Семинар практикум с элементами тренинга для родителей "Неусидчивый ребенок"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Радченко Анастасия Евгеньевна

Семинар содержит теоретические знания о детях с гиперактивным поведением и игры, направленные на получение навыков взаимодействия с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx177.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени                                                  

  (МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)

Заседание «Школа заботливых родителей»:

тренинговое занятие «Неусидчивый ребёнок»

Педагог-психолог: Рыбина А. Е.

Тюмень, 2018

Цель: обучение родителей особенностям воспитания  гиперактивного ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «гиперактивный ребенок».
  2. Предложить техники эффективного взаимодействия с детьми.

Материалы и оборудование: презентация, ручки или карандаши (по количеству участников), листочки для бейджиков, музыка для упражнения «подвигай телом», анкеты для родителей, памятки.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть:

1. приветствие.

2. Знакомство с планом работы, принятие правил групповой работы.

3. Упражнение «Подвигай телом».

II.  Основная часть:

1. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

2. «Что такое гиперактивность»

3. «Причины гиперактивности»

4. Упражнение «Инструкция»

5. «Как выявить гиперактивного ребенка»

6. Игра «Говори»

      7.   «Как помочь гиперактивному ребенку»

      8. «Как играть с гиперактивными детьми»

      9. Упражнение  «Маленький зверёк»

               III. Заключительная часть:

1. обратная связь.

Ход занятия

I. Вводная часть: приветствие (3 мин)

(Вначале занятия участники делают для себя бейджики с именами).

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня на нашем психологическом тренинге мы получим  правильное, более точное представление о гиперактивных детях, научимся  понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности этих детей, будем развивать  навыки в совместной деятельности, умения сотрудничать с нашими детками, будем учиться согласовывать собственное поведение с их поведением.

Поднимите руки те, кто пришел на занятие, кому просто интересна тема про неусидчивых детей? Поднимите руки те, кто считает своих детей неусидчивыми?

Знакомство с планом занятия (1 мин)

Цель: познакомить участников с ходом тренинга.

Правила работы группы (4 мин)

Цель: обсудить и принять общие правила в группе.

Психолог.  Для эффективной работы в группе нам нужно принять общие правила для всех участников. (Слайд из презентации - обсуждение правил группы).

Для начала мы должны определить нормы и правила нашего тренинга. Я буду их называть, вы соглашаться или нет, будете добавлять свои.

Начнем:

1. Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

2.  Правило: «здесь и сейчас». Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения, но только в контексте их сегодняшнего отношения к тем ситуациям и отношениям.

3. Все высказывания должны идти от своего имени: «я считаю...», «я думаю...», а не «все сейчас думают...», «большинство из нас...» и т.д.

4. При обращении к другому участнику или в рассказе о нем необходимо обращаться непосредственно к нему: «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила.

5. Безоценочность высказываний в отношении других участников группы. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценка личности.

6. Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но одновременно у участников есть право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

7. Право говорить и обязанность слушать. Никто не имеет права монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять в ней участие. Каждый может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

Упражнение «Подвигай телом» (4 мин)

Цель: создать условия для эффективного сотрудничества; способствовать сплоченности коллектива, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.

Инструкция: Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

  • танцуем правой рукой;
  • танцуем левой рукой;
  • танцуем обеими руками;
  • танцуем отдельно головой;
  • танцуем левой ногой;
  • танцуем правой ногой;
  • танцуем обеими ногами;
  • танцуем туловищем;
  • танцуем обеими плечами;
  • танцуем бровями;
  • добавляем к танцу голову и шею;
  • добавляем плечи;
  • добавляем к танцу руки;
  • добавляем правую ногу;
  • добавляем левую ногу;
  • танцуем всем телом;
  • исключаем из танца правую ногу;
  • исключаем из танца ноги;
  • исключаем из танца туловище;
  • исключаем из танца руки;
  • исключаем из танца плечи;
  • исключаем из танца голову;
  • остановились;
  • улыбнулись!

Хорошо, настроение нашему занятию мы задали! Было в этом что-то похожее на поведение неусидчивых детей?

