Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи).
материал (подготовительная группа)

Оконешникова Надежда Николаевна

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи).

Особые проблемы-дисфункции: нарушение развития речи, имеются дефекты в звукопроизношении; плохо сформирована связная речь. Присутствуют ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.), бедность словарного запаса.

Вся работа строится на основе Адаптированной образовательной программы, целью которой является создание условий для обеспечения коррекции недостатков в психо-речевом развитии, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

 

Особенности реализации образовательной деятельности:

  • Организация образовательной деятельности без принуждения;
  • Присутствие субъектных отношений педагога и ребёнка (сотрудничество, партнерство);
  •  Игровая цель;
  •  Преобладание диалога воспитателя с ребёнком;
  •  Предоставление ребёнку возможность выбора материалов, оборудования, более свободная структура образовательной деятельности.

Формы и средства организации коррекционной непосредственно-образовательной деятельности:

Учитель-логопед:

Фронтальные и индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

•        образовательная деятельность в режимных моментах по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

•        индивидуальная работа во второй половине дня;

•        коррекционная непосредственно-образовательная деятельность по закреплению навыков, полученных на занятиях логопеда;

•        экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

•        беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

 

Задачи:

  1. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух;
  2. Активизировать словарный запас об окружающем мире;
  3. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном, винительном и родительном падежах);
  4. Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

Предполагаемые результаты:

  1. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Правильно произносит звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; Называет слова на заданный звук, чётко определяет местонахождение звука в слове, умеет делить слово на слоги, даёт характеристику звукам;

  1. Владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта; Знает своё имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи, кем работают; Называет город, домашний адрес, в какой стране живёт, столицу, президента; Умеет классифицировать предметы, обобщать одним словом; Называет времена года, отмечает их особенности;

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений;

  1. Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных;

Называет слова противоположные по значению;

Называет слова в единственном и множественном числе;

  1. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

 

Работа над слоговой структурой:

  • Повторение предложений
  • Повторение чистоговорок и скороговорок

Работа над словарем:

  • Уточнить предметный словарь и познакомить с названием новых предметов
  • Уточнить и расширить словарь признаков
  • Уточнить и расширить словарь наречий
  • Уточнить и расширить глагольный словарь
  • Уточнить и расширить словарь многозначных слов                                            

 Работа над грамматическим строем речи:

  • Образование множественного числа сущ.
  • Образование ум. – ласкательных форм существительных.
  • Употребление сущ.  в различных  падежах
  • Согласование местоимений с существительным
  • Согласование сущ. с числительными
  • Согласование прилагательных с существительным
  • Образование прилагательных от сущ.

Работа над связной речью:

  • Обучение составлению предложений:

Простые без союза, предлога (2 – 4 слова)

Простые с союзом, предлогом

Сложные предложения

  • Обучение составлению описательного рассказа
  • Обучение пересказу
  • Составление рассказа по серии картинок
  • Обучение составлению рассказа по сюжетной картине.

 

 

Материал для развития связной речи.

1. Сюжетные картины.

2. Серии сюжетных картин.

3. Картины с проблемным сюжетом.

4. «Алгоритмы» описания предметов (по лексическим темам)

5.  Сборники сказок, рассказов для составления пересказов

6.  Картинки для составления рассказов.

7.  Дидактическая игра «Небылицы».

8.  Мнемотаблицы для составления рассказов.

9.  Алгоритмы для составления предложений.

10. Загадки, потешки, поговорки, скороговорки.

11. Театрализованная деятельность: театры: плоскостной, настольный, перчаточный, пальчиковый и др. Театральная ширма, костюмы, маски, шапочки, атрибуты сказок, игрушки для самостоятельной театральной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Время, дата

Тема занятия

Содержание занятия

Результаты

 

«Назови одним словом» Ц: развивать логическое мышление, словарный запас.

Перед ребёнком картинки по группам. Нужно назвать одним словом (классификация предметов)

 

 

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Педагог, бросая мяч, спрашивает: - Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
- Сорока стрекочет.

 

 

 «Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
 

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. (Весёлый-грустный)

 

 

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
 

 

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.

 

 

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
 

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 

 

 «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
 

 

Ход игры: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок –яйцом, лошадь – жеребёнком.

 

 

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

 

 

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
 

Ход игры: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Ребёнок должен отгадать что звучит.

 

 

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.
 

 

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.).

 

 

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.
 

 

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ.  «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

 

 

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг

 

 

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

 

 

 

 

 

 

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного

 

 

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
- что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
- что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 

 

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

 

 

 

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

 

 

 

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

 

 

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой?

 

 

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

 

 

 

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

 

 

 

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина 

 

 

 

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

 

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?)  - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина, Тапочек (чей?) – дедушкин.

 

 

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово

 

 

 

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

 

 

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

 

 

 

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

 

 

 

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к …

 

 

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

 

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В. Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

 

 

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

 

 

 

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

 

 

 

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

 

 

«Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:     Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая                                                   Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

 

 

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля) - голова, туловище, лапы, крылья (птица) - голова, ноги, рога, борода (коза) - кармашек, ручки, молния (сумка)

 

 

«Игра в слова»

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

1.В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить и разделить на группы

Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

 

 

 

«Узнай по описанию» составлять описательные рассказы.

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идёт речь и показывать его.

 

 

«Найди лишнее слово»
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

 Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.
Перечень серий слов:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

 

 

«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры.
На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе.

 

 

«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры.
«Как вы думаете, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

 

 

«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры.
Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

 

 

«Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку
 

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.

 

 

«Закончи слово»

ЦельРазвивать умение детей делить слова на слоги.

 

 

 

 

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

 

 

«Угадай слово»

ЦельРазвивать умение детей делить слова на слоги.

 

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 

 

«Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

 

 

 

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

 

 Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

 

 

«Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

 

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] – братцы.

 

 

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

 

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Тигр рычит, Змея шипит

 

 

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит«Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает«Кожаные».

педагог-Дети: Рукавички из меха –меховые. Таз из меди -медный

 

 

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...

Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ТНР (тяжёлое недоразвитие речи)

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...

индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ

индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ состоит из взаимосвязанной работы всех специалистов (воспитателя, психолога, учителя-логопеда)...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.

В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка старшей группы с тяжёлым нарушением речи первого года обучения по Программе под ред. Л.В.Лопатиной

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка 5-6лет с ТНР составлен на целый учебный год по периодам в соответствии с направлениями работы учителя-логопеда в старшей группе. При разработке ИОМ у...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...