Семинар – практикум для родителей детей с ОВЗ «Поддержка особого ребенка. Ладошка желаний» (совместно с детьми)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Борзило Лилия Вениаминовна

Данная разработка это совместная деятельность детей с родителями, способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается положительно на ребенке. Помогает родителям лучше понимать своего ребенка и приучает его к сотрудничеству. В процессе совместного творчества у ребенка развиваются моторные навыки, мелкая мотрика, формируется воображение, происходит всестороннее развитие. Плюс ко всему это увлекательное, и так необходимое для ребенка времяпрепровождение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей детей с ОВЗ

 «Поддержка особого ребенка.  Ладошка желаний»  

(совместно с детьми)

Цель: донести до родителей (законных представителей) необходимость применения пальчиковых игр и упражнений для наилучшего психического и интеллектуального развития ребенка,  для использования в домашних условиях. 

Задачи:

  • Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня и речевого развития детей
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов
  • Создавать эмоционально комфортную обстановку в общении с детьми и взрослыми
  • Обучение практическим приемам  формирования навыков взаимодействия с детьми
  • Поиск эффективных путей взаимодействия с родителями

Предварительная работа:

  • подготовить приглашения для родителей на мероприятие
  • подготовить необходимые материалы для работы
  • фото детей для презентации
  • нарисовать контур елки, куда будут приклеиваться ладошки

Оборудование: ватман, влажные салфетки, цветная бумага, клеенка, тарелочки, бусины, пайетки, фломастеры, ленточки, ножницы, клей.


Технический материал:

- ноутбук

- мультимедийное оборудование

- музыкальное оборудование

- диски с записями мелодий из мультфильмов и сказок.

Методические приемы:

- игровая мотивация

- сюрпризный момент (появление снеговика)

- чтение художественной литературы

- игровые приемы

- запоминание

- обсуждение

- выполнение задания

- динамическая пауза;

- вопросы; показ; пояснение

- показ слайдов;

- рассматривание демонстрационного материала

- слушание музыки

- обобщение, поощрение.

План проведения:

1.     Мини-лекция с презентацией:

- «Семья партнер и помощник педагогам детского сада в развитии ребенка» (дефектолог)

- «Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников» (логопед)

2.     Совместная практическая деятельность родителей и детей.

3.     Сюрпризный момент (появление снеговика, игры со снеговиком).

4.     Рефлексия мероприятия.

Ведущий психолог: Здравствуйте, мы рады вас всех видеть. Очень вам благодарны, что вы откликнулись на нашу просьбу, участвовать в нашем совместном мероприятии «Поддержка особого ребенка». Надеемся, что вам понравится все то, чем мы будем сегодня заниматься и вы не пожалеете что пришли к нам.

  • Игра «Похвалилки»

        Цель: снятие напряжения, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

       Каждому участнику предлагается назвать свое имя и рассказать, что лучше всего он умеет делать, или то, что он любит. Например, меня зовут Лилия,  я люблю ухаживать за животными.

  • Разминка «Снежки».

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Ведущий: Представим себе, что все мы – снежки. Снежки выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Снежки постоянно двигаются и время от времени объединяются в снежные комочки. Число будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас мы все по сигналу начнём быстро двигаться, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда снежки должны объединиться в комочки соответственно числу.

(по окончанию игры родители и дети приглашаются за столы)

(слайд новогодняя елочка)

Ведущий психолог: 

Ой, вы гости-господа!

Долго ль ехали? Куда?

Добро за морем, иль худо?

И какое в свете чудо?

Чтобы оказать вам честь,

И сказать, что чудо есть

Мы по доброй вашей воле

Пригласили в наше ДОУ

Педагоги здесь  встречают

На занятье приглашают.

Мини-лекция

Дефектолог:  «Семья партнер и помощник педагогам детского сада в развитии ребенка»

Логопед: «Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»

     В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.

     В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связанна очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. На всех кончиках детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой центр, это как раз и влияет на развитие ребёнка. К такому выводу и пришли ученые, что начинает формироваться устная речь только тогда, когда становятся точными движения пальцев рук.

       Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

      Хороший эмоциональный фон создают именно игры с пальчиками. Они учат слушать и понимать смысл, повышают речевую активность ребёнка. Он начинает концентрировать свое внимание и правильно распределять его. Если малыш будет выполнять упражнения, вместе с короткими стихотворениями, то речь его станет более ритмичной, четкой и яркой. А также у него появится контроль над выполняемыми действиями, а также развивается фантазия и воображение.

Ведущий психолог: 

Скоро праздник на планете,

Знают взрослые и дети,

И стоит он у ворот,

Это праздник – Новый год!

Я занятие начну,

В праздник вас всех приглашу.

