленности;
-содействовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и их удовлетворенности качеством образовательных услуг;
-повышать компетентность педагогов в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности.
Методологические положения Программы:
Методологическую основу процесса духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении составляют такие научные подходы, как: онтологический, антропологический, аксиологический, культурологический, социокультурный, личностно-деятельностный, возрастной. Они позволяют опираться на сущностные характеристики процесса духовно-нравственного воспитания, минимизируют риски его формального, поверхностного, фрагментарного осуществления, дают возможность реализации интегрирующей функции духовно-нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе детского сада:
• Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры;
• Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, специалистов и воспитателей;
• В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера;
• Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.
Программа по формированию основ духовно-нравственного развития через ознакомление с нравственными качествами у дошкольников 5 – 8 лет «Шагаем по дороге мудрости» разработана с учетом требований ФГОС ДО, технологий личностно–ориентированного образования, социо – игровых технологий и представляет собой целостную систему психолого-педагогических приемов по ознакомлению дошкольников с нравственными чертами личности.
Программа реализуется в течение двух лет пребывания ребенка в ДОО (старший дошкольный возраст) на материале лексических тем, входящих в зону ближайшего окружения ребенка, путем последовательного, целенаправленного включения игр и упражнений и творческих заданий в разные формы работы и виды детской деятельности.
- Принципы разработки и реализации Программы
В качестве теоретических основ содержания и организации образовательного процесса по формированию основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста послужили исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.
Образовательная работа в рамках Программы строится на основных принципах духовно-нравственного воспитания дошкольников:
- духовный ориентир – построение жизни и поступков на нравственных основах, уклонение от зла и выбор добра;
- гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
- культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями; государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Также учитываются педагогические принципы:
- Принцип целенаправленности, систематичности и последовательности работы;
- Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания;
- Принцип учета актуальных и потенциальных возможностей ребенка при передаче ему опыта;
- Принцип признание уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности;
- Принцип тесного плодотворного сотрудничества взрослого и ребенка;
Также учтены принципы ФГОС ДО:
- Сохранение уникальности и самоценности детства;
- Позитивная социализация ребенка;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых и детей;
- Поддержка детской инициативы и формирования интересов каждого ребенка;
- Интеграция усилий педагогов и семей воспитанников;
- Конкретность и доступность предлагаемого материала, соответствие требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей и постепенность подачи материала;
1.2.Планируемые результаты освоения Программы
Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:
у детей повысятся показатели социально–личностного развития и уровень знаний о нравственных качеств личности человека, что найдет свое отражение в целевых ориентирах на этапе завершения ДО:
• ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения.
• ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности;
• ребенок будет обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
у родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий;
у педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Особенности обследования уровня духовно - нравственного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер обследования, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка. Методика Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально–нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников», Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой), социометрические методики «Секрет», «Подари открытку», «День рождения».
Оценка эффективности развития ребенка по данному направлению программы проводится два раза в год (начальная, контрольная). Критерием эффективности будет служить положительная динамика.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Таблица 1
Этапы | Критерии оценки | |
Качественные | Количественные | |
Подготовительный | Результаты диагностики и анкетирования всех участников образовательного процесса | Материалы диагностики, Анкеты родителей, педагогов |
Основной | Фотоматериалы, презентации, картотеки игр. | Табеля посещений, листы регистрации индивидуальных обращений педагогов, родителей |
Заключительный | Сравнительные результаты диагностики обучающихся, анкетирования родителей. | Материалы повторной диагностики обучающихся, анкеты родителей, педагогов. |
Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка при обследовании:
- Особенности контакта ребенка;
- Эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- Реакция на одобрение;
- Реакция на неудачи;
- Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- Эмоциональная подвижность;
- Реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- Наличие и стойкость интереса к заданию;
- Понимание инструкции;
- Самостоятельность выполнения задания;
- Характер деятельности (целенаправленность и активность);
- Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- Работоспособность;
- Организация помощи.
