Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"
материал по обучению грамоте
Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_podgotovka_doshkolnikov_elementam_gramoty.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, будем активными участниками сегодняшнего семинара практикума. Предлагаю проговорить все ситуации, которые связаны с обучением детей элементам грамоты. Заметьте ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ. Мы с вами не должны вступать в противоречие с задачами и методами школьного обучения. Тем не менее, дошкольника мы готовим к обучению грамоте. Каким образом?
Прошла у нас неделя тематического контроля, далее есть ситуация, что подтягиваются малыши к тому моменту, когда непосредственно начнут изучать, исследовать азы грамоты.
Хочу сказать, в последнее десятилетие идет тенденция ранней подготовки ребенка к обучению в школе, точнее раннего обучения. НЕ РАЗВИТИЕ даже, а именно ОБУЧЕНИЕ (счету, чтению). Это хорошо или плохо?
(ОБСУЖДЕНИЕ)
И ответьте пожалуйста на вопрос в чем опасность, когда мы рано учим читать? (перегруз)
Не в форме школьных уроков, а в игре, используя детские виды деятельности (конструирование, лепка, аппликация, эксперименты)
От того, как мы с вами будем вводить ребёнка в мир грамоты, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но, в целом, и усвоение им русского языка.
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения.
При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Вопросы для обсуждения:
1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию речи, подготовка руки к письму)
2) Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? (Детям интересно, будет легче учиться, запрос родителей.)
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
- знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
- научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
- научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).
2. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличается звук от буквы?
- Какие звуки называются гласными?
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?
- Что такое слог? (правило)
- Что такое предложение? (правило)
- В русском языке 33 буквы
- Звуки мы можем увидеть
- Звуки мы слышим и произносим
- Гласные бывают твердые и мягкие
- Согласные бывают звонкие и глухие
- Фонетика изучает части речи
- Большой и маленький – это синонимы
- Предлоги со словами пишутся раздельно
- Глагол – это служебная часть речи
- В русском языке 7 падежей
Когда играли в эту игру мы чувствовали некое напряжение. Если вы допустите репродуктивный метод обучения на мой взгляд ребенок то же самое будет испытывать.
3. На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?
Отметим несколько моментов, с которыми иногда воспитатели испытывают трудности при раскрытии темы:
Дифференциация гласных и согласных звуков в русском языке должна обосновываться с периода дошкольного обучения на наличии и отсутствии преграды. Гласные произносятся свободно, согласные — с преградой. Ошибочно обучать различию по возможности пропевать или растягивать звуки (шипящие и сонорные согласные могут быть растянуты при произношении, как и гласные). «Ребята, произнесём вместе звук [a]. Встречает ли голос преграду? Нет». — «Попробуем растянуть звук [б]. Встречает звук преграду? Да. Какую? Губы».
Объяснить ребёнку понятие «твёрдость-мягкость» нельзя, нужно помочь развить его фонематическое восприятие. С этой целью даются задания: «Я буду называть тебе слова, а ты должен назвать те, которые начинаются с твёрдого [c]?», «Какое слово из названных начинается с мягкого [с’]?» и т. д. Обучаем слышать различие в качестве звука через сопоставление парных согласных: «В слове «зебра» ты слышишь весёлый звук [з’] или серьёзный [з]?»
ПОЧЕМУ 1 ЗВУК СИНЕГО ЦВЕТА. Другой зеленого (оцените суть вопроса)
Правильно ли будет если мы будем использовать материал презентации при изучении нового звука.
Можем ли для анализа взять словоНОЖ, ОКНО
Когда в каком возрасте) мы объясняем функцию йотированных звуков
Ребята испытывают положительные эмоции при использовании простых вещей (прищепки, скрепки, кубики и др.) в процессе обучения
В детском саду проговаривание правил написания безударных гласных не требуется. Тем более нельзя заучивать с детьми какие-либо правила. На начальном этапе обучения грамоте педагог должен подбирать для объяснения и включать в задания слова, в которых написание букв совпадает со звучанием (гласные стоят в сильной позиции). Например, вместо слова «окно» ([акно́]), использовать форму множественного числа «окна» ([о́кна]). Однако вкрапление слов, состоящих из гласных в сильной и слабой позициях, имеет место во время обучения. Заниматься пропедевтикой орфограммы «Безударная гласная в корне слова» с дошкольниками не нужно. Достаточно предупредить ребят, что предстоит работа со словом, в котором произносится не тот гласный, что пишется, но на занятии вы постараетесь выделять звук голосом, как он написан. Орфографическое чтение поможет в дальнейшем совершать меньшее количество ошибок в таких словах.
Функции йотированных букв (я, ё, ю, е) должны быть разъяснены воспитанникам подготовительной группы:
смягчение согласного, после которого стоит йотированная буква;
обозначение двух звуков в позиции начала слова, после гласного и после разделительного твёрдого знака: я — [ja], ё — [jo], ю — [jу], е — [jэ].
На эту группу букв выполняются отдельные упражнения, сначала занимаются анализом слов с йотированной буквой после согласного, затем — с йотированной в начале слова.
Подготовка к обучению письму состоит из обучения звуковому анализу слова и развития моторики руки.
Этапы работы над моторикой:
Развитие умения правильно держать карандаш.
Ориентация на листе бумаги.
Закрашивание буквенных изображений для запоминания образа букв.
Написание (печатание) букв.
Работа с прописями не рекомендуется с детьми дошкольного возраста, обучение письму в старшей и подготовительной группе основывается на написании отдельных линий и печатных букв, а не прописных.
На занятиях по обучению письму одновременно с развитием технической стороны (зрительно-моторной координации, мелкой моторики) продолжается работа над смыслом.
Ребёнок должен понимать, что он читает и пишет, иметь постоянный интерес к обучающей деятельности. Задания не должны становиться рутиной, а вызывают положительную мотивацию. Ребятам предлагаются задания на придумывание и написание собственных небольших записочек или посланий: «Напиши приветствие другу», «Придумай пожелание ко Дню рождения», «Составь просьбу Деду Морозу» и др. Ребёнок должен понимать, что навык письма необходимо совершенствовать не ради похвалы или хороших оценок в школе. Это способ общения во времени и на расстоянии.
Мотивирующее начало занятия Работа с буквами и звуками может казаться детям рутинной деятельностью, к которой быстро угасает интерес. При подготовке к изучению каждой темы воспитатель должен достаточно внимания уделить начальному этапу занятий. Мотивировать ребят к изучению особенностей звуков и разбору слов нужно, привлекая дополнительные материалы. Плакаты, иллюстрации, карточки должны использоваться на каждом занятии. Помимо называния изображённых слов, ребята могут составлять короткие рассказы по картинкам, совершенствуя устную речь. Ведущей деятельность у детей 6–7 года жизни остаётся игра как способ познания явлений и взаимосвязей в окружающем мире. Хорошо начинать занятия с игрового или сюрпризного момента. Можно проводить дидактические и подвижные игры для переключения внимания во время занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников элементам грамоты (2014 г.)
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу по...
Обучение дошкольников элементам грамоты (полезные советы для педагогов и родителей)
"Обучение дошкольников элементам грамоты "...
Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1. Познакомить педагогов с методическими аспе...
Папка - передвижка "Обучение дошкольников элементам грамоты"
Папка - передвижка для родительского уголка ДОУ, поможет родителям дошкольников с ОВЗ при работе с детьми по грамоте....
Семинар-практикум для воспитателей."Обучение дошкольников элементам грамоты".
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....
Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты
Актуальность проектаС первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сох...
Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель консультации: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте....