«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
рабочая программа

Юлия Константиновна Ковальчук

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора Кузьмина И.А., представленного в программе «Социокультурные истоки» и авторской программы «Шагаем по дороге мудрости».  Данная интеграция направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе традиционной культуры  и решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный, непрерывный процесс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shagaem_po_doroge_mudrosti.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №4 «СКАЗКА»

Согласована

на педагогическом совете №1

протокол №1 от 01.09.2016г.

   УТВЕРЖДАЮ

   Заведующий  МАДОУ г. Нижневартовска

   ДС №4 «Сказка»

   _______________  Н.В. Беляева

   приказ №353 от 01.09.2016г.

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ»

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Срок реализации – 2 года

Возраст – 5-8 лет

Разработчик:

Ковальчук Юлия Константиновна,

педагог - психолог первой квалификационной категории

 

Нижневартовск - 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

  1. Цели и задачи Программы

4

1.1.2. Принципы разработки и реализации Программы

6

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

7

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

8

1.4.

Особенности духовно – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

9

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.1.

Основные направления образовательной работы

11

2.2.

Содержание образовательной работы в рамках реализации Программы

16

2.3.

 Интеграция образовательной области «Социальное развитие»

17

2.4.

Взаимодействие взрослых с детьми

18

2.4.1. Формы и методы образовательной работы с детьми

18

2.5.

Взаимодействие с семьями воспитанников

20

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

21

3.1.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

21

3.2.

Выводы по реализации Программы

21

3.3.

Перечень нормативных документов

22

3.4.

Программное обеспечение

23

3.5.

Перечень литературных источников

23

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

           На современном этапе особенно остро стоит задача совершенствования системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации, предполагающие максимальный учет психологических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка. Воспитание будущего гражданина обозначено «Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основе ежегодных посланий Президента В.В. Путина собранию Российской Федерации: «нам нужны школы, которые не просто учат, ….  Но и школы, которые воспитывают личность.  Граждан страны – впитывающих ее ценности, историю и традиции».

Концепция развития системы образования ХМАО – Югры до 2020 года и долгосрочная целевая Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020гг.» ориентируют ДОО на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, развитие индивидуальных способностей воспитанников, выравнивание их стартовых возможностей для дальнейшей социализации.

         Духовно - нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности и социализации ребенка. В дошкольном возрасте происходит активное освоение моральных ценностей и нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности и его социокультурный опыт, в виде чувств, отношений, знаний, умений.

        Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. На сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов и средств знакомства дошкольников с нравственными качествами личности через интеграцию различных образовательных областей, обозначенных  в  основной общеобразовательной программе ДОУ. Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора Кузьмина И.А., представленного в программе «Социокультурные истоки» и авторской программы «Шагаем по дороге мудрости».  Данная интеграция направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе традиционной культуры  и решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный, непрерывный процесс. Она основывается на общности психических процессов, таких как развитие образных представлений, образного мышления, эмоционально-положительного отношения к действительности, развития памяти и внимания, позволяет создать модель организации педагогического процесс, в котором ребенок постигает базовые категории с различных точек зрения. Психологическими основами интеграции являются психические процессы, включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Содержание Программы «Шагаем по дороге мудрости» направлено на познавательный компонент, который предполагает освоение определенного круга знаний по окружающей действительности в рамках лексической темы, формирование системы представлений, обобщенных образов. Усвоение знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте вырабатывает у воспитанников «социальный иммунитет», позволяющий защитить их от негативных воздействий внешней среды.

           Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для решения задач духовно – нравственного воспитания. Для их решения в условиях реализации ФГОС ДОО необходимо оптимизировать образовательный процесс через использование адаптированных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, актуальных особым образовательным потребностям, адекватных возможностям наших воспитанников.

        Интеграция в различных образовательных областях видов деятельности по ознакомлению дошкольников с нравственными качествами личности составляет актуальность Программы.

  1. Цели и задачи Программы

 Целью Программы является создание оптимальных психолого – педагогических условий для формирования основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций старших дошкольников при эффективном использовании возможностей единого образовательного пространства ДОО, инновационных педагогических технологий и партнерских взаимоотношений с родителями. 

        Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:

 -  знакомить с основными нравственными понятиями в доступной для ребенка форме;

 - раскрывать духовную и нравственную одаренность ребенка, его способностей и склонности к восприятию народной мудрости;

-формировать гражданское самосознание, доброжелательное отношение к окружающему миру и людям через использование вариативности форм организованной образовательной деятельности (ООД), многообразия педагогических приемов, инновационных развивающих технологий, полноты содержания и интеграции образовательных областей;

-приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- актуализировать и адаптировать содержание предметно  пространственной развивающей среды  (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и  социокультурной направленности;

-содействовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) и их удовлетворенности качеством образовательных услуг;

-повышать компетентность педагогов в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности.

Методологические положения Программы:       

        Методологическую основу процесса духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном учреждении составляют такие научные подходы, как: онтологический, антропологический, аксиологический, культурологический, социокультурный, личностно-деятельностный, возрастной.  Они позволяют опираться на сущностные характеристики процесса духовно-нравственного воспитания, минимизируют риски его формального, поверхностного, фрагментарного осуществления, дают возможность реализации интегрирующей функции духовно-нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе детского сада:

        Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры;

•         Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, специалистов и воспитателей;

•        В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера;

•        Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

          Программа по формированию основ духовно-нравственного развития через ознакомление с нравственными качествами у дошкольников 5 – 8 лет «Шагаем по дороге мудрости» разработана с учетом требований ФГОС ДО, технологий личностно–ориентированного образования, социо – игровых технологий и представляет собой целостную систему психолого-педагогических приемов по ознакомлению дошкольников с нравственными чертами личности.  

Программа реализуется в течение двух лет пребывания ребенка в ДОО (старший дошкольный возраст) на материале лексических тем, входящих в зону ближайшего окружения ребенка, путем последовательного, целенаправленного включения игр и упражнений и творческих заданий в разные формы работы и виды детской деятельности.

  1. Принципы разработки и реализации Программы

В качестве теоретических основ содержания и организации образовательного процесса по формированию основ духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста послужили исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

      Образовательная работа в рамках Программы строится на основных принципах духовно-нравственного воспитания дошкольников:

-  духовный ориентир – построение жизни и поступков на нравственных основах, уклонение от зла и выбор добра;

 - гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;

- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;

 - культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями; государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Также учитываются педагогические принципы:

  • Принцип целенаправленности, систематичности и последовательности работы;
  • Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания;
  • Принцип учета актуальных и потенциальных возможностей ребенка при передаче ему опыта;
  • Принцип признание уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности;
  • Принцип тесного плодотворного сотрудничества взрослого и ребенка;

Также учтены принципы ФГОС ДО:

  •   Сохранение уникальности и самоценности детства;
  •   Позитивная социализация ребенка;
  •   Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия

взрослых и детей;

  • Поддержка детской инициативы и формирования интересов каждого ребенка;
  • Интеграция усилий педагогов и семей воспитанников;
  • Конкретность и доступность предлагаемого материала, соответствие требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей и постепенность подачи материала;

1.2.Планируемые результаты освоения Программы

       Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:

у детей повысятся показатели социально–личностного развития и уровень знаний о нравственных качеств личности человека, что найдет свое отражение в целевых ориентирах на этапе завершения ДО:

•        ребенок будет адекватно и грамотно оценивать свои поступки и поступки сверстников; сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения.

•        ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; у него сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности;

         •        ребенок будет обладать развитым воображением, которое     реализуется в разных видах деятельности;

у родителей (законных представителей) повысится психолого-педагогическая  грамотность и компетентности в области взаимодействия с ребенком в процессе выполнения творческих заданий;

у педагогов повысится компетентность в области формирования у старших дошкольников знаний о нравственных качествах личности.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 

Особенности обследования уровня духовно - нравственного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер обследования, в которой наблюдение будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка. Методика Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально–нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников», Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой), социометрические методики «Секрет», «Подари открытку», «День рождения».