Качественная, всесторонняя и системная педагогическая диагностика позволяет выявить особенности понимания детьми характеристик нравственных качеств личности человека, установить имеющиеся трудности восприятия, потенциальные возможности ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
1.4. Особенности духовно – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте у детей формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. В поведении дошкольников могут проявляться непосредственность, импульсивность, ситуативность. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне раскаивается. В дошкольном возрасте формируются нравственные качества, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. В дошкольном возрасте происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам, развиваются основы чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях детей: достаточно устойчивое и активное проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также опыт практической деятельности. Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Таким образом, дошкольный возраст является наиболее сензитивным в формировании нравственных качеств. Следовательно, формирование нравственных качеств в дошкольном возрасте необходимо осуществлять за счёт обогащения нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Основные направления образовательной работы
Основная направленность Программы – ознакомление дошкольников с нравственными качествами через различные практики:
- общение в детско-взрослых сообществах;
- игровые и речевые практики;
- участие в хозяйственной и трудовой жизни семьи и детской группы;
- практика познания, проявления любознательности, интереса к окружающему миру, общение с природой;
-культурное пространство чтения, рассматривания, создания книги; художественную (изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность);
- опыт посещения и восприятия театральных и музыкальных постановок, спектаклей, концертов, художественных выставок;
- просмотр/прослушивание детских художественных и образовательных передач.
Часть этих практик традиционно используется в педагогическом процессе детского сада, но для того, чтобы это использование не было рутинным, обыденным, а деятельность ребенка. Программа предусматривает возможность свободного выбора ребенком интересного для него дела познавательного, исследовательского, игрового, художественного, практического характера, что позволяет наполнять деятельность и активизировать культурологический и социокультурный потенциал этой деятельности.
Данные практики предполагают использование активным методам: поисковому диалогу, практическому делу, социокультурному тренингу, проектному методу, использование которых способствует обогащению эмоциональной сферы детей, развитию у них активного восприятия окружающего мира, активизации нравственного сознания и волевой сферы дошкольника, формированию созидательной мотивации, коммуникативных навыков, навыков практической деятельности и нравственного поведения.
Интеграция программ в образовательный процесс предполагает использование в дошкольном образовательном учреждении различные формы духовно-нравственного воспитания детей:
- ситуации бытового взаимодействия, культурные практики повседневной жизни;
- самостоятельную игровую, коммуникативную, художественную деятельность детей;
-продуктивным видам деятельности (изготовление аппликаций, изготовление фигурок, конструкций, поделок, рисунков);
-театральная игровая деятельность (драматизация произведений устного народного творчества и проблемных ситуаций);
-творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы; элементы песочной терапии);
-нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с народными традициями и ценностями);
-ООД (в том числе совместные занятия детей и родителей);
-социокультурные праздники и досуговые мероприятия;
-экскурсии и целевые прогулки в сопровождении родителей;
-кружковую работу;
-музейную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
-встречи с интересными людьми — носителями культуры;
-содействие организации внутрисемейной и межсемейной творческой деятельности социокультурного направления.
Системное использование инновационных педагогических технологий позволяет повысить эффективность применения методов, приемов работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников (таблица 2).
Таблица 2
Технология | Содержание технологии |
Игровая технология | Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Целью игровых технологий является решение ряда задач: 1.Дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); 2.Развивающих (формирование умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); 3.Воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма). 4.Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.). |
Технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин) | Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. |
Технология развивающего обучения | Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. |
Инновационная технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» | Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: 1. сотрудничать; 2. слушать и слышать; 3. воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; 4. говорить самому. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. |
«Социо -игровая педагогика» Е.Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. | Образовательная деятельность детей организуется как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Данную технологию используется в организации образовательной деятельности . Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. |
Технология сказкотерапии | Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. |
Технология проектной деятельности | Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). |
Технология О.А. Капитовской, М.Г. Плохотнюк. | Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи (как средства вербального общения) и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. |
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет), родители (законные представители) и педагоги.
