индивидуальный образовательный маршрут сопровождения для ребёнка с ДЦП в ДОУ
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_rebyonka_s_dtsp_v_dou.docx | 139.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Ф.И.О. ребенка
- _________________________
Дата рождения
- 19.09.2013
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
- общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
I. Общие сведения
Режим пребывания:
- группа полного дня;
Сопровождение тьютора:
- нет;
Заключение и рекомендации ПМПК | ТПМПК №2 г.Смоленск протокол № 653-23-18 от 11.10.2018-двигательные нарушения средней степени-дефицитарность зрительного анализатора-общее недоразвитие речи 3 уровня-стёртая дизартрия-психические функции соответствуют невысокой возрастной норме-чувствителен к реакции взрослого-темп деятельности неравномерныйРекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с НОДА |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, познавательной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, коммуникативной, речемыслительной и компенсации нарушений в развитии. |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
- Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходим минифланелеграф с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
III. Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- АОП ДО для детей с НОДА
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.
- Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | 3 | 3 | 4 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | 3 | 4 | 4 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | 3 | 3 | 4 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | 4 | 4 | 4 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | 3 | 4 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). | 2 | 3 | 3 |
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения. | 2 | 2 | 3 |
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта». | 3 | 3 | 3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | 3 | 3 | 3 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. | 2 | 2 | 3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. | 2 | 2 | 3 |
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия. | 2 | 2 | 3 |
Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. | 2 | 3 | 3 |
3.2.2б. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | 3 | 3 | 3 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | 2 | 2 | 3 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | 3 | 4 | 4 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. | 3 | 3 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. | 3 | 4 | 4 |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения. | 3 | 3 | 3 |
Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | 2 | 3 | 4 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | 3 | 3 | 4 |
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. | 3 | 3 | 3 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | 2 | 3 | 3 |
3.2.2в. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | 3 | 3 | 4 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | 2 | 2 | 3 |
Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности. | 2 | 2 | 3 |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | 3 | 3 | 4 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | 2 | 2 | 3 |
Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор. | 1 | 2 | 3 |
Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | 3 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | 3 | 3 | 3 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | 2 | 3 | 3 |
Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен. | 3 | 3 | 3 |
3.2.2г. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | 2 | 3 | 3 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | 2 | 3 | 3 |
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | 3 | 3 | 4 |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. | 3 | 3 | 3 |
Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений. | 2 | 3 | 3 |
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма. | 2 | 2 | 3 |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | 3 | 3 | 3 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
| |
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| |
Коррекционно-педагогическая помощь |
|
|
| |
Психологическая помощь |
|
| ||
Логопедическая помощь |
| |||
Музыкальные занятия |
|
|
| |
Физкультурные занятия |
|
|
|
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
| В течение года Тьютор, педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | 4 | 2.8 | 2,8 |
ОО «Познавательное развитие» | 4 | 2,7 | 3 |
ОО «Речевое развитие» | 4 | 2,7 | 3 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 4 | 3 | 3 |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 4 | 2.7 | 2,5 |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | 3 | 3 | 3 |
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист _________________________ ФИО
С результатами работы за год ознакомлен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"
конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....
Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".
Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....