II. Основная часть

Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»   (5 мин)

Цель: определить характерные особенности гиперактивного ребенка.

Группа в ходе предыдущей игры уже поделена на 3 — 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет «особого» ребенка» (см. Приложение) на которой перечислены индивидуальные особенности разных категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая группа зачитывает характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

Как вариант проведения упражнения, каждая подгруппа выбирает три наиболее ярких характеристики гиперактивного ребенка, которые записывает на полосках бумаги.

После того, как портрет ребенка составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на стенде.

  • Слишком говорлив
  • Отказывается от коллективной игры
  • Чрезмерно подвижен
  • Имеет высокие требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Ощущает себя отверженным
  • Любит ритуалы
  • Имеет низкую самооценку
  • Часто ругается со взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Отстает в развитии речи
  • Чрезмерно подозрителен
  • Вертится на месте
  • Совершает стереотипные механические движения
  • Постоянно контролирует свое поведение
  • Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • Сваливает вину на других
  • Беспокоен в движениях
  • Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
  • Часто спорит со взрослыми
  • Суетлив
  • Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • Любит заниматься головоломками, мозаиками
  • Часто теряет контроль над собой
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Импульсивен
  • Плохо ориентируется в пространстве
  • Часто дерется
  • Имеет отсутствующий взгляд
  • Часто предчувствует «плохое»
  • Самокритичен
  • Не может адекватно оценить свое поведение
  • Имеет мускульное напряжение
  • Увлекается коллекционированием
  • Имеет плохую координацию движений
  • Опасается вступать в новую деятельность
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • Робко здоровается
  • Годами играет в одну и ту же игру
  • Мало и беспокойно спит
  • Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
  • Толкает, ломает, рушит все кругом
  • Чувствует себя беспомощным

 «Что такое гиперактивность» (5 мин)

 «Гипер ... » (от греч. hyper - «над», «сверху») - часть слова, указывающая на превышение нормы. Внешние проявления гиперактивности это - невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко  отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать,  им  трудно долго сидеть на одном месте, молчать, Подчиняться инструкциям.

Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, раздражительны, вспыльчивы и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,  толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.  Вероятно, каждому  родителю знаком этот портрет.

Внешние проявления гиперактивности:

- Отвлекаемость

- Невнимательность

- Импульсивность

- Повышенная двигательная активность.

Часто таким детям сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.

«Причины гиперактивности» (5 мин)

Причины появления гиперактивности у ребенка: могут быть генетические факторы, родовые травмы (повреждение ЦНС), перенесенные ребенком инфекционные заболевания и психосоциальные факторы (психотравмы, стиль воспитания). Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной  до сих пор не существует.

1.  Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена. Мальчики чаще, чем девочки - 4:1. Преимущественно эти дети светловолосые, голубоглазые.

2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.

3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.

4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное.

5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме. Симптомами дефицита является постоянное чувство жажды, сухие волосы, сухость кожи, частое мочеиспускание.

6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.

Упражнение  «Инструкция» (7 мин)

Цель: ощутить состояние гиперактивного ребенка, находящегося в социальной среде

Инструкция: «Сейчас группа расположится по кругу и рассчитается на 1 – 2. Первые номера ходят в кругу и здороваются со всеми за руку. Вторые – будут выполнять мои инструкции, здороваться с первыми номерами и одновременно считать количество предметов круглой и квадратной формы в данном помещении.

Ход выполнения: Группа делится на 1 и 2. Первые здороваются. Вторые здороваются, пытаются считать предметы и выполнять инструкции: «идем на носочках, не подпрыгиваем, не разговариваем, молчим, не шумим, останавливаемся и т.д.». Вторые сбиваются. Затем группа садится на свои места.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, кому было легче выполнять задание?

Как себя чувствуют вторые номера?

Выводы: Думаю и участники, которые были первыми номерами и особенно участники под вторыми номерами теперь могут себе представить, что чувствуют дети, которым приходиться  одновременно выполнять несколько инструкций. Особенно, если ребенок гиперактивен.

 «Как выявить гиперактивного ребенка»  (10 мин)

Диагноз «синдром  гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу использовать тактику работы описанную выше. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем  проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.