Основной формой организации является образовательная деятельность, в структуру которой включены упражнения на развитие социально - нравственных компетентностей ребенка.
Методика проведения активных занятий отвечает современным достижениям психологии, психофизиологии детей дошкольного возраста. Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников согласно социокультурному системному подходу в образовании последовательно развивает пять аспектов качества образования: содержательный, управленческий, коммуникативный, психологический, социокультурный.
ООД проводятся в течение года, 1 раз в неделю (табл. 3)
Таблица 3
Учебный план (носит рекомендательный характер)
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теор. | практ. | ||||
1. | Подготовительный этап (оценка уровня развития детей, консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики) | 2 | 1 | 1 | Анкета для родителей, карта обследования социально-нравственного развития ребенка |
2. | Основной этап (проведение совместных встреч) | 32 | - | 32 | Картотека игр и упражнений |
3. | Заключительный этап (оценка уровня развития детей по результатам развивающей работы, консультирование родителей) | 2 | 1 | 1 | Карта обследования социально-нравственного развития ребенка на конец года |
Итого: | 36 | 2 | 34 |
Занятия проводятся с возрастными и психофизическими возможностями детей, гигиеническими требованиями к максимальному объему к недельной образовательной нагрузке.
На занятии с дошкольниками старшего возраста:
-заложено оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и родителей);
- выстроено с учетом специфичных для данного возраста видов деятельности;
- учитывается возможность индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, находящихся на разном уровне развития, их возрастные особенности;
- обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его переутомления.
Таким образом, структура занятия позволяет реализовать основную образовательную программу в пяти образовательных областях, тем самым способствуя развитию у детей целостного восприятия социокультурной среды и отечественных традиций. Это поможет детям приобрести собственный социокультурный опыт и обеспечить позитивную социализацию в обществе.
Структура занятия
1 часть. Приветствие и игры в кругу (5 мин). Эта часть носит организующий характер и направлена на создание атмосферы группового доверия и принятия, сплочение группы.
2 часть. Настройка на совместную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в тему занятия. Предлагаются игры и этюды на оптимизацию общения, постановка «проблемы» (10 мин)
3 часть. Основная. Формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новые знаний и закрепить имеющийся опыт. Продуктивные виды деятельности. (15 мин.)
4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей. (5 мин)
5 часть. Ритуал «выхода» из занятия.
На каждом занятии педагог решает задачу стимулирования ребенка к достижению результатов, активно используя методы обучения и воспитания, направленные на активизацию социально-нравственного развития ребенка.
Учебно-тематический план
Диагностика и консультирование на подготовительном и заключительном этапах проводятся индивидуально, длительностью до 30 минут.
Режим групповых встреч на основном этапе: 1 час в неделю. Деятельность по реализации Программы включает три последовательных, взаимосвязанных этапа (Таблица 4).
Таблица 4
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теор. | практ | ||||
1. | Подготовительный этап | 6 | 3 | 3 | Материалы для обследования |
1.1 | Анкетирование родителей и педагогов | 1 | 1 | 1 | Анкета |
1.2 | Обследование уровня знаний ребенка | 3 | 1 | 1 | Карта обследования |
1.3 | Оценка уровня знаний детей, консультирование родителей по результатам обследования | 1 | 1 | 1 | Комплектование группы |
2. | Основной этап | 34 | - | 34 | |
2.2 | Проведение групповых встреч | 32 | 0 | 32 | Лист регистрации |
2.3 | Консультации для родителей | 2 | 0 | 2 | Показатели развития детей |
3. | Заключительный этап | 5 | 3 | 2 | |
3.1 | Диагностика развития ребенка | 3 | 2 | 2 | Карта обследования |
3.2 | Консультирование родителей по результатам обследования | 2 | 1 | 1 | Результаты обследования |
Итого: | 45 | 6 | 39 |
2.2. Содержание образовательной работы в рамках реализации Программы
добавить
Таблица 5
№ | Задача | Содержание работы педагога |
1. | Формирование положительного отношения ребенка к себе, уверенности в своих силах, притязание на признание | - создание положительного эмоционального климата, доверительных отношений с ребенком; - развитие у ребенка чувств собственного достоинства; |
2. | Формирование положительного отношения ребенка к окружающим людям | - воспитание уважения и терпимости к другим детям; - обучение уважению чувства собственного достоинства других людей с учетом их интересов, желаний; |
3. | Формирование основ сотрудничества с другими | - помощь в осознании детьми необходимости друг в друге; - обучение умению ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия; |
4. | Развитие социально-нравственной компетентности | -помощь в распознании эмоциональных переживания и состояния окружающих и в адекватном выражении своих; - помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих и выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; - знакомство с нравственными качествами личности. |
5. | Развитие у дошкольников социальных навыков | - помощь в осваивании различных способов разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. |
Основные цели и задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Старший дошкольный возраст (5 – 8 лет)
- Способствовать усвоению морально – нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Учить заботиться о младших, защищать тех, кто слабее.
- Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта.
- Формировать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию своих действий.
- Учить творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций
- Поощрять проявление нравственных качеств личности.
- Формировать умение слушать собеседника, работать в парах и малых подгруппах.
2.2. Содержание образовательной работы в рамках реализации Программы
Эффективность развивающей работы определяется организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, созданием необходимых условий и преемственностью в работе со специалистами ДОО и родителями.
Программа «Шагаем по дороге мудрости» является частью наглядно-методического обеспечения образовательного процесса ДОО. Ее содержание определяется Рабочей программой (комплексным тематическим планированием по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)
Таблица 6
Календарно – тематический план занятий
№ п.п. | Тема занятия | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-8 лет) |
1. | «Бережливость», «Бережем природу» | 1 | 1 |
2. | «Благодарность» «Взаимопомощь» | 1 | 1 |
3. | «Бескорыстие» | 1 | 1 |
4. | «Вежливость» | 1 | 1 |
5. | «Верность» | 1 | 1 |
6. | «Гордость» | 1 | 1 |
7. | «Доброта», «Добросердечие» | 1 | 1 |
8. | «Дружба», «Гостеприимство» | 1 | 1 |
9. | «Жертвенность» | 1 | 1 |
10. | «Заботливость» | 1 | 1 |
11. | «Единство» | 1 | 1 |
12. | «Красота души» | 1 | 1 |
13. | «Любовь» | 1 | 1 |
14. | «Любовь к животным» | 1 | 1 |
15. | «Любовь к маме» | 1 | 1 |
16. | «Любознательность» | 1 | 1 |
17. | «Милосердие» | 1 | 1 |
18. | «Мудрость», «Ум» | 1 | 1 |
19. | «Нежность» | 1 | 1 |
20. | «Ответственность» | 1 | 1 |
21. | «Отзывчивость», «Чуткость» | 1 | 1 |
22. | «Поиски прекрасного» | 1 | 1 |
23. | «Правдивость» | 1 | 1 |
24. | «Скромность» | 1 | 1 |
25. | «Служение людям» | 1 | 1 |
26. | «Сострадание» | 1 | 1 |
27. | «Стремление к свету» «Стремление к совершенству» | 1 | 1 |
28. | «Судьба» | 1 | 1 |
29. | «Счастье» | 1 | 1 |
30. | «Трудолюбие», «Мастерство» | 1 | 1 |
31. | «Уважение» | 1 | 1 |
32. | «Умение видеть хорошее» | 1 | 1 |
33. | «Умение прощать» | 1 | 1 |
34. | «Храбрость» | 1 | 1 |
35. | «Щедрость» | 1 | 1 |
36. | «Умение сотрудничать», | 1 | 1 |
Комплексное тематическое планирование предполагает концентричность расположения и цикличность повторения материала в каждой возрастной группе, что позволяет проводить работу по ознакомлению с нравственными качествами личности в системе, постепенно усложняя задания на каждом году обучения.
