Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме

Лопатина Алена Владимировна

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления, а также воспитателям детских дошкольных учреждений и учителям начальных классов при использовании в работе с родителями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_po_dekorativno-prikladnomu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

округа Муром

Владимирской области

Сценарий

лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста  по теме

«Развитие познавательных процессов детей

 через декоративно – прикладное творчество»

в рамках работы семейного клуба «Оберег»

   

        Автор: педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

Лопатина Алена Владимировна

Муром, 2010

Тема лектория  с элементами практикума:

«Развитие познавательных процессов детей

 через декоративно – прикладное творчество»

       Здравствуйте уважаемые родители!

       Сегодня наша встреча посвящена следующей теме: «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество».

       Влияние занятий по декоративно – прикладному творчеству на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на способностях личности ребенка, развития его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

— развитие художественного вкуса;

— развитие целостного образа;

— развитие словарного запаса;

— развитие познавательных процессов;

— позитивное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.

    Таким образом,  занятия  декоративно-прикладным творчеством способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Мы же с вами сегодня более подробно остановимся на развитии познавательных процессов детей через декоративно-прикладное творчество.

      Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности.

     Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью.

      Занятия в студиях декоративно-прикладного творчества для детей всех возрастов способствуют  в целом раскрытию, развитию и реализации творческих способностей детей. Они дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества: лоскутная аппликация, макраме, вязание, вышивание, кружевоплетение, работа с бисером и соломой и т.п.

       Педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.) считают, что развитию  творческого воображения положено  начало  именно  в  дошкольном возрасте. Главное, вовремя  увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.

      Приобщая ребенка к миру  прекрасного,  развивается  трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное  отношение  к миропониманию.

    На  занятиях по декоративно-прикладному творчеству дети изучают множество декоративных приемов при создании функциональных арт-объектов. Благодаря этому, осуществляется развитие сенсорных способностей детей, дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы, но и такие качества личности, как умение целенаправленно оценивать декорируемый объект, сравнивать, делать умозаключения и обобщения, разбираться в технологии, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются. Иными словами, происходит развитие и совершенствование всех познавательных процессов ребенка.

          К познавательным процессам человека  относятся 6 процессов:

- внимание

-память

- мышление

- восприятие

- ощущения

- воображение.

           В  дошкольном возрасте особую роль играет развитие у детей таких процессов как мышление, ощущение и воображение. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного  и всестороннего личностного и интеллектуального развития ребенка.

    Специальные исследования, однако, показывают, что при  преобладающей в  настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает  стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная  сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, я считаю, что целенаправленное развитие познавательных процессов   детей дошкольного и младшего школьного возраста – достаточно важная задача для родителей и педагогов.  

        В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития таких познавательных процессов как мышление, внимания и памяти, т.к. недостаточная сформированность этих процессов создают проблемы в обучении младшего школьника.                    

     В практике своей работы педагоги нашего центра декоративно-прикладного направления активно применяют специальные упражнения и задания на развитие познавательных процессов учащихся, что способствует раскрытию творческих способностей детей, развитию креативности и нестандартных подходов к выполнению каких – либо заданий и работ в рамках программы занятий.

      Существует немало способов, позволяющих научит ребенка нестандартно мыслить.

     Сегодня я хочу показать и научить вас, уважаемые родители,  некоторым данным способам. Мы вместе с вами попробуем выполнить задания на развитие продуктивности  и гибкости мышления, развитие восприятия окружающей действительности и творческого воображения.

       Переход к практической части:

  1. Задание  на развитие продуктивности мышления (с кругами) (перенос данного задания на реальную работу ребенка «Проволока» - демонстрация данной работы ребенка родителям)
  2. Задание на развитие гибкости мышления (с пятном)

(перенос данного задания на реальную работу ребенка «Ежик из семечек» -  демонстрация данной работы ребенка родителям)

  1. Задание на развитие восприятия (с вазой и грушами)
  2. Задание на воображение (с конфетой) ( перенос данного задания

на реальную работу ребенка «Конфета»- демонстрация данной работы ребенка родителям).

      Как видите, уважаемые родители,  выполнение данных заданий занимает не более 10 минут. Но ваши дети будут с большим удовольствием создавать что-то новое и интересное, а, следовательно, будут овладевать способами творческого мышления и развивать свои познавательные процессы.

    А, если  вы увидите, что ребенок очень заинтересован созданием  чего-то нового, у него прослеживается нестандартность мышления, он любит творить, то смело приводите его на занятия в студии декоративно-прикладного творчества нашего центра!

      До новых встреч, уважаемые родители! Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Березина В.Г., Викеньтев И.Л. Детство творческой личности. – СПб., 1994.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение. 1997.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  4. Декоративно-прикладное искусство - Википедия

     ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

  1. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М.: Просвещение, 1985.
  2. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на – Дону: Феникс, 2002.
  3. Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.
  4. Якобсон П.П. Психология художественного творчества. – М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному искусству...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

Статья «Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии»

Статья посвящена вопросам поликультурного воспитания в процессе ознакомления дошкольников с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"

Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....

Формирование основ духовно – нравственного воспитания у детей через декоративно – прикладное творчество. Перспективный план

Цель  – содействовать духовно – нравственному развитию детей через приобщение к декоративно – прикладному искусству.В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие з...

Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея

В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...