Оценка эффективности развития ребенка по данному направлению программы проводится два раза в год (начальная, контрольная). Критерием эффективности будет служить положительная динамика.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Таблица 1

Этапы

Критерии оценки

Качественные

Количественные

Подготовительный

Результаты диагностики и анкетирования всех участников образовательного процесса

Материалы диагностики,  

Анкеты родителей, педагогов

Основной

Фотоматериалы,  презентации, картотеки игр.

Табеля посещений, листы регистрации индивидуальных обращений педагогов, родителей

Заключительный

Сравнительные результаты диагностики обучающихся, анкетирования родителей.

Материалы повторной

диагностики обучающихся, анкеты родителей, педагогов.

       

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка при обследовании:

  • Особенности контакта ребенка;
  • Эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • Реакция на одобрение;
  • Реакция на неудачи;
  • Эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • Эмоциональная подвижность;
  • Реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • Наличие и стойкость интереса к заданию;
  • Понимание инструкции;
  • Самостоятельность выполнения задания;
  • Характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • Темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • Работоспособность;
  • Организация помощи.

Качественная, всесторонняя и системная педагогическая диагностика позволяет выявить особенности понимания детьми характеристик нравственных качеств личности человека, установить имеющиеся трудности восприятия, потенциальные возможности ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

1.4. Особенности духовно – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 

        В дошкольном возрасте у детей формируется самосознание, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, появляется самооценка, на основе первоначальной эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. В поведении дошкольников могут проявляться непосредственность, импульсивность, ситуативность. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне раскаивается. В дошкольном возрасте формируются нравственные качества, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. В дошкольном возрасте происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам, развиваются основы чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях детей: достаточно устойчивое и активное проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь.            Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также опыт практической деятельности. Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

        Таким образом, дошкольный возраст является наиболее сензитивным в формировании нравственных качеств. Следовательно, формирование нравственных качеств в дошкольном возрасте необходимо осуществлять за счёт обогащения нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные направления образовательной работы

Основная направленность Программы – ознакомление дошкольников с нравственными качествами через различные практики: 

 -  общение в детско-взрослых сообществах;  

 - игровые и речевые практики;

 - участие в хозяйственной и трудовой жизни семьи и детской группы;

 - практика  познания, проявления любознательности, интереса к окружающему миру, общение с природой;

 -культурное пространство чтения, рассматривания, создания книги; художественную (изобразительную, музыкальную, театрализованную деятельность);

 - опыт посещения и восприятия театральных и музыкальных постановок, спектаклей, концертов, художественных выставок;

- просмотр/прослушивание детских художественных и образовательных передач.  
Часть этих практик традиционно используется в педагогическом процессе детского сада, но для того, чтобы это использование не было рутинным, обыденным, а деятельность ребенка.  Программа предусматривает возможность свободного выбора ребенком интересного для него дела познавательного, исследовательского, игрового, художественного, практического характера, что позволяет наполнять деятельность и  активизировать культурологический и социокультурный потенциал этой деятельности. 

Данные практики предполагают использование активным методам: поисковому диалогу, практическому делу, социокультурному тренингу, проектному методу, использование которых способствует обогащению эмоциональной сферы детей, развитию у них активного восприятия окружающего мира, активизации нравственного сознания и волевой сферы дошкольника, формированию созидательной мотивации, коммуникативных навыков, навыков практической деятельности и нравственного поведения. 
Интеграция программ в образовательный процесс предполагает использование в дошкольном образовательном учреждении различные формы духовно-нравственного воспитания детей: 

 - ситуации бытового взаимодействия, культурные практики повседневной жизни;
 - самостоятельную игровую, коммуникативную, художественную деятельность детей; 

-продуктивным видам деятельности (изготовление аппликаций,  изготовление фигурок, конструкций, поделок, рисунков);

 -театральная игровая деятельность (драматизация произведений устного народного творчества и проблемных ситуаций);

-творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы; элементы песочной терапии);

-нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с народными традициями и ценностями);

 -ООД (в том числе совместные занятия детей и родителей); 
 -социокультурные праздники и досуговые мероприятия; 
 -экскурсии и целевые прогулки в сопровождении родителей; 
 -кружковую работу; 

 -музейную деятельность дошкольного образовательного учреждения; 
 -встречи с интересными людьми — носителями культуры; 
 -содействие организации внутрисемейной и межсемейной творческой деятельности социокультурного направления.