Таблица 7
Форма проведения | Старшего дошкольного возраста (5-6 лет) | Старшего дошкольного возраста (6-7 лет) | ||
Кол-во в нед./ год | Длительность занят./нед | Кол-во в нед./ год | Длительность занят./нед | |
Фронтальная | 1/36 | 25/25 | 1/36 | 30/30 |
Подгрупповая | 1/36 | 25/20 | 1/36 | 30/30 |
Индивидуальная | 1/36 | 20/20 | 1/36 | 20/20 |
Итого: | 3/108 | 1ч.05м. | 3/108 | 1ч.20 мин. |
2.3. Интеграция образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Эффективное решение образовательных задач происходит в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход, что позволяет соединять знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько развивающих задач. Ознакомление дошкольников с нравственными качествами осуществляется не только в процессе специфических занятий ОО «Социально – коммуникативное развитие», но и при организации деятельности по образовательным областям: «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Педагогу следует постоянно ставить перед детьми проблемные ситуации, задавать поисковые вопросы, требуя развернутого вербального ответа и обеспечивая их оптимальную речевую и познавательную активность как во время ООД, так и в совместной деятельности в режиме дня. (Приложение)
2.4. Взаимодействие взрослых с детьми
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики ДОО, от собственного опыта и творческого подхода. Программа реализуется в рамках ООД, осуществляемой профильными специалистами воспитателем, в совместной деятельности в режиме дня через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную и предполагает тесное взаимодействие педагога и детей на позициях партнеров (социоигровые технологии).
2.4.1. Формы и методы образовательной работы с детьми
Средствами реализации Программы являются развивающие занятия комплексного характера, которые проводятся в разных формах (подгрупповой и фронтальной).
При проектировании ООД используются различные методы и приемы:
1. «Минутки общения» - коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями.
2. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов и т.д. Создают ощущения общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.
3. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.
4. Практические: упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники), упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, арт-педагогические техники.
5. Игровой метод - различные виды игр: интерактивные, ритмические, коммуникативные, ситуативно-ролевые, творческие, игры-инсценировки, игры-дискуссии.
6. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения.
Структура занятия предполагает комплексность его построения
1 часть. Приветствие и игры в кругу (5 мин). Эта часть носит организующий характер и направлена на создание атмосферы группового доверия и принятия, сплочение группы.
2 часть. Настройка на совместную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в тему занятия. Предлагаются игры и этюды на оптимизацию общения, постановка «проблемы» (10 мин)
3 часть. Основная. Формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новые знаний и закрепить имеющийся опыт. Продуктивные виды деятельности. (15 мин.)
4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей. (5 мин)
5 часть. Ритуал «выхода» из занятия.
На каждой встрече педагог решает задачу его стимулирования к достижению результатов, активно используя методы обучения и воспитания, направленные на активизацию компонентов социально-нравственного развития ребенка. Этому способствует применение педагогических технологий (табл.7)
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют ДОО на взаимодействие с родителями с целью создания условий для полноценного развития воспитанников.
В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся старшего дошкольного возраста решаются следующие содержательные задачи:
- изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой дошкольным образовательным учреждением модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции;
- включение родителей в процесс совместной реализации программы «Шагаем по дороге мудрости»;
-повышение педагогической культуры родителей и создание единого ценностно-смыслового контекста воспитательного взаимодействия посредством реализации программы «Шагаем по дороге мудрости»;
- организация межсемейного социокультурного взаимодействия в формате семейного клуба «Доверие».
Сотрудничество с родителями осуществляется в разных формах разнообразными методами и приемами:
- Анкетирование - проводится с целью изучения мнения родителей и педагогов об особенностях социально - нравственного развития детей старшего дошкольного возраста и изучения мнения о проведенной работе на заключительном этапе.