Будем елку  наряжать…

Наши пальцы развивать

Станет ёлочка красивой,

Скажет Дед Мороз – спасибо!  

Ведущий психолог: Давайте подготовимся к новогодним чудесам, сделаем для себя волшебную елку. В преддверии Нового года желаю вам исполнения самых заветных желаний. Пусть наступающий год станет временем для новых открытий, встреч, ярких эмоций и незабываемых впечатлений. А в волшебную новогоднюю ночь свершится настоящее чудо,  родные и близкие поделятся с вами своим душевное теплом и любовью. Сегодня на занятии мы все вместе будем работать творчески, у нас должно получиться единое произведение, состоящее из отдельных частей – ладошек, нарисованных взрослыми и детьми, из ладошек мы сделаем большую елку, которая исполнит наши желания, наполненные  добрыми чувствами и эмоциями.  Снеговик-почтовик уже в пути и он передаст елочку Деду Морозу.

      (слайд с украшенными ладошками)   

       А делать ее будем так. Для начала нужно обвести ладошки взрослые и детские. И украсить их по своему желанию.  На одной стороне ладошки нужно написать желание.

       (слайд эмоции)

       Затем перевернуть ладошку и нарисовать эмоцию, с каким настроением вы пришли к нам (веселое, грустное, удивленное, радостное и т.д.). Ну, а сейчас, что  бы елка получилась праздничной и новогодней, давайте приступим к украшению  ладошек. У вас на столах есть разнообразный материал, которым  будем украшать ладошку: это мелкие предметы, ленточки, цветная бумага, бусины,  пайетки.  Чем наряднее будет ваша ладошка, тем быстрее исполнится ваше желание.  Для украшения ладошек вам отводиться 10 минут. Можете приступать к работе.

(во время работы звучит спокойная музыка, педагог помогает и

спрашивает почему такая или иная эмоция на ладошке )

Ведущий психолог: Какие замечательные, интересные, красивые  ладошки у вас получились. Теперь нужно приклеить ваши украшенные ладошки на ватман, что бы у нас получилась большая,  красивая елочка, которая исполнит все ваши желания. (слайд с елочками)

(приклеивают и  садятся на   места)

Ведущий психолог: Посмотрите, какая сказочная,  волшебная елка у нас получилась.

(звучит веселая  музыка,  появляется снеговик)

Снеговик: Здравствуйте взрослые и дети.

                    Прибыл я издалека.

                    Была дорога не легка,

                    Дед Мороз меня послал,

                    Что я елочку забрал,

                    И доставил ему в лес,

                    Для исполнения чудес.

(смотрит на елку, восхищается елочкой, отметить –

что много желаний на елочке от взрослых и детей).

Снеговик: Я затейник-снеговик

                    И с детьми играть привык

                    Снеговик я озорной

                    Будете играть со мной??

                    Есть снежинка у меня

                    Будет с ней интересная игра.

(строит в хоровод и проводит игру)

Снеговик: А сейчас я прощаюсь с вами, т.к. мне нужно передать вашу красавицу Деду Морозу, для того, что бы ваши желания начали исполняться.

Ведущий психолог: А закончить сегодняшнюю встречу хочется словами детской писательницы Ольги Высотской:

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минуту досуга
Рядом, вместе побудьте

Список литературы:

  1. Беззубцева Г. В., Андрианевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2003.
  2. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб., 2004.
  3. Озеров В.П. Психомоторные особенности человека./ Озеров В.П. – Дубна.
  4. Соковых С. В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Шанина С. А., Гаврилова А. С.. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического семинара-практикума для родителей детей подготовительной к школе группы «Давайте поиграем дома с детьми»

Одним из основных целевых ориентиров Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» на этапе завершения дошкольного образования является хорошо сфор...

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление, предупреждение, исправление».

Семинар - практикум с родителями детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Зеркальное» письмо букв. Выявление,  предупреждение, исправление»....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ детей младшей группы «Игра детей – дело взрослых»...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые и подвижные игры. Играем вместе с детьми» в средней группе

Большинство родителей (85%) уделяют достаточно времени своему ребёнку, понимают значение игры в его жизни. В подвижные игры со своими детьми играет 25% родителей, но они не отличаются разнообразием...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Виды конструкторов. Учимся играть в Лего вместе с детьми".

На данном семинаре родители знакомятся сразличными видами конмтрукторов. Подробно узнают о значимости игры в конструктор Лег одля развития творческого потенциала детей. Получают информацию о том, как ...

Семинар- практикум для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми".

Общение с детьми процессе рисования, наблюдение за ними,  привело меня к желанию  использовать разнообразные техники рисования чтобы создать интерес к занятию с первых минут и...