Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Дети помогают ученым- геологам изучить свойства камней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnye_kamni.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе
«Удивительные камни».
Цель: Дать понятие о камнях и их свойствах.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства (разноцветные, гладкий, шероховатый, тонет в воде, большой, маленький);
- учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей по итогам в процессе познавательно- экспериментальной деятельности;
- развивать произвольное внимание детей в процессе познавательно – экспериментальной деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в паре.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Словарная работа: камни, глина, шероховатые, влажные, гладкие, живая и не живая природа.
Планируемые результаты:
- самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы и оборудование: картинки с живой и неживой природой, халаты или фартуки, подносы, камни разного цвета и формы, цветные карандаши, исследовательские карты, стакан с водой (по количеству детей), деревянный брусок, гвоздь и молоток (для воспитателя), лупы, исследовательские карты, посылочный ящик, коллекция камней, конверт.
Алгоритм деятельности
Воспитатель и дети заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня нас ожидает много интересного, много открытий, а помощниками нам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (стол, стул, окно, игрушки). А как одним словом назовем? (предметы). А если мы бы с вами оказались в лесу, то что бы нас окружало? (деревья, трава, цветы, насекомые). А как это все назвать одним словом? (природа) Ребята, но природа бывает тоже разной. Трава – это природа? А солнце? Трава живая? Да, правильно, живая, потому что она растет, дышит, дает семена для новых трав. А солнце - живое? Нет, это горячая звезда. Значит, природа бывает живая и неживая. Давайте поиграем в игру «Живая и неживая природа». Я буду показывать картинки, если предмет относится к живой природе вы хлопаете в ладоши, если к неживой - приседаете.
Игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель: Сегодня утром в группе я обнаружила посылку. Ребята, интересно, кто это нам посылку прислал. А может и не нам вовсе. Как мне проверить?
Дети: Надо прочитать адрес.
Воспитатель: А вы знаете адрес нашего детского сада, название группы? (Ответы детей).
Воспитатель: читает адрес получателя. Всё правильно, посылка пришла по адресу. От кого же она пришла, хотите узнать? Читает адрес отправителя «Институт геологии» Ребята, что это значит? (дети высказывают предположения).
Воспитатель: Геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки. (Открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (Читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи». Ну что, ребята, поможем? Как мы это сделаем? (ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию, где мы будем изучать свойства чего? (Камней).
Дети проходят к столам с оборудованием, одевают халаты. Воспитатель раздает камни и листы исследования).
Воспитатель: Мы будем, как настоящие ученые исследовать свойства камней. В лабораториях очень чисто, и поэтому ученые одевают халаты. У них своё рабочее место. Учёные работают парами, часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому и вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Я прошу вас удобно сесть за столы.
Воспитатель: Ребята, а камни это живая или не живая природа? Они же не растут, не двигаются, значит это неживая природа. А в каких местах много камней? (в море, в реке, в горах).
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Воспитатель: У вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно, можно взять в руки, потрогать. Как вы считаете, они одинаковые или разные.
Дети: Камни разные.
Воспитатель: А чем же они отличаются? Правильно, все камни отличаются формой и цветом. Все камни одинакового размера? (Нет). Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни по цвету, форме и размеру бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.) начинаем записывать результаты наших наблюдений. В первом квадрате (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательской карты) нарисуйте цветной камень. В следующем квадрате нарисуйте камни разного размера.
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
Воспитатель : Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
- чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры, ямочки). Молодцы, очень внимательные дети. Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Почему они такие? (Ответы?) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. Начнем записывать результаты наших наблюдений.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Опыт № 3. Твердость.
Воспитатель: Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый?) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и деревянный брусок. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается, предлагает двум—трем детям попробовать сделать то же.) Давайте я еще раз попробую. Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается?) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы.) Какой можно сделать вывод?
Вывод: Камень тверже дерева.
Опыт №4 Камни тонут в воде.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.) Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.
Вывод: Камни тонут в воде.
Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Посмотрите на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Давайте их повторим. Детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.
Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии.
Вам понравилось работать в нашей лаборатории?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В МИРЕ КАМНЕЙ"
В данном конспекте представлены исследования и эксперименты с детьми....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Камни»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Эти удивительные камни"
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему: "Эти удивительные камни". Для знакомства детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Учить самостоятельно делать ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные - ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экс-периментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2 Тема: «Волшебные камни»
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...