Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
материал на тему

Григорьева Татьяна Юрьевна

Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеОписание: C:\Users\Жемчуженка\Desktop\Логотип МБДОУ ЦРР.jpg

детский сад № 28 «Жемчужинка»

муниципального образования г. Саяногорск

655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11

 «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

Авторы

Григорьева Т.Ю. – музыкальный руководитель

1 к.к

Шихалеева О.А.  - музыкальный руководитель

1 к.к

г. Саяногорск 2018 г.

Проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с национальной культурой коренного населения. Через народные обычаи, традиции, фольклор дети начинают усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этические понятия.

Внедряя национально-региональный компонент в образовательный процесс, опираемся на авторскую программу Л.В. Асочакова, В.Д. Климова, Н.В. Колмакова «Хакасия – земля родная». Эта программа направлена на ознакомление дошкольников с культурой хакасов, природой Хакасии в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Дети, обучающиеся по данной программе, получают знания и впечатления на ином качественном уровне и в дальнейшем легко и с интересом учатся в школе.

Поставив цель ознакомления детей с Хакасией с учетом национально-регионального компонента, определили следующие задачи:

  1. Создавать условия для ознакомления детей с фольклором хакасского народа (сказками, песнями, загадками, играми, легендами);
  2. Создавать условия  для развития  интереса ребёнка к народной культуре через традиции и народные праздники;
  3. Создавать условия для воспитания интереса, любви к родной природе, к животному и растительному миру;
  4. Создавать условия для ознакомления детей с хакасским народным костюмом, с декоративной народной росписью;
  5. Создавать условия для пробуждения в детях эмоциональной отзывчивости, приобщения их к искусству, музыке, литературе.

Для систематизации работы в начале года составляется перспективный план по возрастам. Согласно этому плану на музыкальной НОД знакомим детей со сказками, потешками, пословицами, легендами. Особое внимание уделяем народным играм, танцевальным движениям, знакомству с хакасскими композиторами.

Знакомим детей с творчеством ансамбля «Улгер», слушаем песни на хакасском языке в исполнении детей. Также используем видео материалы, с помощью которых визуально знакомим с хакасскими костюмами, с хакасскими народными инструментами.

Благодаря тесной взаимосвязи с другими специалистами и педагогами достигаем хороших результатов. Знакомство с национальной культурой проходит как в обучающем блоке, так и в совместной деятельности. В групповых комнатах оформлены национальные уголки, отражающие быт и культуру хакасского народа. Здесь же есть куклы  в национальных костюмах, жилище хакасов, портреты с хакасскими композиторами и поэтами, книги о Хакасии, хакасские украшения. Воспитатели знакомят детей с хакасскими сказками, ставят театрализованные постановки на основе хакасских сказок, через которые дети познают «добро» и «зло», учатся бережно относится к природе, защищать слабых, помогать друг другу. Дети знакомятся с хакасскими пословицами, поговорками, загадками, народными приметами.

Накопленные знания используются на музыкальной НОД и развлечениях.

        Большое место в приобщении детей к хакасском народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Праздники повышают интерес детей к творчеству, позволяют им самореализоваться.  Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников велико. Поэтому очень важно не допускать однообразия при их проведении. Необходимо тщательно продумывать художественные элементы праздника и тщательно анализировать музыкальный репертуар: песни, танцы, стихи, музыку и народные игры.

        Начиная, со средней группы в ДОУ проводится праздник урожая «Урунтой». Дети вместе с родителями принимают активное участие в выставки поделок из овощей и фруктов.

        В старших группах проводится развлечение «Дом, в котором мы живём». На этом развлечении дети показывают свои знании о символике России и Хакасии (герб, флаг, гимн). Играют в народные игры «Гори, гори, ясно», «Колокольчик», «Плетень». Исполняют песни о Родине, водят хороводы, читают стихи о малой Родине.

         В подготовительных группах проводится праздник «Любимый край, родная сторона». Дети знакомятся с легендами хакасского народа «От куда появился огонь?», «Жарки», ритуалами почитания огня и березы, отгадывают хакасские загадки, исполняют песни на хакасском языке, танцы в хакасских костюмах, активно принимают участие в хакасских национальных играх.

        Большую роль играет оформление зала: у центральной стены сооружается тканевая юрта, в которой находятся предметы хакасского быта, в середине юрты очаг. Дети и взрослые узнают много нового и интересного, пробуют Хакасские национальные блюда: айран, толган.

        В марте проводиться праздник «Чал пазы» - день весеннего равноденствия, возрождения природы к жизни. Это время начало кукования кукушки, таяние снегов, прилета птиц. Зал оформляется в хакасском стиле, готовятся национальные блюда, разучиваются стихи, исполняются песни на хакасском языке. Ведущая (воспитатель) совместно с детьми проводит обряд кормления огня, дети играют в игры «Таг ибире ойын» в переводе «Игра вокруг березы», «Абат – токпес» - «Медвежий пень, девочки исполняют танец с березовыми веточками. Ведущая угощает национальным блюдом – «Толган».

        В апреле проводится праздник «Чирине» - «День матери Земли». Составляющими этого праздника являются сохранения экологически чистой среды, почитания, оснащения сил природы. Дети читают стихи о матушке Земле, проводятся обряды, исполняются песни о Родине. Знакомятся с хакасскими народными играми «Состязания», «Скачки», исполняются русский народный танец и хакасский народный танец с платками.

        Таким образом, праздники и развлечения являются неотъемлемой частью приобщения детей к истокам народной культуры. Они наделяют ребёнка такими качествами как доброта и любовь к людям, уважения к труду, бережное отношение к природе. Праздники показывают духовную связь между двумя культурами: хакаской и русской.

        Накопленный богатый материал передаём подрастающему поколению, вкладывая его в сознание ребёнка, как фундамент, на который в дальнейшем будут накладываться следующие пласты знаний. Очень важно преподать этот ценный материал не через заученный текст, а через игровую форму, через сказки, развлечения и праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Знакомые незнакомцы" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и бытом народов Приамурья

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Среднего Поволжья посредствам информационных технологий

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...