Критерии выявления гиперактивного ребёнка (схема наблюдений за ребёнком):

  • Дефицит активного внимания: непоследователен, ему трудно удерживать внимание; не слушает, когда к нему обращаются; с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его; испытывает трудности в организации; часто забывчив; часто теряет вещи; избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  • Двигательная расторможенность: постоянно ёрзает; проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь); спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве; очень говорлив.
  • Импульсивность: начинает отвечать, не дослушав вопроса; не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает; плохо сосредоточивает внимание; не может контролировать и регулировать свои действия, поведение слабо управляется правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляются, хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

Вопросы для обсуждения: какие есть вопросы?

Давайте в игре рассмотрим один из признаков гиперактивности…

Игра «Говори...»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Тренер говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» Тренер делает паузу. «Говори... Какого цвета занавески в нашей группе? Говори... Какой сегодня день недели? Говори...»

Игра проходит в кругу. Впоследствии родители могут играть с детьми в эту игру дома.

Обсуждение игры проходит в кругу.

 «Как помочь гиперактивному ребенку» (10 мин)

Цель: обозначить направления коррекционной работы с гиперактивными детьми.

  • Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.
  • Перед началом работы (занятия, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, например, каждые 15 -  20 минут выдавать ему жетоны, которые в течении дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры, совместное чтение, в зависимости от особенностей и желания конкретного ребенка.
  • Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов).
  • Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать взрослого, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала нужно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы можете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемым способом: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом. Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Гиперактивный ребёнок не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться через 15-20 мин.

Упражнения: дыхательные, для развития мелкой моторики рук, функциональные упражнения (развитие внимания, самоконтроля, произвольности), релаксация.

 

  • Развитие внимания: найди отличие, запретное движение
  • Контроль двигательной активности: разговор с руками, море волнуется, черепаха
  • Контроль импульсивности: съедобное-несъедобное, говори, кричалки-шепталки-молчалки, рубка дров,

Вопросы для обсуждения: какие есть вопросы?

 «Как играть с гиперактивными детьми» (10 мин)

Цель: познакомить с особенностями проведения игр с гиперактивными детьми.

При подборе игр, особенно подвижных, следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях). В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

В качестве индивидуальной работы можно использовать игры: «Разговор с руками», «Археология».

Коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до» и др. описание отдельных игр представлено в раздаточном материале.

Игра «Маленький зверек» (10 мин)

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение. Ведущий задает вопрос о том, что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течении его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно три минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

III. Заключительная часть

 

Цель:  подведение итогов

 Обратная связь: участники заполняют анкету.

Родителям раздаются памятки.

Каким было для Вас это занятие? (одним словом – прилагательным). Я считаю, мы сегодня продуктивно с Вами поработали, спасибо что пришли.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей гиперактивных детей

  • Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.
  1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет”, "нельзя”, "прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

  • Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
  1. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  2. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  3. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

  • Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
  1. И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
  1. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что "Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

           

Анкета обратной связи

  1. Мне понравилось на занятии ________________________________________________________
  2. На занятии я узнал(а) ________________________________________________________
  3. На занятии мне не понравилось ________________________________________________________

Пожалуйста, проставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:

Анкета обратной связи

  1. Мне понравилось на занятии ________________________________________________________
  2. На занятии я узнал(а) ________________________________________________________
  3. На занятии мне не понравилось ________________________________________________________

Пожалуйста, проставьте свои оценки, отметив их на шкале от 0 до 10:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)

Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...

Городской семинар-практикум с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Мастер-класс на городском семинаре-практикуме с элементами тренинга "Использование мнемотехник в речевом и познавательном развитии дошкольников"...

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников».

повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:- о воспитании, развитии, дисциплине;- о психологической безопасности детей...

Семинар - практикум с элементами тренинга "Мир особого ребенка"

Семинар - практикум с элементами тренинга "Мир особого ребенка"...

Семинар-практикум с элементами тренинга «Мир глазами - особого ребенка»

Развитие профессионально-личностной готовности воспитателей, педагогов-психологов, логопедов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; повышение компетентност...