Семинар-практикум с элементами тренинга «Мир глазами - особого ребенка»
учебно-методический материал

 Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей, педагогов-психологов, логопедов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентности в работе с детьми с ОВЗ. Психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга

«Мир глазами  - особого ребенка»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей, педагогов-психологов, логопедов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентности в работе с детьми с ОВЗ. Психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья .

Задачи:

• Развивать умение учитывать особенности детей с ОВЗ при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

Используемые формы и методы: проблемный метод изложения материала, тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение коллектива.

Целевая группа: воспитатели, педагоги-психологи, логопеды.

Оборудование: мольберт, макет солнца, лучи солнца (карандаши и ручки, фломастеры, маркеры), схематичная фигура мальчика, релаксационная музыка.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада нашей встрече. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый получит положительные эмоции и зарядится определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развитияи об отношении к ним.

Ведущий (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Разминка. Упражнение «Передай импульс»

Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергией от природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три откройте глаза». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)

Педагог:

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации. Уровень цивилизованного развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

2. Упражнение «Сильные стороны» 

Цель: осознание собственных способностей и умений.

Каждому участнику раздаются лучики. Участники пишут на них свои сильные стороны профессионального мастерства: качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми.

Задача участников сложить лучики в одно солнце сильных профессиональных умений и способностей.

t1653285423aa.jpg

Участники приклеивают свой лучик к общему солнцу, объединяясь в одно общее солнце профессионалов своего дела.

Вопросы для обсуждения:

— Кто испытывал неловкость, затруднения?

— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

Ведущий:  Пусть это солнце(«Солнце способностей») греет нас всю нашу встречу  и помогает в работе. Какие-то стороны взаимоотношений предлагают задуматься, какие-то еще не достигли нужных способностей.

Много умений и знаний, сильных сторон педагогического мастерства мы с вами собрали. Оказывается у нас с вами большой «багаж»  знаний  .

Посмотрите  у нас с вами есть способности  значит есть и возможности

оказать помощь детям с ОВЗ.!

Обратите внимание сегодня у нас в гостях особый  гость ,который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и зовут его ОВЗейка! Он нас будет сопровождать на период тренинга.

(схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья)

3. Упражнение «Проникновение»

Родился долгожданный и желанный ребенок. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, не видит, много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами. Сейчас предлагаем просмотреть видио нарезки и определить с  какими  нозологиями  детки с нашего видио ролика .

Какое чувство родилось у вас при встрече с О В Зейкой?

(или с похожими детьми?)

(ВИДИО)

Ведущий: Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. В эту группу входят дети, требующие особого внимания и подхода к воспитанию.

4. Упражнение «Трудности»

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются обычные дети.

- Назовите определённую трудность детей с ОВЗ, связанную с процессом освоения программы или с общением со сверстниками и взрослыми. (Ведущий записывает на мольберте все предлагаемые варианты ответов).

Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Ведущий. Чтобы испытать на себе, то что чувствует ребёнок с овз, предлагаю превратиться в этого  ребенка поиграть  и выполнении заданий

5.Упражнение «Поводырь»

Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, слушая его команды, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники меняются ролями.

Обсуждение: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы с закрытыми глазами двигались по залу, какие ощущения вы испытывали? Комфортно ли было ходить с закрытыми глазами? Дети с ОВЗ испытывают подобные ощущения, попадая в новые изменённые условия ДОУ, и поэтому нуждаются в особом внимании и поддержке с вашей стороны, уважаемые педагоги.

Легко было выполнять задание?

Теперь можете взглянуть на своё художественное произведение.

Какие чувства, испытывали при работе?

Что мешало?

Как отражался на работе быстрый темп и «сухость» ведущего?

Какие чувства вызвал результат работы?

А дети с ОВЗ, с которыми мы работаем, находятся в таких ситуациях и испытывают такие чувства каждый день. Что еще они ощущают и чувствуют?

Психолог: Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. В нашем ДОУ  дети РАС, дети с нарушением речи ТНР, дети с ЗПР. И сейчас мы познакомимся с особенностями этих детей.

6. Притча «Протяни ты ему руку»

В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный громко кричал, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. "Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота". Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. "Дай же мне руку!" - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: "Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда ты сможешь его спасти".

Рефлексия.

Подумайте, пожалуйста, как мы можем помочь детям с ОВЗ?

Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из нас? (Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной)

Запишите на розовых стикерах свое предложение, что Вы, как педагоги можете дать ребёнку с ОВЗ?

А на голубых  стикерах  напишите свое пожелание этому ребенку.

Теперь по очереди зачитайте, что Вы написали и наклейте стикеры на фигуру мальчика ОВЗейки в виде одежды.

Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Я думаю, что нашему ОВЗейке понравилось с нами общаться! (приклеивается улыбка мальчику)

Заключение:

Хочу озвучить Вам еще одну мудрость:

- Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

- Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

- Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

- Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

- Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

- Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

- Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В конце нашего семинара хочу сказать всем педагогом и призвать к толерантному отношение  к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ предполагает способность понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. 

И давайте не будем забывать ,что педагог является образцом для детей, поэтому важно, чтобы он личным примером показывал толерантное отношение и проявлял его в поведении. 

7.Упражнение «Жизненные силы» 

Ведущий: В заключении я предлагаю, с помощью психологических  карт разработанных Т.Д. Зенкевич- Евстегнеевой задать себе   вопрос «Какая жизненная сила необходима мне для работы с детьми с ОВЗ?» Возьмите одну карту и прочитайте рекомендацию.

8. Упражнение «Поблагодари себя»

Ведущий: Молодцы! Хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. И погладим себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того, чтобы снять стресс, можно погладить себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. И будьте здоровы!

Спасибо Вам за внимание и за работу!

Каждый наш поступок,

который видят или слышат дети,

каждое наше слово, интонация,

в которой, оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием личности

П.П. Кащенко


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга "Семья глазами ребенка"

Цель: развитие компонента самосознания, через формирование чувства принадлежности к своей семьеЗадачи:  воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми дела...

Семинар практикум с элементами тренинга для родителей "Неусидчивый ребенок"

Семинар содержит теоретические знания о детях с гиперактивным поведением и игры, направленные на получение навыков взаимодействия с такими детьми....

Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"

Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"...

Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....

Мир глазами особого ребенка

Просвещение педагогов и родителей в области коррекционно – образовательной работы с целью повышения уровня их педагогического образования...

Семинар – практикум для родителей детей с ОВЗ «Поддержка особого ребенка. Ладошка желаний» (совместно с детьми)

Данная разработка это совместная деятельность детей с родителями, способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается положительно на ребенке. Помогает родителям лучше понимать ...

Тренинг « Мы - родители «особого ребенка»

Задачи занятия:Способствовать тому, чтобы родители осознали необходимость создать единую стратегию развития семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ или инвалидностью.Структура занятия:ПриветствиеИгра...