      Системное использование инновационных педагогических технологий позволяет повысить эффективность применения методов, приемов работы по духовно – нравственному воспитанию старших дошкольников (таблица 2).

Таблица 2

Технология

Содержание технологии

Игровая технология

Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.  Целью игровых технологий является решение ряда задач:

1.Дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

2.Развивающих (формирование умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

3.Воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма).

4.Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Технология проблемного обучения 

(И. Я. Лернер,

Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов,

М. Н. Скаткин)

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Технология развивающего обучения

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития — большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Инновационная технология О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников  в игре»

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей - важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

    К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

1.        сотрудничать;

2.        слушать и слышать;

3.        воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

4.        говорить самому.

Коммуникативное развитие  детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

«Социо -игровая педагогика»

Е.Е. Шулешко,  

А. П.  Ершова,  

В. М. Букатов.

Образовательная  деятельность детей  организуется как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая»)  Данную технологию  используется  в организации образовательной деятельности . Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Технология сказкотерапии

Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии. Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности. Сказка соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации. Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Технология проектной деятельности

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Технология  

О.А. Капитовской, М.Г. Плохотнюк.

Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи (как средства вербального общения) и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей  возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

      Участники программы: дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет), родители (законные представители) и педагоги.

 Основной формой организации является  образовательная деятельность, в структуру которой включены упражнения на развитие социально - нравственных компетентностей ребенка.

Методика проведения активных занятий отвечает современным достижениям психологии, психофизиологии детей дошкольного возраста. Система проведения активных форм образовательной деятельности дошкольников согласно социокультурному системному подходу в образовании последовательно развивает пять аспектов качества образования: содержательный, управленческий, коммуникативный, психологический, социокультурный.

    ООД проводятся в течение года, 1 раз в неделю (табл. 3)

Таблица 3

Учебный план (носит рекомендательный характер)

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теор.

практ.

1.

Подготовительный этап (оценка уровня развития детей, консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики)

2

1

1

Анкета для родителей, карта обследования социально-нравственного развития ребенка

2.

Основной этап (проведение совместных встреч)

32

-

32

Картотека игр и упражнений

3.

Заключительный этап (оценка уровня развития детей по результатам развивающей работы, консультирование родителей)

2

1

1

Карта обследования социально-нравственного развития ребенка на конец года

Итого:

36

2

34

       

Занятия проводятся с возрастными и психофизическими возможностями детей, гигиеническими требованиями к максимальному объему к недельной образовательной нагрузке.

На занятии с дошкольниками старшего возраста:

-заложено оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и родителей);

- выстроено с учетом специфичных для данного возраста видов деятельности;

- учитывается возможность индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей, находящихся на разном уровне развития, их возрастные особенности;

- обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его переутомления.

Таким образом, структура  занятия позволяет реализовать основную образовательную программу в пяти образовательных областях, тем самым способствуя развитию у детей целостного восприятия социокультурной среды и отечественных традиций. Это поможет детям приобрести собственный социокультурный опыт и обеспечить позитивную социализацию в обществе.

Структура занятия

 1 часть.  Приветствие и игры в кругу (5 мин).  Эта часть носит организующий характер и направлена на создание атмосферы группового доверия и принятия, сплочение группы.

2 часть. Настройка на совместную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в тему занятия. Предлагаются игры и этюды на оптимизацию общения, постановка «проблемы» (10 мин)

3 часть. Основная. Формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новые знаний и закрепить имеющийся опыт. Продуктивные виды деятельности. (15 мин.)

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей. (5 мин)

5 часть.  Ритуал «выхода» из занятия.

На каждом занятии педагог решает задачу стимулирования ребенка к достижению результатов, активно используя методы обучения и воспитания, направленные на активизацию социально-нравственного развития ребенка.

Учебно-тематический план

Диагностика и консультирование на подготовительном и заключительном этапах проводятся индивидуально, длительностью до 30 минут.

Режим групповых встреч на основном этапе: 1 час в неделю. Деятельность по реализации Программы включает три  последовательных, взаимосвязанных этапа (Таблица 4).

Таблица 4

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теор.

практ

1.