- Индивидуальные формы (беседы, практические советы и рекомендации, еженедельные творческие задания). Индивидуальное консультирование родителей проводится на основании результатов диагностики по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития. Предоставляются рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Обсуждаются вопросы организации и проведения индивидуальной работы с ребенком. Родителей знакомят с практическими развивающими играми и упражнениями для проведения совместной работы и выполнения творческих заданий.
- Групповые формы (заседания родительского клуба «Доверие», мастер–класс, семинар–практикум, педагогическая дискуссия, тематическая консультация, игротренинг), родительские собрания, открытые занятия для родителей, народные и обрядовые праздники);
- Наглядная пропаганда. Использование ИКТ, размещение информации на сайте ДОО.
Критериями готовности родителей к решению задач духовно – нравственного воспитания, в т.ч. ознакомление дошкольников с моральными чертами личности, являются:
- Педагогическая грамотность родителей,
- Активность участия их в воспитательном процессе,
- Ценностное отношение к ребенку.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для эффективной реализации Программы необходимы:
- Квалифицированные специалисты: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель – дефектолог.
- Методическая литература по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, разработки, диагностические методики и пособия к ним.
- Технические средства (музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, мультимедиа проектор, экран).
- Просторное помещение.
- Игрушки и игровое оборудование для дидактических игр, драматизаций, инсценировок.
- Изобразительные средства.
- Музейное пространство.
Методическое обеспечение Программы включает перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями, рекомендации для родителей в виде картотеки игр для всех возрастных групп.
3.5. Выводы по реализации Программы
Анализ результативности развивающей работы по реализации методической разработки «Шагаем по дороге мудрости» осуществлялся с повторным использованием всех методик подготовительного этапа, оценка ее эффективности – путем сравнения результатов с данными заключительного этапа.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что:
1. Использование элементов социо–игровых технологий становится перспективным средством в системе работы по духовно - нравственному развитию старшего дошкольника.
2. Реализация задач, поставленных в программе «Шагаем по дороге мудрости», обеспечивается благодаря комплексному психолого–педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса.
В результате реализации Программы повысится качество образовательного процесса в области духовно – нравственного развития старших дошкольников, что приведет к обогащению их внутреннего мира.
Таким образом, можно сказать, что применение игровых технологий в образовательном процессе детей является целесообразным и эффективным. Именно это направление деятельности считается доминирующим, так как данный метод строится на использовании практических ситуаций, в которых воспитанникам хочется доверять, налаживать отношения, отрабатывать правила поведения в социуме, знакомиться с нравственными качествами личности. Указанное направление работы является одним из составляющих для ДОУ в условиях внедрения программы «Социокультурные истоки» в контексте психолого–педагогического сопровождения дошкольников, что соответствует государственным приоритетам системы образования.
3.6. Перечень нормативных документов
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 75, п.п. 1, 3);
2. Приказ Минобразования РФ от 17. 10.2013 №1155 "Об утверждении ФГОС ДО" (глава II, п. 2.1, п. 2.3); 3. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
5. Письмо Минобразования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
6. «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» (Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 г. № 91-рп)
3.7. Программное обеспечение
1 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС № 4 «Сказка»
2. Программа духовно-нравственного «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин
3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
3.8. Перечень литературных источников
1. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка
5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 - 2010.
2. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
3. Козлова, С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. - М., 2000.
4. Лопатина А.А «Начала мудрости. 50 уроков о добрых чувствах для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М: Амрита – Русь, 2005г.
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
6. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
7. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
8. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2000.
9. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы. // Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.
10. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.
11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр Академия, 1996. – 336 с.
12. Федерально - государственные требования к системе воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении
13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Занятия по декоративно-прикладному искусству входят в разные программы дошкольного образования. Эта презентация может помочь тем, кто хочет,допустим, комплексно охватить данную тематику....
Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Данную работу я готовила на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области.
презентация проекта для детей старшего возраста...
Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...
«Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
IX муниципальные Рождественские Педагогические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...
Презентация «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культурой»
Духовно-нравственное воспитание...
Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...