Опыт работы "Сенсорные эталоны и познавательные действия"
материал (средняя группа)

(1слайд) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов и познавательных действий у детей дошкольного возраста».

 

(2слайд) Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.А. Сухомлинский).

Проанализировав изученный материал, и исходя из опыта своей работы, я решила, что данную проблему, надо решать через игру, которая является основной деятельностью детей дошкольного  возраста.

 

(3слайд) Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.

 

(4слайд) Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

  • Развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию рук и глаз;
  • Развивать все виды восприятия;
  • Формировать зрительные способы обследования предметов;
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;
  • Развивать познавательные процессы.

 

(5слайд) Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

- возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности, безопасности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

В группе был оформлен «Сенсорный уголок»: Бизиборд, развивающие игры, большой выбор пирамидок, кубы «сортеры», которые способствуют знакомству детей с цветом, формой, размером.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски.

Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

- « Мозаика»,

- конструкторы «Лего»,

- пазлы,

- кубики (разного цвета и величины),

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития.

Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

(6слайд) Работу с детьми по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий провожу в течение всего дня в разных видах деятельности: утром до завтрака, во время утреннего и вечернего круга, включаю в занятия, прогулки, в совместной и самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе. Для того чтобы работа проводилась в системе от простого к сложному составила перспективный план на год по формированию у детей сенсорных эталонов и познавательных действий.

 

 (7слайд) Сегодня я хочу рассказать о дидактических играхиспользование которыхпомогает мне развивать сенсорные возможности детей. Дидактические игры сенсорного развития делятся на три категории:

• игры с предметами,

• настольно-печатные игры,

• словесные игры или игры со словами.

 

(8слайд) Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Используются как игрушки, так и реальные предметы, в том числе и природный материал (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Задачи игр с предметами: сравнение, классификация, установление последовательности.

Игры с предметами способствуют: умению изучать и знакомиться с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество, умению сравнивать и устанавливать их сходства или различия.

Игры с предметами направленные на развитие:

• тактильных ощущений («Шнуровки», «Узнай фигуру», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь»)

• понятия формы («Подбери по форме», «Подбери заплатку», «Из каких фигур состоит», «Построим комнату для куколки», «Найди предмет такой же формы»)

• понятия величины («Узкая и широкая дорожка», «Собери пирамидку», «Подбери чашки к блюдцам», «Башня»)

• закрепление цвета («Цветные колечки», «Собери круг», «Подбери платок матрешке», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету»)

 

 (9слайд) Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Настольно-печатные игры способствуют: умению расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Настольно-печатные игры: разновидности «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Разрезные картинки»,  «Складные кубики» и другие.

 

 (10слайд) Словесные игры строятся на действиях и словах играющих.

Словесные игры способствуют: углублению знания о предметах и явлениях.

Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти логику в суждениях и так далее.

Словесно-дидактические игры помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов; развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы; формируют умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; способствуют развитию сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмор.

 

(11слайд) Сенсорные эталоны способствуют развитию познавательных действий. Опыт работы позволил отметить, что наибольшая познавательная активность у детей проявляется на прогулке, причем в любое время года. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др. Больше всего на прогулке детям нравится рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться.

 

(12слайд) Таким образом, результат моей работы подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить не только на занятиях с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в режиме дня и свободной деятельности детей.

 

  (13слайд) Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:

"Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.

 «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

(1слайд) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов и познавательных действий у детей дошкольного возраста».

(2слайд) Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а так же представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.А. Сухомлинский).

Проанализировав изученный материал, и исходя из опыта своей работы, я решила, что данную проблему, надо решать через игру, которая является основной деятельностью детей дошкольного  возраста.

(3слайд) Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.

(4слайд) Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

  • Развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию рук и глаз;
  • Развивать все виды восприятия;
  • Формировать зрительные способы обследования предметов;
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;
  • Развивать познавательные процессы.

(5слайд) Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

- возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности, безопасности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

В группе был оформлен «Сенсорный уголок»: Бизиборд, развивающие игры, большой выбор пирамидок, кубы «сортеры», которые способствуют знакомству детей с цветом, формой, размером.

Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски.

Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

- « Мозаика»,

- конструкторы «Лего»,

- пазлы,

- кубики (разного цвета и величины),

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития.

Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

(6слайд) Работу с детьми по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий провожу в течение всего дня в разных видах деятельности: утром до завтрака, во время утреннего и вечернего круга, включаю в занятия, прогулки, в совместной и самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе. Для того чтобы работа проводилась в системе от простого к сложному составила перспективный план на год по формированию у детей сенсорных эталонов и познавательных действий.

 (7слайд) Сегодня я хочу рассказать о дидактических играхиспользование которыхпомогает мне развивать сенсорные возможности детей. Дидактические игры сенсорного развития делятся на три категории:

• игры с предметами,

• настольно-печатные игры,

• словесные игры или игры со словами.

(8слайд) Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения.

Используются как игрушки, так и реальные предметы, в том числе и природный материал (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Задачи игр с предметами: сравнение, классификация, установление последовательности.

Игры с предметами способствуют: умению изучать и знакомиться с различными свойствами предметов, их признаками: цвет, форма, качество, умению сравнивать и устанавливать их сходства или различия.

Игры с предметами направленные на развитие:

• тактильных ощущений («Шнуровки», «Узнай фигуру», «Бусы», «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь»)

• понятия формы («Подбери по форме», «Подбери заплатку», «Из каких фигур состоит», «Построим комнату для куколки», «Найди предмет такой же формы»)

• понятия величины («Узкая и широкая дорожка», «Собери пирамидку», «Подбери чашки к блюдцам», «Башня»)

• закрепление цвета («Цветные колечки», «Собери круг», «Подбери платок матрешке», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету»)

 (9слайд) Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению.

Настольно-печатные игры способствуют: умению расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Настольно-печатные игры: разновидности «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Разрезные картинки»,  «Складные кубики» и другие.

 (10слайд) Словесные игры строятся на действиях и словах играющих.

Словесные игры способствуют: углублению знания о предметах и явлениях.

Перед детьми ставятся мыслительные задачи, которые им предстоит решать, в игре описываются предметы или же их нужно отгадать по описанию, группировать по каким-то признакам и свойствам, найти логику в суждениях и так далее.

Словесно-дидактические игры помогают формировать умение выделять главные признаки явлений и предметов; развивают у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать нелепицы, делать логические выводы; формируют умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам; способствуют развитию сообразительности, внимания, выдержки, быстроту мышления, чувства юмор.

(11слайд) Сенсорные эталоны способствуют развитию познавательных действий. Опыт работы позволил отметить, что наибольшая познавательная активность у детей проявляется на прогулке, причем в любое время года. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др. Больше всего на прогулке детям нравится рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки. Одновременно дети развивают мелкую моторику и учатся трудиться.

 

(12слайд) Таким образом, результат моей работы подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить не только на занятиях с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в режиме дня и свободной деятельности детей.

  (13слайд) Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:

"Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него.

 «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорные эталоны и познавательные действия у детей от 2 до 3 лет

Что такое сенсорные эталоны? Это понятие впервые было предложено А.В.Запорожцем. Автор разработал теорию развития восприятия путём формирования перцептивных действий....

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе

Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат»  в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе по познавательному развитию (сенсорные эталоны и познавательным действиям) на тему "Насекомые"

Непрерывная образовательная деятельность с детьми мл. дошкольного возраста на тему: "Путешествие на весенний луг" Цель: Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в приро...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (Развитие сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений) в средней группе компенсирующей направленности

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (Развитие  сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений)в средней группе компенсирующей направленности  ...

Открытое занятие по образовательной области "Познавательное развитие" (сенсорные эталоны, познавательные действия и математические представления)"Шар"

Конспект занятия разработан в соответсвии с возрастом детей и направлен на уточнение представлений о шаре, формирование представлений о его свойствах, умений распознавать шар в предметах окружающей об...

Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста (5-6 лет) по познавательному развитию (сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления) «Письмо Веселого Гнома»

Конспект образовательной деятельности в  группе дошкольного возраста (5-6 лет) по познавательному развитию (сенсорные эталоны и познавательные  действия, математические представления)«...

Конспект занятия в младшей группе Сенсорные эталоны и познавательные действия «Проказы волшебницы Зимы»

Цель. Содействовать расширению и обогащению элементарных математических представлений путем поисков исследовательской деятельности....