Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный песок»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кечаева Ольга Андреевна

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;

- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;

- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;

- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Предварительная работа: Беседа «Для чего нужен песок», НООД по изобразительной деятельности «Рисование цветным песком», игры эксперименты с песком.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой по 2 шт. на каждого ребенка, пластиковые ложки по 2 шт., тарелочки с сухим и влажным песком, лупы по количеству детей, коктейльные трубочки, песочные часы (одни на стол) сахар-рафинад, цветной песок в тарелках, заготовки для рисования, шаблоны для раскрашивания, кисточки, клей.

Ход деятельности:

Воспитатель Дети

Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?

Перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно на ощупь определить, что там лежит.

Что в ящике?

Открываю ящик и там действительно сухой песок. Правильно.

Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке (презентация).

Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать).

Для чего нужен песок?

Вы хотитестать сегодня исследователями и  проводить опыты и эксперименты?

Скажите, а где можно проводить исследования и опыты?

Давайте представим, что мы в лаборатории.

Сначала повторим правила поведения в лаборатории:

Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?

Опыт № 1: «Из чего состоит песок

Воспитатель: У вас в тарелках песок. Возьмите лупы и рассмотрите его.

Из чего он состоит?

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Опыт № 2: «Как образуется песок»

Песок может образовываться от разрушения гор, камней. Давай те возьмём в руки два кусочка сахара и потрём их друг об друга.

Что получилось?

Значит как образуется песок?

Опыт № 3: «Растворяется ли песок

А теперь давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой.

Что произошло с водой и песком?

Песок в воде видно или нет?

Какой можно вывод сделать?

(если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)

Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть сахар, кто знает, растворяется сахар в воде или нет? А когда сахар добавят в чай, видно в нем сахар или нет?

Растворяем сахар в воде и видим: его не стало. Тут же берем стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок.

Какой можно сделать вывод?

Опыт № 4 «Сравнение сухого и влажного песка»

А давайте сравним мокрый песок и сухой. Возьмите его ложкой. Какой песок сыпучий?

Воспитатель: А почему?

Давайте понюхаем сырой песок и сухой. Какой из них имеет запах.

Какой сделаем вывод:

Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на сухой песок. Что с песком происходит?

Опыт № 5 «Сравнение веса песка и ваты»

На одну чашу весов положите комочек ваты, а на другую немного песка ложечкой. Что мы видим?

Какой мы сделаем вывод?

Вывод: какие свойства песка мы знаем.

Сейчас мы будем рисовать цветным песком.

Дети встают около воспитателя

Мы будем играть,исследовать.

Вызванный ребенок подходит к ящику и на ощупь определяет материал в ящике. Если ребенок затрудняется, приглашается другой.

Прокопий : в ящике лежит песок.

Рассаживаются за столы.

Песок нужен в строительстве.

Песком можно тушить пожар.

Песком можно посыпать дорожки зимой, чтобы не скользить.

Песком можно летом играть в песочнице.

Цветным песком можно рисовать.

Хотим.

Исследования проводят в лаборатории.

• внимательно слушать воспитателя,

• выполнять предложенные действия аккуратно

• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,

• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,

• всегда мыть руки по окончании работы.

Нам понадобится лупа.

Дети рассматривают через лупу песок в тарелочках.

Песок состоит из мелких песчинок.

Они похожи на мелкие камни.

Песчинки разные по форме, величине и окраске.

Берут два кубика сахара и трут друг об друга.

Сахар крошится.

Песок образуется при крошении камней, гор.

Песок смешался с водой.

Песок видно в воде.

Песок в воде не растворяется.

Растворяется сахар в воде.

Нет, не видно.

Песок в воде не растворяется, а сахар растворился.

Дети: Сухой песок сыпучий.

Дети: В мокром песке есть вода и она склеивает песчинки между собой.

Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;

Цвет – темнее, чем сухой песок;

Не движется под воздействием ветра;

Имеет специфический запах

Мокрый песок лепится.

Дети дуют через трубочку на песок, делают вывод:

Сухой песок может двигаться, когда дует ветер.

Дети определяют: что легче и что тяжелее.

Вата легкая, а песок тяжелый.

Песок имеет вес.

Песок состоит из мелких песчинок.

Они похожи на мелкие камни.

Песчинки разные по форме, величине и окраске.

Песок в воде не растворяется.

Песок может двигаться под воздействием ветра.

Песок имеет вес.

Дети рисуют с помощью клея и цветного песка, готовые шаблоны.

Самоанализ.

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;

- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;

- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;

- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми прошла успешно. Дети были заинтересованы, внимательны, высказывали свои предположения. Песком можно не только на улице играть, но и исследовать его, а так же рисовать цветным песком.

Детям особенно понравилось рассматривать песок через лупу. Ведь песок увеличился визуально и можно было рассмотреть его частички. Опытно экспериментальная деятельность для дошкольников одна из самых интересных, так как дети узнают сами из экспериментирования, обосновывают уже не предположения, а на собственном опыте. Дети делали вывод. В данной совместной деятельности мы использовали песок в разных вариантах, вариативность, полифункциональность.

Дети знают правила безопасности при работе с песком. После каждого опыта дети делали вывод о свойствах песка.

Считаю, что поставленная цель и задачи мною выполнены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_udivitelnyy_pesok.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительный песок»

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;

- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;

- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;

- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Предварительная работа: Беседа «Для чего нужен песок», НООД по изобразительной деятельности «Рисование цветным песком», игры эксперименты с песком.

Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с водой по 2 шт. на каждого ребенка, пластиковые ложки по 2 шт., тарелочки с сухим и влажным песком, лупы по количеству детей, коктейльные трубочки, песочные часы (одни на стол) сахар-рафинад, цветной песок в тарелках, заготовки для рисования, шаблоны для раскрашивания, кисточки, клей.

Ход деятельности:

Воспитатель Дети

Поиграем мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт и игра.

Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься?

Перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно на ощупь определить, что там лежит.

Что в ящике?

Открываю ящик и там действительно сухой песок. Правильно.

Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке (презентация).

Просмотр презентации о песке (на море, в пустыне, в строительстве, в украшении ландшафта, где применяется и что из него можно сделать).

Для чего нужен песок?

Вы хотите заняться исследованием свойств песка? Значит, мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты.

Скажите, а где можно проводить исследования и опыты?

Давайте представим, что мы в лаборатории.

Сначала повторим правила поведения в лаборатории:

Какой нам потребуется инструмент, чтобы рассмотреть поближе песок?

Опыт № 1: «Из чего состоит песок

Воспитатель: У вас в тарелках песок. Возьмите лупы и рассмотрите его.

Из чего он состоит?

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Опыт № 2: «Как образуется песок»

Песок может образовываться от разрушения гор, камней. Давай те возьмём в руки два кусочка сахара и потрём их друг об друга.

Что получилось?

Значит как образуется песок?

Опыт № 3: «Растворяется ли песок

А теперь давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой.

Что произошло с водой и песком?

Песок в воде видно или нет?

Какой можно вывод сделать?

(если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)

Ну раз мы с вами затрудняемся ответить на этот вопрос, я вам помогу. У меня есть сахар, кто знает, растворяется сахар в воде или нет? А когда сахар добавят в чай, видно в нем сахар или нет?

Растворяем сахар в воде и видим: его не стало. Тут же берем стакан с песком, в котором имеется песчаный осадок.

Какой можно сделать вывод?

Опыт № 4 «Сравнение сухого и влажного песка»

А давайте сравним мокрый песок и сухой. Возьмите его ложкой. Какой песок сыпучий?

Воспитатель: А почему?

Давайте понюхаем сырой песок и сухой. Какой из них имеет запах.

Какой сделаем вывод:

Воспитатель: Возьмите коктейльные трубочки и подуйте через них на сухой песок. Что с песком происходит?

