Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный песок»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.
Задачи:
- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;
- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;
- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;
- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
Предварительная работа: Беседа «Для чего нужен песок», НООД по изобразительной деятельности «Рисование цветным песком», игры эксперименты с песком.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой по 2 шт. на каждого ребенка, пластиковые ложки по 2 шт., тарелочки с сухим и влажным песком, лупы по количеству детей, коктейльные трубочки, песочные часы (одни на стол) сахар-рафинад, цветной песок в тарелках, заготовки для рисования, шаблоны для раскрашивания, кисточки, клей.
Ход деятельности:
Воспитатель Дети
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?
Перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно на ощупь определить, что там лежит.
Что в ящике?
Открываю ящик и там действительно сухой песок. Правильно.
Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке (презентация).
Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать).
Для чего нужен песок?
Вы хотитестать сегодня исследователями и проводить опыты и эксперименты?
Скажите, а где можно проводить исследования и опыты?
Давайте представим, что мы в лаборатории.
Сначала повторим правила поведения в лаборатории:
Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?
Опыт № 1: «Из чего состоит песок?»
Воспитатель: У вас в тарелках песок. Возьмите лупы и рассмотрите его.
Из чего он состоит?
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Опыт № 2: «Как образуется песок»
Песок может образовываться от разрушения гор, камней. Давай те возьмём в руки два кусочка сахара и потрём их друг об друга.
Что получилось?
Значит как образуется песок?
Опыт № 3: «Растворяется ли песок?»
А теперь давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой.
Что произошло с водой и песком?
Песок в воде видно или нет?
Какой можно вывод сделать?
(если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)
Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть сахар, кто знает, растворяется сахар в воде или нет? А когда сахар добавят в чай, видно в нем сахар или нет?
Растворяем сахар в воде и видим: его не стало. Тут же берем стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок.
Какой можно сделать вывод?
Опыт № 4 «Сравнение сухого и влажного песка»
А давайте сравним мокрый песок и сухой. Возьмите его ложкой. Какой песок сыпучий?
Воспитатель: А почему?
Давайте понюхаем сырой песок и сухой. Какой из них имеет запах.
Какой сделаем вывод:
Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на сухой песок. Что с песком происходит?
Опыт № 5 «Сравнение веса песка и ваты»
На одну чашу весов положите комочек ваты, а на другую немного песка ложечкой. Что мы видим?
Какой мы сделаем вывод?
Вывод: какие свойства песка мы знаем.
Сейчас мы будем рисовать цветным песком.
Дети встают около воспитателя
Мы будем играть,исследовать.
Вызванный ребенок подходит к ящику и на ощупь определяет материал в ящике. Если ребенок затрудняется, приглашается другой.
Прокопий : в ящике лежит песок.
Рассаживаются за столы.
Песок нужен в строительстве.
Песком можно тушить пожар.
Песком можно посыпать дорожки зимой, чтобы не скользить.
Песком можно летом играть в песочнице.
Цветным песком можно рисовать.
Хотим.
Исследования проводят в лаборатории.
• внимательно слушать воспитателя,
• выполнять предложенные действия аккуратно
• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,
• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,
• всегда мыть руки по окончании работы.
Нам понадобится лупа.
Дети рассматривают через лупу песок в тарелочках.
Песок состоит из мелких песчинок.
Они похожи на мелкие камни.
Песчинки разные по форме, величине и окраске.
Берут два кубика сахара и трут друг об друга.
Сахар крошится.
Песок образуется при крошении камней, гор.
Песок смешался с водой.
Песок видно в воде.
Песок в воде не растворяется.
Растворяется сахар в воде.
Нет, не видно.
Песок в воде не растворяется, а сахар растворился.
Дети: Сухой песок сыпучий.
Дети: В мокром песке есть вода и она склеивает песчинки между собой.
Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;
Цвет – темнее, чем сухой песок;
Не движется под воздействием ветра;
Имеет специфический запах
Мокрый песок лепится.
Дети дуют через трубочку на песок, делают вывод:
Сухой песок может двигаться, когда дует ветер.
Дети определяют: что легче и что тяжелее.
Вата легкая, а песок тяжелый.
Песок имеет вес.
Песок состоит из мелких песчинок.
Они похожи на мелкие камни.
Песчинки разные по форме, величине и окраске.
Песок в воде не растворяется.
Песок может двигаться под воздействием ветра.
Песок имеет вес.
Дети рисуют с помощью клея и цветного песка, готовые шаблоны.
Самоанализ.
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.
Задачи:
- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;
- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;
- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;
- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми прошла успешно. Дети были заинтересованы, внимательны, высказывали свои предположения. Песком можно не только на улице играть, но и исследовать его, а так же рисовать цветным песком.
Детям особенно понравилось рассматривать песок через лупу. Ведь песок увеличился визуально и можно было рассмотреть его частички. Опытно экспериментальная деятельность для дошкольников одна из самых интересных, так как дети узнают сами из экспериментирования, обосновывают уже не предположения, а на собственном опыте. Дети делали вывод. В данной совместной деятельности мы использовали песок в разных вариантах, вариативность, полифункциональность.
Дети знают правила безопасности при работе с песком. После каждого опыта дети делали вывод о свойствах песка.
Считаю, что поставленная цель и задачи мною выполнены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_udivitelnyy_pesok.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный песок»
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.