Подготовительный этап

6

3

3

Материалы для обследования

1.1

Анкетирование родителей и педагогов

1

1

1

Анкета

1.2

Обследование уровня знаний ребенка

3

1

1

Карта обследования

1.3

Оценка уровня знаний детей, консультирование родителей по результатам обследования

1

1

1

Комплектование группы

2.

Основной этап

34

-

34

2.2

Проведение  групповых встреч

32

0

32

Лист регистрации

2.3

Консультации для родителей

2

0

2

Показатели развития детей

3.

Заключительный этап

5

3

2

3.1

Диагностика развития ребенка

3

2

2

Карта обследования

  3.2

Консультирование родителей по результатам обследования

2

1

1

Результаты обследования

Итого:

45

6

39

2.2. Содержание образовательной работы в рамках реализации Программы

добавить

Таблица 5

Задача

Содержание работы педагога

1.

Формирование положительного отношения ребенка к себе, уверенности в своих силах, притязание на признание

 - создание положительного эмоционального климата, доверительных отношений с ребенком;

 - развитие у ребенка чувств собственного достоинства;

2.

Формирование положительного отношения ребенка к окружающим людям

 - воспитание уважения и терпимости к другим детям;

 - обучение уважению чувства собственного достоинства других людей с учетом их интересов, желаний;

3.

Формирование основ сотрудничества с другими

 - помощь в осознании детьми необходимости друг в друге;

 - обучение умению ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия;

4.

Развитие социально-нравственной компетентности

  -помощь в распознании эмоциональных переживания и состояния окружающих и в адекватном выражении своих;

- помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих и выражать свои эмоциональные ощущения и переживания;

 - знакомство с нравственными качествами личности.

5.

Развитие у дошкольников социальных навыков

 - помощь в осваивании различных способов разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

   

Основные цели и задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

Старший дошкольный возраст (5 – 8 лет)

  1. Способствовать усвоению морально – нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
  2. Учить заботиться о младших, защищать тех, кто слабее.
  3. Создавать условия для развития социального и эмоционального интеллекта.
  4. Формировать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  5. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию своих действий.
  6. Учить творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций
  7. Поощрять проявление нравственных качеств личности.
  8. Формировать умение слушать собеседника, работать в парах и малых подгруппах.

2.2. Содержание образовательной работы в рамках реализации Программы

Эффективность развивающей работы определяется организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, созданием необходимых условий и преемственностью в работе со специалистами ДОО и родителями.

Программа «Шагаем по дороге мудрости» является частью наглядно-методического обеспечения образовательного процесса ДОО. Ее содержание определяется Рабочей программой (комплексным тематическим планированием по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)

Таблица 6

Календарно – тематический план занятий

№ п.п.

Тема занятия

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (6-8 лет)

1.

«Бережливость», «Бережем природу»

1

1

2.

«Благодарность» «Взаимопомощь»

1

1

3.

«Бескорыстие»

1

1

4.

«Вежливость»

1

1

5.

«Верность»

1

1

6.

«Гордость»

1

1

7.

«Доброта», «Добросердечие»

1

1

8.

«Дружба», «Гостеприимство»

1

1

9.

«Жертвенность»

1

1

10.

«Заботливость»

1

1

11.

«Единство»

1

1

12.

«Красота души»

1

1

13.

«Любовь»

1

1

14.

«Любовь к животным»

1

1

15.

«Любовь к маме»

1

1

16.

«Любознательность»

1

1

17.

«Милосердие»

1

1

18.

«Мудрость», «Ум»

1

1

19.

«Нежность»

1

1

20.

«Ответственность»

1

1

21.

«Отзывчивость», «Чуткость»

1

1

22.

«Поиски прекрасного»

1

1

23.

«Правдивость»

1

1

24.

«Скромность»

1

1

25.

«Служение людям»

1

1

26.

«Сострадание»

1

1

27.

«Стремление к свету» «Стремление к совершенству»

1

1

28.

«Судьба»

1

1

29.

«Счастье»

1

1

30.

«Трудолюбие», «Мастерство»

1

1

31.

«Уважение»

1

1

32.

«Умение видеть хорошее»

1

1

33.

