Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ТНР (тяжёлое недоразвитие речи)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у
дошкольников таких качеств, как
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де-
ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исслдовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_na_rebyonka_s_ovz.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Индивидуальный образовательный маршрут
на учебный год.
Ф.И. ребенка:
Дата рождения:
Возраст:
Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности :
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как • патриотизм; • активная жизненная позиция; • творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; • уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де- ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исслдовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Содержательный раздел программы подобран с учетом особенностей развития ребенка: Средний дошкольный возраст (пятый год жизни) СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное конструирование Конструирование из бумаги Художественная литература и фольклор Музыка: Музыкальное движение Игра на детских музыкальных инструментах Музыкальная игра-драматизация ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
Документ разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесение в них изменений, утвержденных в постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)
В данной программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности ;
- Сотрудничество учреждения с семьей;
Цель программы:
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Адаптированной программы и организационных форм различной направленностей, с учетом особых образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья ребенка.
- Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития , воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка
График посещения детского сада ребенком:
Ребенок посещает общеобразовательную среднюю группу № 2
Понедельник – пятница – 7.00 – 19.00 с организацией питания.
Предполагаемые формы и условия работы с ребенком:
- Групповые и индивидуальные занятия с педагогом- психологом;
- Участие ребенка во всех режимных моментах в общеобразовательной группе.
- Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с учителем - логопедом;
Характеристика ребёнка
Общие сведения:
- посещает дошкольное учреждение с
- семья полная, есть старший и младший братья;
- программа обучения - общеобразовательная дошкольная,
- форма обучения – очная, средняя общеразвивающая группа;
- получает корреционно-развивающую помощь в виде групповых занятий с педагогом –психологом, 2 раза в неделю.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОО:
- Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.
Поведение адекватно ситуации, знет и выполняет правила поведения.
Мальчик спокойный, уравновешенный,в меру активный. В незнакомой обстановке проявляется робость. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные, в общение вступает легко и быстро. Отзывчив, способен сочувствовать и заботиться о других.
С удовольствием выполняет трудовые поручения, владеет навыками самообслуживания.
В процессе организованной образовательной деятельности старается выполнить предложенные задания, работает с интересом, но быстро утомляется, и как следствие отвлекается, становится неусидчив. Требуется организующая помощь воспитателя.
2.Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития:
Крупная моторика - среднеразвита. Мелкая моторика недостаточно развита, имеются небольшие нарушения в скоординированности движений обеих рук при выполнении пальчиковых проб. Ведущая рука – правая. Захват карандаша правильный, нажим достаточный.
3. Динамика (показатели) познавательного развития, речевого развития:
Восприятие соответствует возрасту. Зрительное и слуховое восприятие не нарушено: выделяет предмет из общего фона, знает и называет основные и оттеночные цвета. В восприятии пространственных отношений ориентируется:дифференцирует пространственные понятия: верх-низ, дальше – ближе, впереди - сзади.
Различает основные плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник), самостоятельно называет не все.
Целостный образ предмета сформирован – разрезные картинки (2-х и 3-х составные) собирает самостоятельно; Представление о последовательности частей суток–день/ночь , времен года сформировано. Воспроизводит с опорой на картинки.
Непроизвольное внимание сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.
Память: зрительная память преобладает над слухоречевой. Объем оперативной памяти несколько снижен.
Наглядно – действенное мышление сформировано. Наглядно – образное мышление на среднем уровне сформированности.
4. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной).
Наблюдается положительная динамика в состоянии игровой деятельности по сравнению с предыдущим учебным годом: расширился репертуар ролей, которые ребёнок стал использовать в сюжетно-ролевой игре, качественно изменилась взаимодействие со сверстниками – стал более общительным, научился договариваться, принимать и следовать правлилам игры.
5. Динамика освоения программного материала – в целом с возрастной программой справляется успешно, имеются незначительные затруднения в образовательной области «Познание» (речевое развитие).
Речевое развитие
Общие представления ребенка об окружающем мире сформировано недостаточно. Объем словаря требует дальнейшего развития. Словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения сформированы недостаточно. Фонематический слух развит недостаточно. Звуковым анализом и синтезом не владеет. Слоговая структура слова нарушена . Произношение некоторых групп звуков нарушено. Вербальная память и речевое внимание развиты недостаточно. Связная речь аграмматична.
Общая оценка развития и поведения ребенка
Отмечается нарушение произвольности поведения, пространственно-временного восприятия; имеются речевые сложности.