Опыт № 5 «Сравнение веса песка и ваты»

На одну чашу весов положите комочек ваты, а на другую немного песка ложечкой. Что мы видим?

Какой мы сделаем вывод?

Вывод: какие свойства песка мы знаем.

Сейчас мы будем рисовать цветным песком.

Дети встают около воспитателя

Мы будем играть,исследовать.

Вызванный ребенок подходит к ящику и на ощупь определяет материал в ящике. Если ребенок затрудняется, приглашается другой.

Прокопий : в ящике лежит песок.

Рассаживаются за столы.

Песок нужен в строительстве.

Песком можно тушить пожар.

Песком можно посыпать дорожки зимой, чтобы не скользить.

Песком можно летом играть в песочнице.

Цветным песком можно рисовать.

Хотим.

Исследования проводят в лаборатории.

• внимательно слушать воспитателя,

• выполнять предложенные действия аккуратно

• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,

• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,

• всегда мыть руки по окончании работы.

Нам понадобится лупа.

Дети рассматривают через лупу песок в тарелочках.

Песок состоит из мелких песчинок.

Они похожи на мелкие камни.

Песчинки разные по форме, величине и окраске.

Берут два кубика сахара и трут друг об друга.

Сахар крошится.

Песок образуется при крошении камней, гор.

Песок смешался с водой.

Песок видно в воде.

Песок в воде не растворяется.

Растворяется сахар в воде.

Нет, не видно.

Песок в воде не растворяется, а сахар растворился.

Дети: Сухой песок сыпучий.

Дети: В мокром песке есть вода и она склеивает песчинки между собой.

Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;

Цвет – темнее, чем сухой песок;

Не движется под воздействием ветра;

Имеет специфический запах

Мокрый песок лепится.

Дети дуют через трубочку на песок, делают вывод:

Сухой песок может двигаться, когда дует ветер.

Дети определяют: что легче и что тяжелее.

Вата легкая, а песок тяжелый.

Песок имеет вес.

Песок состоит из мелких песчинок.

Они похожи на мелкие камни.

Песчинки разные по форме, величине и окраске.

Песок в воде не растворяется.

Песок может двигаться под воздействием ветра.

Песок имеет вес.

Дети рисуют с помощью клея и цветного песка, готовые шаблоны.

Самоанализ.

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

- познакомить детей с происхождением, составом (состоит из песчинок, свойствами песка (не растворяется в воде, не имеет запах, пропускает воду, поддается окрашиванию, имеет вес) через опытно-исследовательскую деятельность;

- обогащать словарный запас прилагательными, характеризующими свойства песка (сыпучий, сухой, мокрый, склеивается, активизация словаря «Время как песок»;

- закрепить знания детей о пользе песка для природы и человека;

- воспитывать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми прошла успешно. Дети были заинтересованы, внимательны, высказывали свои предположения. Песком можно не только на улице играть, но и исследовать его, а так же рисовать цветным песком.

Детям особенно понравилось рассматривать песок через лупу. Ведь песок увеличился визуально и можно было рассмотреть его частички. Опытно экспериментальная деятельность для дошкольников одна из самых интересных, так как дети узнают сами из экспериментирования, обосновывают уже не предположения, а на собственном опыте. Дети делали опыты и проговаривали результат, делали вывод. В данной совместной деятельности мы использовали песок в разных вариантах, вариативность, полифункциональность.

Дети знают правила безопасности при работе с песком. После каждого опыта дети делали вывод о свойствах песка.

Считаю, что поставленная цель и задачи мною выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительное место- Африка"

Дети окунуться в волшебный мир Африки, получат  новые сведения об Африке, изучат с преобладающий ландшафт Африки - пустыню, воссоздадут живую( животный и растительный мир) и неживую (горы, вулкан...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его удивительными свойствами» (с использованием метода экспериментирования)

Конспект НОД, способствующий формированию у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; Занятие объясняет детям через какие материалы воздействует магнит, знакомит их с мет...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»

познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...