«Умение прощать»

1

1

34.

«Храбрость»

1

1

35.

«Щедрость»

1

1

36.

«Умение сотрудничать»,

1

1

Комплексное тематическое планирование предполагает концентричность расположения и цикличность повторения материала в каждой возрастной группе, что позволяет проводить работу по ознакомлению с нравственными качествами личности в системе, постепенно усложняя задания на каждом году обучения.  

                                                                                                                        Таблица 7

Форма проведения

Старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Кол-во в нед./ год

Длительность занят./нед

Кол-во в нед./ год

Длительность занят./нед

Фронтальная

1/36

25/25

1/36

30/30

Подгрупповая

1/36

25/20

1/36

30/30

Индивидуальная

1/36

20/20

1/36

20/20

Итого:

3/108

1ч.05м.

3/108

1ч.20 мин.

2.3. Интеграция образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Эффективное решение образовательных задач происходит в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход, что позволяет соединять знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько развивающих задач. Ознакомление дошкольников с нравственными качествами осуществляется не только в процессе специфических занятий ОО «Социально – коммуникативное развитие», но и при организации деятельности по  образовательным областям: «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Педагогу следует постоянно ставить перед детьми проблемные ситуации, задавать поисковые вопросы, требуя развернутого вербального ответа и обеспечивая их оптимальную речевую и познавательную активность как во время ООД, так и в совместной деятельности в режиме дня.  (Приложение)

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики ДОО, от собственного опыта и творческого подхода. Программа реализуется в рамках ООД, осуществляемой профильными специалистами воспитателем, в совместной деятельности в режиме дня через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную и предполагает тесное взаимодействие педагога и детей на позициях партнеров (социоигровые технологии).

2.4.1. Формы и методы образовательной работы с детьми

Средствами реализации Программы являются развивающие занятия комплексного характера, которые проводятся в разных формах (подгрупповой и фронтальной).  

При проектировании ООД используются различные методы и приемы:

1. «Минутки общения» -  коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями.

 2. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов и т.д. Создают ощущения общности в группе, безопасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций.

3. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях.

4. Практические: упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники), упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, арт-педагогические техники.  

5. Игровой метод - различные виды игр: интерактивные, ритмические, коммуникативные, ситуативно-ролевые, творческие, игры-инсценировки, игры-дискуссии.  

 6. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. 

    Структура занятия предполагает комплексность его построения

1 часть.  Приветствие и игры в кругу (5 мин).  Эта часть носит организующий характер и направлена на создание атмосферы группового доверия и принятия, сплочение группы.

2 часть. Настройка на совместную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в тему занятия. Предлагаются игры и этюды на оптимизацию общения, постановка «проблемы» (10 мин)

3 часть. Основная. Формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новые знаний и закрепить имеющийся опыт. Продуктивные виды деятельности. (15 мин.)

4 часть. Заключительная. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей. (5 мин)

5 часть.  Ритуал «выхода» из занятия.

На каждой встрече педагог решает задачу его стимулирования к достижению результатов, активно используя методы обучения и воспитания, направленные на активизацию компонентов социально-нравственного развития ребенка.  Этому способствует применение   педагогических технологий (табл.7)

 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников

        ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют ДОО на взаимодействие с родителями с целью создания условий для полноценного развития воспитанников.

В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся старшего дошкольного возраста решаются следующие содержательные задачи: 

- изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой дошкольным образовательным учреждением модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции; 
- включение родителей в процесс совместной реализации программы «Шагаем по дороге мудрости»;

-повышение педагогической культуры родителей и создание единого ценностно-смыслового контекста воспитательного взаимодействия посредством реализации программы «Шагаем по дороге мудрости»; 

- организация межсемейного социокультурного взаимодействия в формате семейного клуба «Доверие».

Сотрудничество с родителями осуществляется в разных формах разнообразными методами и приемами:

 - Анкетирование - проводится с целью изучения мнения родителей и педагогов об особенностях социально - нравственного развития детей старшего дошкольного возраста и изучения мнения о проведенной работе на заключительном этапе.