Направление работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятий | Ф.И.О.Специалиста |
Психологическая помощь (педагог – психолог) | 1 час 00 мин | групповое занятие: среда - 20 мин индивидуальные занятия 2 р/нед по 20 минут | «Цветик-Семицветик» программа психолого-педагогических занятий для дошкольников (4-5лет) - Куражева Н. Ю., Вараева Н.В. «Речь», СПб Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. Карпова С.И., Мамаева В.В.- «Речь», СПб- Москва, 2017. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч.1, 2./ Веселова Е.И., Скрябина Е.М. - М.:ТЦ Сфера, 2015. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Трясорукова Т.П .- Изд.5-е, стер. Ростов н/Д:Феникс, 2015 | групповое занятие Индивидуальные занятия | |
Логопедическая помощь (учитель – логопед) | 1ч. 40 м. | Индивидуальные занятия Вторник 10.30 – 10.50 Среда 9.30 – 9.50 Подгрупповые занятия Понедельник 9.30-10.00 Пятница 9.00-9.30 | Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. «Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Рабочая программа учителя-логопеда . | Индивидуальные занятия | |
Общеразвивающая подготовка в группе (воспитатель) | 3 ч | Понедельник 900-920 Познание (ознакомление с предметным окружением и социальным миром/ озн. с природой) 940 – 1000 Физкультура Вторник 900-920 Развитие речи 9 30 – 950 Музыка Среда 900-920 Рисование Физкультура (улица) Четверг 900-920 Познание ФЭМП 940 – 1000 Физкультура Пятница 900-920 Лепка/аппликация 940 – 1000 Музыка | Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. Образовательная программа детского сада | Фронтальные занятия | Воспитатели группы: |
Распределение обязанностей специалистов в ходе реализации индивидуальной образовательной программы ребенка | |||||
Педагоги | Мероприятия и рекомендации по реализации ИОП | ||||
Педагог -психолог | Формы организации деятельности:
Направления работы Диагностическая работа: - диагностика актуального уровня развития ребенка и выявление его индивидуальных особенностей, - повторные обследования ребенка в течение года (январь, май); - коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований. Коррекционно-развивающая работа: - составление индивидуального плана коррекционной работы на ребенка; - проведение коррекционно-развивающих занятий - игровых сеансов (групповых и индивидуальных); Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; - проведение консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах. Психопрофилактическая работа: - изучение медицинской документации на ребенка; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. | ||||
Учитель – логопед | Коррекция звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов. Развитие просодической стороны речи. Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики рук. Формы организации коррекционно – развивающей деятельности: - индивидуальные занятия; - подгрупповые занятия. Направления работы: Диагностическая работа: - первичная диагностика уровня речевого развития ребенка, составление индивидуальных протоколов обследования и речевых карт на каждого ребенка; - повторное обследование речи ребенка в течение года ( январь, май ). Коррекционно – развивающая работа: - составление индивидуальных планов коррекционной работы на каждого ребенка; - проведение коррекционно – развивающих занятий индивидуально и по подгруппам. Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам речевого развития ребенка, по результатам обследования и по совершенствованию коррекционной работы; - проведение групповых консультаций на родительских собраниях и семинаров- практикумов. | ||||
Музыкальный руководитель | Приобщение детей к внимательному слушанию музыки, вызывающей у них ответные чувства удивления и радости. Развитие умения прислушиваться к словам песен, воспроизводить их. Привлечение к выполнению под музыку игровых и плясовых движений, соответствующих словам песни и характеру музыки Формы организации коррекционно – развивающей деятельности:
----- Проведение образовательной деятельности на индивидуальных занятиях;
| ||||
Инструктор по физкультуре | Составляет планы оздоровления детей, планы проведения мониторинга по укреплению и охране здоровья детей. Организует и проводит деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей. Консультирует педагогов и семьи воспитанников по вопросам физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сохранения и укрепления их здоровья, результатам диагностики и др. Совместно с воспитателем создает интегрированную предметно-развивающую образовательную среду в группах, здоровьесберегающее пространство с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Содержание психолого - педагогической деятельности педагога – психолога
Раздел | Подраздел | Ожидаемые навыки у ребенка |
Развитие познавательной сферы и сенсорных функций | Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти Развитие слухового восприятия, внимания и памяти Развитие тактильно-двигательного восприятия | Учить выделять предмет из общего фона Учить воспринимать величину — большой, маленький, одинаковые Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат) Знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах Учить дифференцированно реагировать (выполнять действия) на звучание определенных инструментов Учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием Учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух) Учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай без предъявления образца (выбор из 2 предметов) |
Восприятие пространства | Научить ориентироваться относительно себя: -сверху; снизу; - вправо; влево Формировать ориентировку в пространстве комнаты | |
Развитие мышления | Учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка | |
Развитие навыков мелкой моторики | Конструирование | Учить создавать постройки по образцу Учить узнавать, называть соотносить постройки с реально существующими объектами (дом, мост, гараж) Воспитывать интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними Учить понимать простейшую инструкцию, связанную с процессом постройки |