Задачи:
- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;
- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;
- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;
- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
Предварительная работа: Беседа «Для чего нужен песок», НООД по изобразительной деятельности «Рисование цветным песком», игры эксперименты с песком.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой по 2 шт. на каждого ребенка, пластиковые ложки по 2 шт., тарелочки с сухим и влажным песком, лупы по количеству детей, коктейльные трубочки, песочные часы (одни на стол) сахар-рафинад, цветной песок в тарелках, заготовки для рисования, шаблоны для раскрашивания, кисточки, клей.
Ход деятельности:
Воспитатель Дети
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?
Перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно на ощупь определить, что там лежит.
Что в ящике?
Открываю ящик и там действительно сухой песок. Правильно.
Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке (презентация).
Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать).
Для чего нужен песок?
Вы хотите заняться исследованием свойств песка? Значит, мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты.
Скажите, а где можно проводить исследования и опыты?
Давайте представим, что мы в лаборатории.
Сначала повторим правила поведения в лаборатории:
Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?
Опыт № 1: «Из чего состоит песок?»
Воспитатель: У вас в тарелках песок. Возьмите лупы и рассмотрите его.
Из чего он состоит?
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Опыт № 2: «Как образуется песок»
Песок может образовываться от разрушения гор, камней. Давай те возьмём в руки два кусочка сахара и потрём их друг об друга.
Что получилось?
Значит как образуется песок?
Опыт № 3: «Растворяется ли песок?»
А теперь давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой.
Что произошло с водой и песком?
Песок в воде видно или нет?
Какой можно вывод сделать?
(если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)
Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть сахар, кто знает, растворяется сахар в воде или нет? А когда сахар добавят в чай, видно в нем сахар или нет?
Растворяем сахар в воде и видим: его не стало. Тут же берем стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок.
Какой можно сделать вывод?
Опыт № 4 «Сравнение сухого и влажного песка»
А давайте сравним мокрый песок и сухой. Возьмите его ложкой. Какой песок сыпучий?
Воспитатель: А почему?
Давайте понюхаем сырой песок и сухой. Какой из них имеет запах.
Какой сделаем вывод:
Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на сухой песок. Что с песком происходит?
Опыт № 5 «Сравнение веса песка и ваты»
На одну чашу весов положите комочек ваты, а на другую немного песка ложечкой. Что мы видим?
Какой мы сделаем вывод?
Вывод: какие свойства песка мы знаем.
Сейчас мы будем рисовать цветным песком.
Дети встают около воспитателя
Мы будем играть,исследовать.
Вызванный ребенок подходит к ящику и на ощупь определяет материал в ящике. Если ребенок затрудняется, приглашается другой.
Прокопий : в ящике лежит песок.
Рассаживаются за столы.
Песок нужен в строительстве.
Песком можно тушить пожар.
Песком можно посыпать дорожки зимой, чтобы не скользить.
Песком можно летом играть в песочнице.
Цветным песком можно рисовать.
Хотим.
Исследования проводят в лаборатории.
• внимательно слушать воспитателя,
• выполнять предложенные действия аккуратно
• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,
• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,
• всегда мыть руки по окончании работы.
Нам понадобится лупа.
Дети рассматривают через лупу песок в тарелочках.
Песок состоит из мелких песчинок.
Они похожи на мелкие камни.
Песчинки разные по форме, величине и окраске.
Берут два кубика сахара и трут друг об друга.
Сахар крошится.
Песок образуется при крошении камней, гор.
Песок смешался с водой.
Песок видно в воде.
Песок в воде не растворяется.
Растворяется сахар в воде.
Нет, не видно.
Песок в воде не растворяется, а сахар растворился.
Дети: Сухой песок сыпучий.
Дети: В мокром песке есть вода и она склеивает песчинки между собой.
Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;
Цвет – темнее, чем сухой песок;
Не движется под воздействием ветра;
Имеет специфический запах
Мокрый песок лепится.
Дети дуют через трубочку на песок, делают вывод:
Сухой песок может двигаться, когда дует ветер.
Дети определяют: что легче и что тяжелее.
Вата легкая, а песок тяжелый.
Песок имеет вес.
Песок состоит из мелких песчинок.
Они похожи на мелкие камни.
Песчинки разные по форме, величине и окраске.
Песок в воде не растворяется.
Песок может двигаться под воздействием ветра.
Песок имеет вес.
Дети рисуют с помощью клея и цветного песка, готовые шаблоны.
Самоанализ.
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.
Задачи:
- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;
- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;
- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;
- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми прошла успешно. Дети были заинтересованы, внимательны, высказывали свои предположения. Песком можно не только на улице играть, но и исследовать его, а так же рисовать цветным песком.
Детям особенно понравилось рассматривать песок через лупу. Ведь песок увеличился визуально и можно было рассмотреть его частички. Опытно экспериментальная деятельность для дошкольников одна из самых интересных, так как дети узнают сами из экспериментирования, обосновывают уже не предположения, а на собственном опыте. Дети делали опыты и проговаривали результат, делали вывод. В данной совместной деятельности мы использовали песок в разных вариантах, вариативность, полифункциональность.
Дети знают правила безопасности при работе с песком. После каждого опыта дети делали вывод о свойствах песка.
Считаю, что поставленная цель и задачи мною выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
Дети помогают ученым- геологам изучить свойства камней....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительное место- Африка"
Дети окунуться в волшебный мир Африки, получат новые сведения об Африке, изучат с преобладающий ландшафт Африки - пустыню, воссоздадут живую( животный и растительный мир) и неживую (горы, вулкан...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)
Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»
познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...