 - Индивидуальные формы (беседы, практические советы и рекомендации, еженедельные творческие задания).  Индивидуальное консультирование родителей  проводится на основании результатов диагностики по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития. Предоставляются рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Обсуждаются вопросы организации и проведения индивидуальной работы с ребенком. Родителей знакомят с практическими развивающими играми и упражнениями для проведения совместной работы и выполнения творческих заданий.

 - Групповые формы (заседания родительского клуба «Доверие», мастер–класс, семинар–практикум, педагогическая дискуссия, тематическая консультация, игротренинг), родительские собрания, открытые занятия для родителей, народные и обрядовые праздники);

- Наглядная пропаганда. Использование ИКТ, размещение информации на сайте ДОО.

Критериями готовности родителей к решению задач духовно – нравственного воспитания, в т.ч. ознакомление дошкольников с моральными чертами личности, являются:

  • Педагогическая грамотность родителей,
  • Активность участия их в воспитательном процессе,
  • Ценностное отношение к ребенку.

   

III. Организационный раздел Программы

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для эффективной реализации Программы необходимы:

  • Квалифицированные специалисты: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед,   музыкальный руководитель, инструктор по физо, учитель – дефектолог.
  • Методическая литература по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста, разработки, диагностические методики и пособия к ним.
  • Технические средства (музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, мультимедиа проектор, экран).
  • Просторное помещение.
  • Игрушки и игровое оборудование для дидактических игр, драматизаций, инсценировок.
  • Изобразительные средства.
  • Музейное пространство.

Методическое обеспечение Программы включает перспективные и календарные планы, планы взаимоработы с воспитателями, рекомендации для родителей в виде картотеки игр для всех возрастных групп.

3.5. Выводы по реализации Программы

        Анализ результативности развивающей работы по реализации методической разработки «Шагаем по дороге мудрости» осуществлялся с повторным использованием всех методик подготовительного этапа, оценка ее эффективности – путем сравнения результатов с данными заключительного этапа.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что:

1. Использование элементов социо–игровых технологий становится перспективным средством в системе работы по духовно - нравственному развитию старшего дошкольника.  

2. Реализация задач, поставленных в программе «Шагаем по дороге мудрости», обеспечивается благодаря комплексному психолого–педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса.

В результате реализации Программы повысится качество образовательного процесса в области духовно – нравственного развития старших дошкольников, что приведет к обогащению их внутреннего мира.

Таким образом, можно сказать, что применение игровых технологий в образовательном процессе детей является целесообразным и эффективным. Именно это направление деятельности считается доминирующим, так как данный метод строится на использовании практических ситуаций, в которых воспитанникам хочется доверять, налаживать отношения, отрабатывать правила поведения в социуме, знакомиться с нравственными качествами личности. Указанное направление работы является одним из составляющих для ДОУ в условиях внедрения программы «Социокультурные истоки» в контексте психолого–педагогического сопровождения дошкольников, что соответствует государственным приоритетам системы образования.

3.6. Перечень нормативных документов

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 75, п.п. 1, 3);

2. Приказ Минобразования РФ от 17. 10.2013 №1155 "Об утверждении ФГОС ДО" (глава II, п. 2.1, п. 2.3); 3. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

5. Письмо Минобразования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

 6. «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» (Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 г. № 91-рп)

3.7. Программное обеспечение

1 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС № 4 «Сказка»

2. Программа духовно-нравственного «Социокультурные истоки» И.А.Кузьмин, А.В.Камкин

 3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

3.8. Перечень литературных источников

1.        Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка

5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 - 2010.

2. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.

3. Козлова, С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. - М., 2000.

4. Лопатина А.А «Начала мудрости. 50 уроков о добрых чувствах для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» - М: Амрита – Русь, 2005г.

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

6. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

7. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

8. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2000.

9. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы. // Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988.

10. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.

11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр Академия, 1996. – 336 с.

12. Федерально - государственные требования к системе воспитательно - образовательной работы в дошкольном учреждении

13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"

Занятия по декоративно-прикладному искусству входят в разные программы дошкольного образования. Эта презентация может помочь тем, кто хочет,допустим, комплексно охватить данную тематику....

Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"

Данную работу я готовила  на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

«Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»

IX муниципальные Рождественские Педагогические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...