Ознакомление с окружающим | Знакомить и уточнить представления о животных, частях тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает Знакомить с предметами одежды и обуви Знакомить с предметами, окружающими на улице | |
Формирование элементарных количественных представлений | Учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу, словесной инструкции; Составлять множества из отдельных предметов; учить понимать вопрос сколько? Учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу, словесной инструкции Учить находить заданное количество однородных предметов — 1,2, много — в окружающей обстановке. | |
Эмоциональная и коммуникативная сферы | Социализация | Формировать первичные гендерные представления (я мальчик, это девочка, мальчики сильные, девочки нежные) |
Общение | Формировать понимание общих правил поведения и общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Учить проявлять свои ощущения (больно, я боюсь, холодно) Формировать умение договариваться, устанавливать бесконфликтные отношения со сверстниками. Формирование умение проявлять инициативу в общении со взрослыми. Учить повторять мимику взрослого | |
Игра | Формировать умение ориентироваться на правила игры. Стремиться к взаимодействию с товарищами по игре. Учить выполнению в игре простых правил. Учить использованию с помощью взрослого элементов объяснения и убеждения сверстников |
Содержание непосредственно коррекционно - образовательной деятельности учителя – логопеда
Направление работы | Содержание |
Развитие понимания речи |
Существительные- игрушки, части тела, одежда, обувь. Глаголы – собственные действия ребенка, действия, которые совершают взрослые. Прилагательные – названия цветов, форма предметов. |
Развитие активной подражательной речи | Называние: близких людей, родственников, имена друзей, кукол. Подражание: крикам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов. |
Развитие внимания, памяти, логического мышления | 1. Запоминание и отбор только тех игрушек или предметов, которые названы (2-4 шт.) 2. Определение убранной или добавление игрушки. 3. Запоминание и раскладывание игрушек одной тематики в произвольной последовательности. 4. Запоминание и раскладывание 2-3 игрушек одной тематики в заданной последовательности. 5. Запоминание и проговаривание 2-3 слов, названных логопедом (мама, баба, деда). 6. Выбор лишней картинки, предмета, игрушки из нескольких предложенных (шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко). 7. Нахождение предмета по контурной картинке. 8. Угадывание предмета, игрушки по одной детали. Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт». |
Моторика | Общая: создание условий для совершенствования переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных упражнений. Мелкая: создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений. Артикуляционная: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и легкость (без подергивания, дрожания), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому Развитие дыхания: сформировать сильный, плавный ротовой выдох. |
Фонематические процессы | Развитие неречевого (физического) слуха, улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы), различение их по громкости, определение источника и направление звука. Развитие речевого (фонематического) слуха – дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру и интонации. Игры: «Что звучит?», «Пошуршим, постучим», «Коробочки со звуками», «Маленькие музыканты». |
Звукопроизношение | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. Упражнения: «Звуковые дорожки», «Помоги зверушкам» и т.д. |
Предполагаемые результаты логопедической работы:
Ребёнок должен уметь:
- понимать обращенную речь;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми и сложными предложениями, владея навыками
объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Предполагаемые результаты психологической работы:
Применение различных методов и приемов помогут развить внимание, память, обогатить словарный запас. Коррекция межполушарных связей в игровой деятельности, позволит улучшить восприятие ребёнком схемы тела, ориентацию в пространстве. С помощью занятий у воспитанника должны сформироваться в достаточной степени пространственно-временные представления, нормализоваться психоэмоциональное состояние.
Составители: | ||
Должность | ФИО | Подпись |
Старший воспитатель | ||
Учитель-логопед | ||
Педагог-психолог | ||
Музыкальный руководитель | ||
Ведущий специалист | ||
Инструктор по физкультуре | ||
Родитель (законный представитель) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».
Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...
Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».
Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и различение звуков по их длитель...
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.
Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...
Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»
Опыт работы по теме: «Лексико-грамматическое недоразвитие речи детей с тяжёлым нарушением речи»Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразв...
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука Ш.
Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим фонетико-фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука Ш.Тема: «Автоматизация звука Ш. Золотая осень»...
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММА учителя-логопеда ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ.
АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАучителя-логопедаДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ...
Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с заключением «Общее недоразвитие речи»
Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с заключением «Общее недоразвитие речи»...